Ощущение и восприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:04, контрольная работа

Описание

Цель написания работы заключается в раскрывании сущности различия восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучить теоретический материал по теме и использовать на практике. При этом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия, рассмотреть восприятие и ощущение как познавательного процесса получения из окружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие и ощущение человека, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии и ощущении.

Содержание

Введение………………………………………….……………………………….5
Понятие ощущения…………………………………….………………………..7
Виды ощущений…………………………………………….…………………8-9
Свойства ощущения……………………………………………….…………9-11
Понятие восприятия………………………………………………………..11-12
Виды восприятий…………………………………………………………...12-16
Свойства восприятий…………………………………………………….…16-18
Заключение……………………………………………………………..……….19
Библиография………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 35.57 Кб (Скачать документ)

Российский  государственный  торгово – экономический институт

Воронежский филиал 
 

Кафедра менеджмента и мировой экономики 
 

Контрольная работа

По дисциплине «Психология и педагогика» 

Тема  «Ощущение и восприятие» 
 
 
 
 
 
 

Воронеж 2011  

    План

Введение………………………………………….……………………………….5

Понятие ощущения…………………………………….………………………..7

Виды  ощущений…………………………………………….…………………8-9

Свойства  ощущения……………………………………………….…………9-11

Понятие восприятия………………………………………………………..11-12

Виды  восприятий…………………………………………………………...12-16

Свойства  восприятий…………………………………………………….…16-18

Заключение……………………………………………………………..……….19

Библиография…………………………………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Тема  данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это весьма сложные позитивные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения. Не даром ученые: Маклаков А.Г.; Немов Р.С.; Столяренко Л.Д.; Николаенко А.И. и др., трудились над изучением восприятия и ощущения из сходств и различий.

    Цель  написания работы заключается в  раскрывании сущности различия восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучить теоретический  материал по теме и использовать на практике. При этом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь  ощущения и восприятия, рассмотреть  восприятие и ощущение как познавательного  процесса получения из окружения  и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие и  ощущение человека, указать на возможные  ошибки и искажения при восприятии и ощущении. Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это  воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к  действительности, Результатом познавательного  отношения являются знания. Знания необходимы человеку не только для  ориентации в окружающем мире, но и  для объяснения и предвидения  событий, для планирования и реализации деятельности и выработки новых  знаний. Как же осуществляется процесс  познания? Из каких звеньев или  этапов оно состоит? В каких формах протекает познавательный процесс? Таковы вопросы, на которые предстоит  ответить при раскрытии данной темы.

    Большинство ученых издавна выделяли два основных этапа познания: чувственное и  абстрактное. Исторически и логически  исходной формой познания является чувственное  познание. Чувственным этот этап познания называется потому, что для познания объектов на данном уровне необходимо функционирование органов чувств, нервной  системы, мозга, благодаря чему возникают  ощущение и восприятие материальных объектов. Ощущения и восприятия являются первичными формами познавательного  процесса. Именно на их основе, благодаря им осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. 
 

 

     Понятие «ощущения» 

    Простейшим  и исходным элементом чувственного познания и человеческого сознания является ощущение. «Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении», – гласит старинное изречение. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Характерная особенность ощущений их сиюминутность, непосредственность. Ощущения возникают, как только наши органы чувств соприкоснулись с тем или иным объектом материального мира и существуют какие-то мгновения, по истечении которых преобразуются в восприятия.

    Как же протекает процесс ощущений. Физиологическим аспектом ощущений служат анализаторы, которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т.д.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для того чтобы возникло ощущение, необходимо, чтобы тот или иной предмет, явление воздействовали на рецептор своим определенным свойством, цветом, температурой, поверхностью, вкусом, запахом и т.д. Воздействие может быть контактным (вы непосредственно прикасаетесь к предмету пальцем, рукой, кожей или кладете его на язык, подносите к носу и т.д.). Однако во всех случаях воздействие предмета раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение – физиологический процесс, под его воздействием в нервных клетках возникает физиологический процесс – возбуждение, которое по афферентным нервным волокнам передается в соответствующий участок мозга. Только в мозге физиологический процесс превращается в психический, и человек ощущает то или иное свойство предмета или явления. 
 
