Основные методы социально-психических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание

В настоящие время интенсивно ведутся работы по исследованию различных социально-психологических феноменов. В этой связи представляется интересным рассмотреть вопрос о характеристики методов, которые используются, т.к. только правильное понимание методов может дать хорошие результаты при исследовании.

Данная проблема является достаточно разработанной ей занимались многие отечественные ученные такие как: Ядов, Андреева, Свенцицкий и др. На западе так же этой проблеме было уделено значительное количество внимание, было выпущено большое количество работ, таких авторов как Пэнто, Гравитц, Кэмбелл и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Количественные методы.
§1. Эксперимент…………………………………………….……4-7
§2. Этика экспериментального исследования……………....….7-9
§3. Тесты……………………………………………….…..……9-10
Глава 2. Качественные методы.
§1. Наблюдение……………………………….………….……11-12
§2. Контент-анализ………………………………………………..13
§3. Метод опроса (интервью)…………………………………13-14
§4. Методы шкалирования…………………………….............14-15
Заключение……………………………………………………………….16
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра «психология»

 

 

 

Психология социального взаимодействия

(Наименование дисциплины)

 

 

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

«Общая характеристика методов социально-психологических исследований»

(тема работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила ______________               студентка группы 720712 Плаксина В.К.

                                                  (подпись)                                                                                                   (группа, Фамилия И.О.)

 

 

 

Руководитель работы  _________________                         Дождева С.М.

                                                                                          (подпись)                                                        (Фамилия И.О.)

 

 

 

Тула 2012г.

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1.Количественные методы.

§1. Эксперимент…………………………………………….……4-7

§2. Этика экспериментального исследования……………....….7-9

§3. Тесты……………………………………………….…..……9-10

Глава 2. Качественные методы.

§1. Наблюдение……………………………….………….……11-12

§2. Контент-анализ………………………………………………..13

§3. Метод опроса (интервью)…………………………………13-14

§4. Методы шкалирования…………………………….............14-15

Заключение……………………………………………………………….16

Список использованной литературы……………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В настоящие время интенсивно ведутся работы по исследованию различных социально-психологических феноменов. В этой связи представляется интересным рассмотреть вопрос о характеристики методов, которые используются, т.к. только правильное понимание методов может дать хорошие результаты при исследовании.

 

Данная проблема является достаточно разработанной ей занимались многие отечественные ученные такие как: Ядов, Андреева, Свенцицкий и др. На западе так же этой проблеме  было уделено значительное количество внимание, было выпущено большое количество работ, таких авторов как Пэнто, Гравитц, Кэмбелл и др.

 

Социально-психологическая наука строится на основе проведения социально-психологических исследований.

 

Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

 

Любое социально-психологическое исследование нацелено на получение информацию с помощью научных методов.

 

Психологические методы группируются по различным основаниям. Например, известна классификация Б.Г. Ананьева, в соответствии с которой выделяют организационные методы, эмпирические методы, методы обработки и интерпретационные методы. Также предлагается весь набор методов подразделять на две группы: методы сбора информации и ее обработки.

 

Прежде всего, различают методы сбора социально-психологических данных и методы активного социально-психологического обучения.

 

Методы сбора социально-психологических данных – это совокупность приемов, процедур и операций, с помощью которых эти данные могут быть установлены и подвергнуты первичному анализу.

 

Среди них выделяют количественные и качественные методы исследования.

 

 

 

 

 

Глава 1. Количественные методы.

 

К количественным относятся методы, для которых основными являются процедуры измерения, категоризации и кодирования.

 

§1. Эксперимент.

 

В течение многих десятилетий в социальной психологии предполагалось, что изучение психологических явлений должно строиться по аналогии с естественными науками: необходимо тщательное объективное наблюдение, количественное измерение переменных, нахождение логических связей между причиной и следствием. Важным условием является также воспроизводимость результатов. В конечном итоге это выражается в требовании использовать в социальной психологии в основном так называемые количественные методы, в частности, эксперимент. Именно поэтому традиционную, а точнее бихевиористски ориентированную социальную психологию часто называют экспериментальной наукой. В том, что именно эксперимент является основным методом, легко убедиться, достаточно открыть учебник по социальной психологии, где изложение любой теории подкрепляется многочисленными экспериментальными исследованиями.

