Ощущение и восприятие человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:50, реферат

Описание

Дисциплина «Психология и педагогика» помогают формированию целостного представления о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности, будут способ-ствовать развитию навыков учиться, культуры умственного труда, самообра-зования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Содержание

Введение
1. Возникновение психологического знания.
2. Понятие об ощущениях.
3. Классификация ощущений.
4. Основные свойства ощущений.
5. Понятие о порогах чувствительности.
6. Понятие о сенсорной адаптации.
7. Понятие о сенсорной депривации.
8. Понятие о репрезентативных системах.
9. Общая характеристика восприятия.
10. Фазы восприятия.
11. Виды восприятия
12. Основные свойства восприятия.
13. Феномены восприятия.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

реферат психология и педогогика.doc

— 1.48 Мб (Скачать документ)


Астраханский Государственный Технический Университет

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Ощущение и восприятие человека»

 

По предмету  психология и педагогика

 

 

 

 

Преподаватель      Темофеев Юрий Петрович

Студент ИДО                                       Барон Л.А

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Астрахань 2009 год

План

Введение

1.        Возникновение психологического знания.

2.        Понятие об ощущениях.

3.        Классификация ощущений.

4.        Основные свойства ощущений.

5.        Понятие о порогах чувствительности.

6.        Понятие о сенсорной адаптации.

7.        Понятие о сенсорной депривации.

8.        Понятие о репрезентативных системах.

9.        Общая характеристика восприятия.

10.   Фазы восприятия.

11.   Виды восприятия

12.   Основные свойства восприятия.

13.   Феномены восприятия.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Дисциплина «Психология и педагогика» помогают формированию целостного представления  о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности, будут способ-ствовать развитию навыков учиться, культуры умственного труда, самообра-зования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Изучение курса психологии и педагогики способствует:

- повышению общей и психолого-педагогической культуры;

- формированию целостного представления о психологических особен-ностях человека как факторах успешности его деятельности;

- умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собст-венных действий;

- самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;

- самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

1.      Возникновение психологического знания.

Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к области психологии, возник давно. Слово “психология” в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (греч. psyche – душа и logos – учение, понятие). Сейчас вместо понятия “душа” используется понятие “психика”. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Связано это с тем, что с течением времени изменились представления о предмете психологии. В древние времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Такое верование получило название анимизма (от лат. “анима” – дух, душа). Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. Деятельность животного и человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или смерти объясняются ее отсутствием.

Психология зародилась в недрах античной философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием “душа”. Античные философы с помощью этого понятия пытались выразить самое главное, сущностное начало любого предмета живой природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания и познания.

В рамках античной философии сложилось несколько вариантов учения о душе – материалистическое и идеалистическое. Материалистическое понимание души возникло и развивалось как часть материалистической философии. В наиболее завершенном виде это учение предстало в трудах выдающегося древнегреческого мыслителя Демокрита. Согласно его учению, мир представляется состоящим из множества мельчайших, неделимых частиц – атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и подвижные из них – это атомы души. Она с этого времени стала рассматриваться как материальный орган, олицетворяющий тело.

Платон же представлял душу как самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам.

Учение о душе как независимый раздел философии впервые было выделено и оформлено Аристотелем, а его трактат “О душе” можно рассматривать как одно из первых научно-психологических сочинений, который в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.

Аристотель выделял пять чувств, но в действительности у человека их десять: зрение, слух, два вида химический чувствительности (вкус и обоняние), четыре вида кожной чувствительности (тактильная, болевая, ощущения холода и тепла) и два проприоцептивных чувства (кинестетическое и вестибулярное). Всем органам чувств присуще наличие рецепторных клеток, которые преобразуют воздействие физических раздражителей в нервные импульсы.

Существенное значение для развития психологического знания имело декартовское учение о рефлексе как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Под влиянием Декарта развивалась вся психология Нового времени, воспринявшая, с одной стороны, его учение о сознании как непосредственном знании души о самой себе, с другой – его учение о рефлексе как закономерном отражении внешних импульсов от мозга к мышцам.

2. Понятие об ощущениях.

О богатстве окружающего мира, звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. В познавательных процессах ощущения образуют их чувственную ткань, первооснову.

Ощущение – это простейший познавательный психический процесс, который дает разнообразную информацию, она состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение является самой первой связью человека с окружающей действительностью. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые назы­ваются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. Раздражимость – общее свойства предметов и явлений всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), то есть непосредственно влияющих на жизнь организма и на органы чувств; рецепторы – окончания чувствующего нерва (основная часть каждого органа чувств). На ранней стадии развития живого простейшим организмам (пример – инфузория-туфелька) нет необходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности – раздражимость является достаточной. На более сложной стадии, когда живому необходимо определять какие-либо предметы, нужные ему для жизнедеятельности, а, следовательно, и свойства этого предмета как нужные для жизнедеятельности, – на этом этапе происходит преобразование раздражимости в чувствительность. Чувствительность – способность реагировать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реагирующей на шорох). Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения.

Раздражение вызывает возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. В зависимости от характера отражения и места расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы.

Главной особенностью ощущения является то, что отражается лишь одно какое-либо качество предмета обособленно.

На этом уровне еще нет синтеза ощущений в более качественное отражение. Это уровень наиболее элементарного отражения. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Благодаря ощущениям человек отличает предметы, и явления по цвету, запаху, вкусу, гладкости, температуре, величине, объему и другим признакам. Ощущения возникают при непосредственном контакте с предметом. Так, например, о вкусе яблока мы узнаем тогда, когда пробуем его. Или, например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук или только укус, никак не связывая эти ощу­щения между собой, а, следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Тем не менее, ощущения – это главный источник поступления информации для человека. На основе этой информации строится вся психика человека – сознание, мышление, деятельность. На этом уровне происходит непосредственное взаимодействие субъекта с материальным миром. Т.е., ощущения лежат в основе всей познавательной деятельности человека.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат для приема воздействий из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферический отдел, называе­мый рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящие нервные пути (афферентный отдел – передает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел – по нему передается ответная реакция из центра к периферии);

3) ядро анализатора – корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Таким образом, органом ощущения является центральный отдел анализатора.

3. Классификация ощущений.

К первой группе относятся ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстероцептивные ощущения. Ко второй группе относятся интероцептивные ощущения. Они связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. К третье группе относятся кинестезические (двигательные) и статистические ощущения, ощущения собственных движений и пространственного положения тела, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате, – это проприоцептивные ощущения (от лат. “proprius” – собственный). Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Вкус делиться на четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое.

Кожная чувствительность, или осязание. Кожа является органом чувств, и связанные с ней ощущения названы кожными. Это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода (это температурные ощущения), причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности. Не всякое прикосновение воспринимается, поскольку для достижения порога чувствительности на кожу надо надавить с достаточной силой. Стимуляция любого органа чувств, превышающая верхний абсолютный порог ощущений, вызывает боль; если же стимул настолько слаб, что не достигает нижнего абсолютного порога, то он не воспринимается. Для разных ощущений пороги различны. Волоски на теле являются высокочувствительным инструментом, и для ощущения прикосновения достаточно, чтобы они были просто согнуты. Так называемый физиологический ноль (кожный ноль) соответствует температуре, ниже которой возникает ощущение холода, а выше – тепла. Физиологический ноль сдвигается при адаптации тела к определенной температуре. Это явление объясняет, почему вода в ванне может казаться такой горячей, когда в нее только погружаешься, но через некоторое время становится приятной. Когда температура повышается, чувствительность к теплу снижается, а чувствительность к холоду возрастает.

Информация о работе Ощущение и восприятие человека