Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:50, реферат
Дисциплина «Психология и педагогика» помогают формированию целостного представления о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности, будут способ-ствовать развитию навыков учиться, культуры умственного труда, самообра-зования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.
Введение
1. Возникновение психологического знания.
2. Понятие об ощущениях.
3. Классификация ощущений.
4. Основные свойства ощущений.
5. Понятие о порогах чувствительности.
6. Понятие о сенсорной адаптации.
7. Понятие о сенсорной депривации.
8. Понятие о репрезентативных системах.
9. Общая характеристика восприятия.
10. Фазы восприятия.
11. Виды восприятия
12. Основные свойства восприятия.
13. Феномены восприятия.
Список используемой литературы.
Астраханский Государственный Технический Университет
Реферат
на тему: «Ощущение и восприятие человека»
По предмету психология и педагогика
Преподаватель Темофеев Юрий Петрович
Студент ИДО
г. Астрахань 2009 год
План
Введение
1. Возникновение психологического знания.
2. Понятие об ощущениях.
3. Классификация ощущений.
4. Основные свойства ощущений.
5. Понятие о порогах чувствительности.
6. Понятие о сенсорной адаптации.
7. Понятие о сенсорной депривации.
8. Понятие о репрезентативных системах.
9. Общая характеристика восприятия.
10. Фазы восприятия.
11. Виды восприятия
12. Основные свойства восприятия.
13. Феномены восприятия.
Список используемой литературы.
Введение.
Дисциплина «Психология и педагогика» помогают формированию целостного представления о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности, будут способ-ствовать развитию навыков учиться, культуры умственного труда, самообра-зования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.
Изучение курса психологии и педагогики способствует:
- повышению общей и психолого-педагогической культуры;
- формированию целостного представления о психологических особен-ностях человека как факторах успешности его деятельности;
- умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собст-венных действий;
- самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;
- самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.
1. Возникновение психологического знания.
Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к области психологии, возник давно. Слово “психология” в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (греч. psyche – душа и logos – учение, понятие). Сейчас вместо понятия “душа” используется понятие “психика”. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Связано это с тем, что с течением времени изменились представления о предмете психологии. В древние времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Такое верование получило название анимизма (от лат. “анима” – дух, душа). Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. Деятельность животного и человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или смерти объясняются ее отсутствием.
Психология зародилась в недрах античной философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием “душа”. Античные философы с помощью этого понятия пытались выразить самое главное, сущностное начало любого предмета живой природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания и познания.
В рамках античной философии сложилось несколько вариантов учения о душе – материалистическое и идеалистическое. Материалистическое понимание души возникло и развивалось как часть материалистической философии. В наиболее завершенном виде это учение предстало в трудах выдающегося древнегреческого мыслителя Демокрита. Согласно его учению, мир представляется состоящим из множества мельчайших, неделимых частиц – атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и подвижные из них – это атомы души. Она с этого времени стала рассматриваться как материальный орган, олицетворяющий тело.
Платон же представлял душу как самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам.
Учение о душе как независимый раздел философии впервые было выделено и оформлено Аристотелем, а его трактат “О душе” можно рассматривать как одно из первых научно-психологических сочинений, который в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.
Аристотель выделял пять чувств, но в действительности у человека их десять: зрение, слух, два вида химический чувствительности (вкус и обоняние), четыре вида кожной чувствительности (тактильная, болевая, ощущения холода и тепла) и два проприоцептивных чувства (кинестетическое и вестибулярное). Всем органам чувств присуще наличие рецепторных клеток, которые преобразуют воздействие физических раздражителей в нервные импульсы.
Существенное значение для развития психологического знания имело декартовское учение о рефлексе как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Под влиянием Декарта развивалась вся психология Нового времени, воспринявшая, с одной стороны, его учение о сознании как непосредственном знании души о самой себе, с другой – его учение о рефлексе как закономерном отражении внешних импульсов от мозга к мышцам.
2. Понятие об ощущениях.
О богатстве окружающего мира, звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. В познавательных процессах ощущения образуют их чувственную ткань, первооснову.
Ощущение – это простейший познавательный психический процесс, который дает разнообразную информацию, она состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение является самой первой связью человека с окружающей действительностью. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. Раздражимость – общее свойства предметов и явлений всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), то есть непосредственно влияющих на жизнь организма и на органы чувств; рецепторы – окончания чувствующего нерва (основная часть каждого органа чувств). На ранней стадии развития живого простейшим организмам (пример – инфузория-туфелька) нет необходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности – раздражимость является достаточной. На более сложной стадии, когда живому необходимо определять какие-либо предметы, нужные ему для жизнедеятельности, а, следовательно, и свойства этого предмета как нужные для жизнедеятельности, – на этом этапе происходит преобразование раздражимости в чувствительность. Чувствительность – способность реагировать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реагирующей на шорох). Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения.
Раздражение вызывает возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.
Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. В зависимости от характера отражения и места расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы.
Главной особенностью ощущения является то, что отражается лишь одно какое-либо качество предмета обособленно.
На этом уровне еще нет синтеза ощущений в более качественное отражение. Это уровень наиболее элементарного отражения. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Благодаря ощущениям человек отличает предметы, и явления по цвету, запаху, вкусу, гладкости, температуре, величине, объему и другим признакам. Ощущения возникают при непосредственном контакте с предметом. Так, например, о вкусе яблока мы узнаем тогда, когда пробуем его. Или, например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук или только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а, следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.
Тем не менее, ощущения – это главный источник поступления информации для человека. На основе этой информации строится вся психика человека – сознание, мышление, деятельность. На этом уровне происходит непосредственное взаимодействие субъекта с материальным миром. Т.е., ощущения лежат в основе всей познавательной деятельности человека.
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат для приема воздействий из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) периферический отдел, называемый рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);
2) проводящие нервные пути (афферентный отдел – передает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел – по нему передается ответная реакция из центра к периферии);
3) ядро анализатора – корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Таким образом, органом ощущения является центральный отдел анализатора.
3. Классификация ощущений.
К первой группе относятся ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстероцептивные ощущения. Ко второй группе относятся интероцептивные ощущения. Они связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. К третье группе относятся кинестезические (двигательные) и статистические ощущения, ощущения собственных движений и пространственного положения тела, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате, – это проприоцептивные ощущения (от лат. “proprius” – собственный). Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.
Экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.
Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Вкус делиться на четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое.
Кожная чувствительность, или осязание. Кожа является органом чувств, и связанные с ней ощущения названы кожными. Это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода (это температурные ощущения), причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности. Не всякое прикосновение воспринимается, поскольку для достижения порога чувствительности на кожу надо надавить с достаточной силой. Стимуляция любого органа чувств, превышающая верхний абсолютный порог ощущений, вызывает боль; если же стимул настолько слаб, что не достигает нижнего абсолютного порога, то он не воспринимается. Для разных ощущений пороги различны. Волоски на теле являются высокочувствительным инструментом, и для ощущения прикосновения достаточно, чтобы они были просто согнуты. Так называемый физиологический ноль (кожный ноль) соответствует температуре, ниже которой возникает ощущение холода, а выше – тепла. Физиологический ноль сдвигается при адаптации тела к определенной температуре. Это явление объясняет, почему вода в ванне может казаться такой горячей, когда в нее только погружаешься, но через некоторое время становится приятной. Когда температура повышается, чувствительность к теплу снижается, а чувствительность к холоду возрастает.