Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:01, реферат
Гештальтпсихология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело). Гештальтпсихолог Курт Левин разрабатывал теорию психологического поля. Ее суть в том, что поведение определяется целостной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды.
Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил в 40-е годы ХХ века психоаналитик Фредерик Соломон (Фриц) Перлз.
Введение………………………………………………………..3
1. Общие положения гештальт-психологии………………….6
2. Приемы гештальттерапии………………………………….10
Заключение…………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………18
Для осуществления данного приема применяется методика «разыгрывания ролей».
Следует немного пояснить, что любое негативное переживание, полученное в прошлом, неизбежно оставляет свой след в душе, и с точки зрения гештальт-теории, формируется незавершенный образ, который требует своего разрешения.
МирСоветов разъяснит суть данной методики, применяемой в гештальт-терапии, на конкретном примере. Женщина боится лишиться своей хорошо оплачиваемой работы, хотя никаких оснований для этого опасения нет. Она является хорошим специалистом, имеет успех и признание у начальства, но чувство страха гложет ее и нервирует до такой степени, что это сказывается на ее внешнем поведении и общении со своими коллегами и начальником. Здесь у нее образовался незаконченный гештальт-образ, который требует своего разрешения и для выхода из болезненного положения она должна завершить свой образ. Это делается и для того, чтобы груз данного переживания, связанный, как правило, с негативным опытом в прошлом, больше не занимал все мысли, и она могла бы более продуктивно исполнять свою работу, жить и наслаждаться мгновениями дня.
Терапевт может предложить ей проиграть роли уволенного работника, сурового начальника и успешного делового человека. Примерка на себя этих образов дает возможность докопаться до настоящей причины ее беспокойства и страхов и наметить дальнейшие направления психотерапевтической коррекционной беседы.
Помимо этого методика «разыгрывания ролей» помогает глубже оценить свои способности к коммуникации, развивает внимание к мелочам и память на детали. Она способствует не только улучшению понимания своего внутреннего мира, но и развитию многообразных вариаций мимики лица, общих телодвижений и т. д., что является одним из способов раскрепощения, снятия зажатости, тревоги.
Методика «Работа с мечтой» заключается в отождествлении мечты с реальностью и принятие отчужденных фрагментов личности. Поясним это:
Как известно, у каждого
из нас могут быть нереализованные
мечты и планы, свершения которые
мы нетерпеливо ожидаем в
Например, человек говорит:
«Я мечтал о прекрасной семье». Терапевт
просит его описать мечту в
настоящем времени более
Отчужденные фрагменты, о которых мы упомянули выше – это фрагменты мечты, с которыми, по мнению гештальт-терапевтов, связана личность человека. Далее терапевт просит присвоить себе отдельные фрагменты, т.е. соотнести себя с мужем этой девушки и отцом детей, представить общую атмосферу взаимоотношений с женой, с сыном и дочкой.
Какие результаты дает данная методика? Идентификация может привести к возникновению совершенно новых мыслей, чувств и эмоций, которые ранее не осознавались и которые могут дать побудительный толчок к осуществлению мечты. Другими словами, методика позволяет еще раз переосмыслить те моменты, которые мы вкладываем в свою мечту, а, поняв лучше суть своих желаний – найти новые способы для воплощения своих мечтаний.
Это упражнение может сочетаться с методикой «разыгрывания ролей».
Для достижения этой цели широко используется методика «Чистка луковицы». Для начала поясним немного смысл ответственности, как понятия неразрывно связанное с данной методикой, а затем перейдем к перейдем к рассмотрению сути упражнения.
Понятие «ответственность» в гештальттерапии тесно связана с понятием «зрелость», причем имеется в виду не финансовая, хотя она тоже входит в общее понимание зрелости. Это такое состояние личности, которое обеспечивает самодостаточность существования индивида без привязки и зависимости от других людей. Можно привести пример студента, решившего жить вдали от дома, чтобы иметь возможность самому обеспечить себя всем необходимым, а также не испытывать потребности в получения помощи (не только финансовой, но и простой моральной) от родных и друзей.
Многие люди, став физически взрослыми, так и не стали ими психологически, что порождает довольно много комичных и, увы, трагичных ситуаций. Тридцатилетний одинокий мужчина продолжает жить со своей мамочкой и не решается жениться, поскольку боится ответственности и необходимости самому решать сложные жизненные задачи. Если даже и женится – продолжает оставаться под влиянием матери, что приносит серьезные проблемы в новой семье, вплоть до развода.