 

    Виды  ощущений

      Ощущения человека бесконечно многообразны. Существует несколько вариантов классификации ощущений. Обычно при классификации используют следующие критерии:

    1) по наличию или отсутствию  непосредственных контактов рецептора  с раздражителем, вызывающим ощущение;

    2) по месту расположения рецепторов;

    3) по времени возникновения в  ходе эволюции;

    4) по модальности (виду) раздражителя.

    Наиболее  используемой является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:

    1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

    2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);

    3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

    Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего, тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные, системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения. Особенности зрения и слуха будут подробно рассмотрены при анализе механизмов человеческого восприятия. Теперь же мы сконцентрируем внимание на анализе органических и тактильных ощущений.

    К органическим ощущениям относят  в первую очередь чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы  болевых и половых ощущений. Чувство  голода появляется при возбуждении  пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Электростимуляция  этого центра (при помощи вживленных туда электродов) вызывает у животных стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение – к отказу от нее, то есть к гибели от истощения. Существует также особый центр насыщения, стимуляция которого, напротив, приводит к неутомимому  голоду и к непрерывному стремлению поглощать пищу (булемии).

    Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности  и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной  чувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и пространственное положение  предметов. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой  один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о поверхности  тел, с которыми непосредственно  контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т.п.), а также  информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды. 

    Свойства  ощущений

    Органы  чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность и называется адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз..Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.

    Скорость  и полнота адаптации различных  сенсорных систем неодинаковы: высокая  адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью. адаптации отличаются болевые ощущения: боль – это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.

    Анализаторные системы довольно активно взаимодействуют  благодаря связям между соответствующими центрами коры головного мозга. Общая  закономерность этого взаимодействия состоит в том, что устойчивое ослабление одних раздражителей  повышает чувствительность других сенсорных  систем, и, напротив, сильные посторонние  раздражители понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появление других раздражителей называется сенсибилизацией. Иногда под действием одного раздражителя могут возникнуть ощущения, характерные для другого раздражителя. Данное явление связано с синестезией. Синестезия (от греч. synaisthesin – совместное чувство, единовременное ощущение) – психическое состояние, при котором действие раздражителя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной звук, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое ощущение. На явлении синестезии основано целое направление в музыкальной культуре – цветомузыка. Распространенным явлением также является влияние цветовых сочетаний на температурную чувствительность. Так, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый – холода. Учет этой особенности сказывается при цветовом оформлении интерьеров.

    Для нормальной психической деятельности, для того чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим  полноводный поток ощущений. Большой  дефицит, ощущений, явление сенсорного голода называется сенсорной депривацией. В случае сенсорной депривации возникают различные аномальные явления в психике человека – от полного отключения мозга, впадения в забытье, в сон до различного вида галлюцинаций.

    Явление сенсорной депривации частично или  полностью может быть ослаблено  через механизм компенсации ощущений: при потере отдельных органов  чувств сохранившиеся органы частично как бы берут на себя функции утраченных. У слепых, например, обостряются  слух, осязание, обоняние. Психика всегда функционирует как целостная  система.

Понятие «восприятия» 

    Ощущение  – исходный источник информации. Благодаря  ощущениям мы познаем отдельные  качества и свойства предметов и  явлений. Однако в реальном психическом  процессе очень трудно выделить ощущения сами по себе, так сказать, в чистом виде. Они всегда переживаются как  свойства того или иного целостного предмета или явления: сладкий сахар, душистая роза, холодный лед и т.д. Ощущения входят в структуру более  сложного психологического процесса – восприятия.

    Восприятие  – это целостное отражение  предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии  в данный момент на органы чувств.

    Ощущения  и восприятия неразрывно связаны  друг с другом. Восприятия – результат  деятельности системы анализаторов. 

    Виды  восприятий

      В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, слуховые, осязательные кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. С точки зрения ориентации человека в окружающем мире, особое значение имеют двигательные (кинестезические) восприятия: зрительное восприятие связано с перемещением глаз; во вкусовом – большое значение имеет движение языка и т.п. Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых и перемещается предмет. Интересно, что в темноте неподвижно светящаяся точка кажется движущейся (автокинетический эффект).

Информация о работе Ощущение и восприятие