Ощущение и восприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:41, реферат

Описание

Ощущения - простейший психический процесс, в результате которого у человека возникает простейший образ внешнего и внутреннего мира. Представляет собой отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе.

Работа состоит из  1 файл

Ощущение и восприятие.docx

— 29.62 Кб (Скачать документ)

Источники целостности  и структурности восприятия лежат  в особенностях самих отражаемых объектов. 

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета — относительная  неизменность видимого цвета при  изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Явление, константности цвета обусловливается  совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция

Восприятие зависит  не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и  поэтому в восприятии всегда сказываются  особенности личности человека. Зависимость  восприятия от содержания психической  жизни человека, от особенностей его  личности, называется апперцепцией.

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже  на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются  и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизируется следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному  восприниматься различными людьми.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед  человеком задачей, и мотивами его  деятельности; в его процессе участвуют  установки, эмоции, которые могут  изменять содержание восприятия. Это  необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде. 
 
 

5). Классификация  восприятия.

Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или  иной степени участвуют во всех видах  восприятий. В качестве примера можно  назвать осязательное восприятие, в  котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий.

Основой другого  типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и  восприятие движения.

Сложные формы восприятия

Восприятие  пространства. 
В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер трех изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения).

Этот аппарат  тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающим оптико-вестибулярные рефлексы, входит в качестве существенного компонента в систему восприятия.

Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного  зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Для отчетливого восприятия предметов  нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это невозможно без конвергенции обоих глаз. Если при конвергенции глаз возникает  незначительная диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект. При большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз, на которые падает изображение, возникает двоение предмета. Таким образом, импульсы вследствие относительного напряжения мышц глаз, обеспечивающих конвергенцию и смещение изображения на обеих сетчатках, являются вторым важным компонентом для восприятия пространства.

Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее условие - влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях - приводить к возникновению иллюзий.

Восприятие  времени. 
Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием "биологических часов". К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов - ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.д.

Характерной особенностью времени является его необратимость.

Поскольку время - направленная величина, вектор, однозначное  его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется  счет. В этом время радикально отличается от пространства. Настоящее - отправная  точка, из которой определяются и  прошлое и будущее, не является в психологическом времени абстрактной точкой, а всегда - некоторым временным интервалом.

Восприятие  движения. 
Восприятие движения - очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне ясна. В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения - наклонное положение, меньшая отчетливость очертаний движущегося предмета и множество других. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пределами собственно восприятия чисто интеллектуальный процесс: впечатление движения может возникнуть и тогда, когда мы знаем, что движения в самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его.

Теории движения разбиваются в основном на 2 группы.

Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных  точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие влияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно  специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит  теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер).

Преднамеренное  и непреднамеренное восприятие. 
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее  поставленной целью или задачей - воспринят данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.

Преднамеренное  восприятие может быть включено в  какую-либо деятельность и осуществляется по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как  самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое  представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее  длительное (хотя бы с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или  те изменения, которые происходят в  объекте восприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Маклаков А.Г. Общая психология М. – 2001

2. Радугин А.А. Психология М – 2001

3. Общая психология (курс лекций), Е.И. Рогов, ВЛАДОС,1999 г.

4. Восприятие  и действие, под. Ред. А.В. Запорожца, Москва, 1967 г.

Информация о работе Ощущение и восприятие