Методика «чистка луковицы» заключается в том, что человек детально, как бы снимая шкурку за шкуркой, анализирует все свои невротические уровни. Первая «шкурка» называется стандартным уровнем, на котором мы действуем стереотипно. Следующая – притворный уровень, где преобладают ролевые игры, манипуляции людьми, для обеспечения нужной нам поддержки. Под ним лежит уровень безысходности, для которой характерно отсутствие внешней помощи. Как правило, мы избегаем безысходности так же, как и уходим от боли, т. к. чувствуем себя беспомощными до ужаса. И, наконец, последний уровень – уровень «смерти», на котором обнажается истинное наше лицо – наше «Я», ревниво оберегаемое доселе от потрясений.
Люди, с хорошо развитым чувством ответственности и зрелости обычно способны в короткий момент собрать все свои силы на преодоление трудностей, и, находясь на уровне безысходности, активно ищут способы выхода из сложной ситуации. Если не происходит самостоятельного поиска решений – проявляются стереотипы поведения, направленные на манипуляцию другими людьми, взваливание на них своих проблем, что приводит к укреплению зависимости от чужой помощи.
Выполнять данное упражнение желательно в присутствии терапевта и группы, причем терапевт создает безопасную для человека кризисную ситуацию, тот ее прорабатывает «шкурку за шкуркой», уровень за уровнем. Группа таких же, как и он, участников сеанса обеспечивают ему поддержку своим присутствием, но не словами. Фактор безопасности для человека содержится и в возможности прекращения упражнения в любой момент.
Когда человек в группе не хочет в силу каких-либо причин выполнять предлагаемое терапевтом задание, появляется сопротивление.
В других направлениях практической психологии и психотерапии внутреннее сопротивление служит сигналом к прекращению выполняемого действия со стороны испытуемого, а со стороны экспериментатора, наоборот, исходит побуждение преодолеть, сломать противодействие с целью доведения задания до конца.
Здесь же, в гештальттерапии появившееся сопротивление используется для углубления понимания самих себя и члены группы, не желая выполнять задание, сразу переходят к анализу причин своего отказа.
Известно, что внутри нас возникает защитная реакция на неприятное событие, и нежелание участвовать в нем как раз и связано со снятием с себя ответственности и бегством от боли. Попыткам анализа причин хорошо помогают упражнения «осознавание самих себя», «разыгрывание ролей», и «чистка луковицы», которые мы рассматривали выше.
Понимание причин сопротивления служит ключом к его преодолению и освобождению от тревожных мыслей, блокирующих сознание, от которых человек, избегающий боли, чаще всего убегает.
В зависимости от запроса клиента терапевт отбирает наиболее подходящие для данного случая методики и упражнения, если надо, модифицирует и адаптирует их для конкретного человека с учетом его состояния, положения, возраста и т. д. В таком случае они являются высокоэффективными, поскольку решают четко поставленную задачу. Поэтому, если вы находитесь в сложной, запущенной ситуации и не в силах с ней справиться своими силами, есть смысл прийти на консультацию к такому специалисту.
Со времени смерти Перлса практика гештальт-консультирования изменилась во многих отношениях. Во-первых, в настоящее время делается меньший акцент на фрустрации, а жесткое столкновение клиентов лицом к лицу воспринимается как манипулятивное. Гештальт-консультанты сейчас отдают предпочтение более мягкому подходу и больше интересуются восприятием своих клиентов. Во-вторых, современные гештальт-консультанты в большей степени склонны к самораскрытию, при этом они не скрывают свои опасения, оборонительную позицию и замешательство. Гештальт-консультантов побуждают выступать с "Я" - высказываниями, чтобы усилить их контакт с клиентами и фокусировку клиентов. Описывая методы своей работы, Лаура Перлс приводит примеры раскрытия собственных мыслей и чувств, использования физического контакта и того, как она делилась личными проблемами и жизненным опытом. Лаура Перлс руководствовалась следующим принципом: следует прибегать к самораскрытию только в том случае, если оно сможет помочь клиентам сделать шаг вперед. В-третьих, гештальт-консультанты могут открыто использовать психоаналитические формулировки для описания структуры характера. В-четвертых, гештальт-консультирование проводится как индивидуально, так и в группах, а часто в комбинированной форме. Некоторые гештальт-консультанты используют стиль Перлса, работая с индивидуумами перед группой. Другие гештальт-консультанты в большей степени, чем Перлс, поощряют взаимодействие членов группы и их сотрудничество. В-пятых, современные гештальт-консультанты "уделяют большое внимание преподаванию теоретических основ и работе с познанием в целом". Дальнейшее развитие гештальт-терапии шло по пути интеграции ее и других подходов. Например, гештальт-методы и эксперименты обычно используются в сочетании с трансактным анализом