Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:20, реферат
В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
Основные цели шведской модели
Каждая социально-
В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
В шведской модели
социальная политика способствует преобразованию
общественных отношений в духе социальной
справедливости, уравниванию доходов,
сглаживанию классовых
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире
Согласно одной
из целей шведской модели - равенства,
доходы выравниваются весьма прогрессивной
системой подоходных налогов. Широкое
перераспределение через систему социального
страхования способствует значительному
сокращению различий в доходах. В 1986 году
в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось
37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12%
(для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно
сократилась разница в оплате мужчин и
женщин; в 1987 году средняя заработная плата
женщин составляла
89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии
- 84,8%; в Германии - 73%; в
Великобритании - 70,5%; в Японии - 48,5%).
После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в 1981-1983 годах сократились. В 1984-1989 годах в среднем ежегодно они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). В 1950 году на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 году эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам.
Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран.
Выводы
Основными особенностями
шведской модели можно назвать:
> Значительная роль госсектора, в структуре
которого преобладают объекты социального
назначения.
> Превышение доли государственного
бюджета в ВВП (50%), доминирование в расходной
части бюджета статей финансирования
социальной сферы.
> Регулирование трудовых отношений
не на уровне предприятий и отраслей, а
на национальном уровне.
> Использование в государственной социальной
политике средств, минимизирующих уровень
безработицы и дифференциацию населения
по уровню доходов.
> Развитая система производственной
демократии.[11]
Список использованной литературы
1. Эклунд К.
«Эффективная экономика». М.,1991.
2. Караиванова И. Зри в корень //Северо-запад.
2001. №32.
3. Гришин И. Социал-демократия Швеции:
трудное расставание с прошлым
//Мировая экономика
и международные отношения.
4. Можаев В. Совместима ли «шведская модель»
с глобализацией и евроинтеграцией? //Человек
и труд. 2001. №4.
5. Волков А. Северные страны Европы: ситуация
меняется //Мировая экономика и международные
отношения.2001. №2.
6. Волков А. «Швеция: социально-экономическая
модель». М., 1991.
7. Липсиц И. Экономика, книга 2. М.,1996.
8. Социальная политика государства в рыночной
экономике: Учебное пособие/
Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб.
2002.
-----------------------
[1] Караиванова И. Зри в корень //Северо-запад.
2001. №32. стр.37.
[2] Гришин И. Социал-демократия Швеции:
трудное расставание с прошлым
//Мировая экономика и международные отношения.2000.№9.
стр.78.
[3] Там же, стр. 80
[4] Можаев В.
Совместима ли «шведская
[5] Волков А.
Северные страны Европы: ситуация
меняется //Мировая экономика и
международные отношения.2001. №2. стр.92-96.
[6] Липсиц И. Экономика, книга 2. М.,1996. стр.
8.
[7] Социальная политика государства в
рыночной экономике: Учебное пособие/
Под редакцией профессора Пригарина В.С.,
доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002. стр. 36.
[8] А.М. Волков// «Швеция: социально-демократическая
модель».М., 1991, стр.
19-20
[9] А.М. Волков// «Швеция: социально-демократическая
модель». М., 1991, стр. 24
[10] В Швеции два уровня местных органов
власти: страна состоит из 24 лэнов
(губерний) и 284 комунн (низовых административных
единиц). В каждом лэне имеется местный
региональный выборный орган - ландстинг.
[11] Социальная политика государства в
рыночной экономике: Учебное пособие/
Под редакцией профессора Пригарина В.С.,
доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002. стр. 37.
Заключение
Итак, рассмотрев основные особенности шведской модели экономики, мы можем констатировать, что ее основная цель - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности, в целом выполняется. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.
Есть определенные
достижения и в длительной борьбе
за равенство.
Полная занятость сама по себе важный
фактор выравнивания: общество с полной
занятостью избегает различий в доходах
и жизненном уровне, проистекающих из
массовой безработицы, поскольку долгосрочная
безработица ведет к потерям в доходах.
Доходы и жизненный уровень выравниваются
двумя путями в шведском обществе. Политика
солидарности в области зарплаты стремится
достичь равной зарплаты за равный труд.
Правительство использует прогрессивное
налогообложение и систему обширных государственных
услуг.
Меньших успехов
Швеция добилась в других областях: цены
росли быстрее, чем в большинстве других
стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее,
чем в ряде стран Западной Европы, производительность
труда почти не росла.
Падение темпов роста производительности
труда - международное явление, вызванное,
в частности, расширением сектора услуг,
который менее способен к рационализации.
В определенной степени неблагоприятное
развитие в Швеции объясняется большим
государственным сектором, который, по
определению, не дает роста производительности.
Таким образом, инфляция и относительно
скромный экономический рост являются
определенной ценой, уплаченной за полную
занятость и политику равенства.
Наиболее слабым
местом модели оказалась сложность
сочетания полной занятости и
стабильности цен. Но до 80-х годов
эти трудности не проявлялись
в виде серьезной угрозы модели в целом.
Причины лежат в области политики.
Социал-демократы имели правительство,
опирающееся на меньшинство в рикстаге,
и позиции партии постепенно ослабевали.
Правительство понимало необходимость
более сильной налоговой политики, но
не нашло поддержки этоьу в риксдаге. Рестриктивная
политика обычно непопулярна, а период
пребывания правительства у власти короткий:
общенациональные выборы проходят через
3 года, и правительству требуются твердость
и политическое мужество при сдерживании
высокой конъюктуры.
Таким образом, шведская модель оказывалась под угрозой. Считалось, что сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям.
Но новые данные
из Швеции развеяли мрачные прогнозы
некоторых экономистов, что еще
раз доказывает адаптивность к новым
условиям и высокий потенциал, заложенный
в основу шведской модели. Шведская
экономика продолжает жить и развиваться,
обеспечивая высокий уровень жизни
своих граждан.
1. Вступление
Термин “шведская
модель” возник в связи со становлением
Швеции как одного из самых развитых
в социально-экономическом
Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.
Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.
Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.
Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа” , где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.
К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814., неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.) , поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.
На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.
Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.