Основные цели шведской модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:20, реферат

Описание

В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.

Работа состоит из  1 файл

вступление и заключение список литературы основные цели.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

Основные цели шведской модели

Каждая социально-экономическая  модель преследует и создана для  определенных целей.

В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать  более или менее нормальные условия  воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Уровень жизни  в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим  в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире

Согласно одной  из целей шведской модели - равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах. В 1986 году в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12% 
(для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 1987 году средняя заработная плата женщин составляла 
89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%; в Германии - 73%; в 
Великобритании - 70,5%; в Японии - 48,5%).

После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в 1981-1983 годах сократились. В 1984-1989 годах в среднем ежегодно они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). В 1950 году на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 году эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам.

Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран.

Выводы

Основными особенностями  шведской модели можно назвать: 
> Значительная роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения. 
> Превышение доли государственного бюджета в ВВП (50%), доминирование в расходной части бюджета статей финансирования социальной сферы. 
> Регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне. 
> Использование в государственной социальной политике средств, минимизирующих уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов. 
> Развитая система производственной демократии.[11]

Список использованной литературы

1. Эклунд К.  «Эффективная экономика». М.,1991. 
2. Караиванова И. Зри в корень //Северо-запад. 2001. №32. 
3. Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым

//Мировая экономика  и международные отношения.2000.№9. 
4. Можаев В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и евроинтеграцией? //Человек и труд. 2001. №4. 
5. Волков А. Северные страны Европы: ситуация меняется //Мировая экономика и международные отношения.2001. №2. 
6. Волков А. «Швеция: социально-экономическая модель». М., 1991. 
7. Липсиц И. Экономика, книга 2. М.,1996. 
8. Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/

Под редакцией  профессора Пригарина В.С., доцента  Канаевой О.А.- СПб.

2002. 
----------------------- 
[1] Караиванова И. Зри в корень //Северо-запад. 2001. №32. стр.37. 
[2] Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым 
//Мировая экономика и международные отношения.2000.№9. стр.78.

[3] Там же, стр. 80

[4] Можаев В.  Совместима ли «шведская модель»  с глобализацией и евроинтеграцией? //Человек и труд. 2001. №4. стр.30.

[5] Волков А.  Северные страны Европы: ситуация  меняется //Мировая экономика и  международные отношения.2001. №2. стр.92-96. 
[6] Липсиц И. Экономика, книга 2. М.,1996. стр. 8. 
[7] Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/ 
Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002. стр. 36. 
[8] А.М. Волков// «Швеция: социально-демократическая модель».М., 1991, стр. 
19-20 
[9] А.М. Волков// «Швеция: социально-демократическая модель». М., 1991, стр. 24 
[10] В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов 
(губерний) и 284 комунн (низовых административных единиц). В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган - ландстинг. 
[11] Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/ 
Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002. стр. 37.

Заключение

Итак, рассмотрев основные особенности шведской модели экономики, мы можем констатировать, что ее основная цель - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности, в целом выполняется. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?

Неоспорим успех  Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла  исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.

Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. 
Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.

Меньших успехов  Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла. 
Падение темпов роста производительности труда - международное явление, вызванное, в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства.

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность  сочетания полной занятости и  стабильности цен. Но до 80-х годов  эти трудности не проявлялись  в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. 
Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в рикстаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюктуры.

Таким образом, шведская модель оказывалась под  угрозой. Считалось, что сохранение в будущем двух основных целей  шведской модели - полной занятости  и равенства - потребует новых  методов, которые должны соответствовать  изменившимся условиям.

Но новые данные из Швеции развеяли мрачные прогнозы некоторых экономистов, что еще  раз доказывает адаптивность к новым  условиям и высокий потенциал, заложенный в основу шведской модели. Шведская экономика продолжает жить и развиваться, обеспечивая высокий уровень жизни своих граждан. 

1. Вступление 

Термин “шведская  модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении  государств. Он появился в конце 60-х  годов, когда иностранные наблюдатели  стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях  и имеет разный смысл в зависимости  от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная  черта послевоенной Швеции - специфика  отношений между трудом и капиталом  на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения  шведской модели исходит из того, что  в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость  и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом  широком смысле шведская модель - это  весь комплекс социально-экономических  и политических реалий в стране с  ее высоким уровнем жизни и  широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение  длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено  уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

Стремление к равенству  сильно развито в Швеции. Когда  лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа” , где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

К числу специфических  факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814., неучастие в  обеих мировых войнах, рекордное  по продолжительности пребывание у  власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.) , поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое  развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит  от динамики цен, конкурентоспособности  шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

Информация о работе Основные цели шведской модели