 

Эксперимент - определенным образом организованное исследование, когда экспериментатор осуществляет планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирует эффекты, производимые этими воздействиями на другие переменные. Это исследование, в котором исследователь изучает влияние одного класса переменных (независимых) на другой класс переменных (заваисимых).

 

Правильно организованный эксперимент позволяет выявлять причинно-следственные связи, которые имеют место в том случае, когда причина предшествует по времени эффекту, воздействие или воздействия статистически связаны с эффектом и, кроме того, нет альтернативного объяснения эффекта помимо воздействия.

 

Поэтому Кэмбелл (1990) указывает, что хороший эксперимент:

 

1) делает ясной временную последовательность между причиной и эффектом;

 

2) достаточно чувствителен для того, чтобы показать, что вероятные причина и эффект взаимосвязаны;

 

3) исключает возможность влияния третьих переменных, которыми можно было бы объяснить связь между причиной и эффектом;

 

4) исключает альтернативные гипотезы о конструктах, включенных в эту связь.

 

Кроме того, он подчеркивает, что установленная каузальная связь должны быть устойчивой, воспроизводимой при различных условиях, в любое время и для любых групп исследуемой популяции.

 

Все эксперименты разделяют на лабораторные и естественные, в зависимости от того, где проводится исследование. Они имеют общие черты:

 

- экспериментатор произвольно вводит независимые переменные, контролирует их и изменения зависимых переменных;

 

- для их проведения необходимо выделение экспериментальной и контрольной группы, чтобы результаты измерений могли сравниваться с некоторым эталоном.

 

Большинство экспериментов в социальной психологии было проведено в лабораторных условиях. Лабораторный эксперимент позволяет осуществлять строгий контроль всех случайных воздействий.

 

Достоинства лабораторного эксперимента

 

1. При изучении процессов, протекающих в мозге, познавательных психических процессов и многих других явлений необходимо точное измерение, которое можно осуществить только в лаборатории с использованием технических средств.

 

2. Эксперименты, проведенные в лаборатории, гораздо легче воспроизвести, а это важное условие для построения научных теорий в социальной психологии.

 

3. Лабораторный эксперимент позволяет осуществлять строгий контроль всех случайных воздействий и в большей мере приблизиться к идеальному эксперименту.

 

4. Многие эффекты, изученные в лабораторных условиях, могут гораздо сильнее проявляться в реальной жизни, что свидетельствует о том, что они не просто созданы в лаборатории. Например, в известном исследовании Милграма по изучению подчинения, участники могли остановить эксперимент в любой момент, но в реальной жизни есть сильное социальное давление и санкции, против того, кто не подчиняется нормам, поэтому подчинение авторитету может проявляться еще в более сильной степени.

 

Многие критики считают, что изучение поведения в отрыве от реальной жизни, в искусственно созданных условиях, не имеет значения.

 

В качестве недостатков лабораторного эксперимента называют:

 

1. Узость независимой и зависимой переменной (низкая конструктная валидность). Например, те агрессивные формы поведения, которые Бандура наблюдал в своем эксперименте, не являются единственными и дети могут проявлять другие формы деструктивного и враждебного поведения. Heather (1976) указывает:

 

" Психологи пытаются "втиснуть" изучение человеческой жизни в лабораторную ситуацию, где она становится неузнаваемо отличной от ее естественно возникающих форм".

 

2. Низкая экологическая валидность (т.е. возможность обобщать результаты на другие условия и других испытуемых) - невозможность обобщения результатов. Эффект, наблюдаемый в лаборатории, может не иметь никакого отношения к реальной жизни вообще, кроме того эксперименты, проведенные на крысах, голубях или шимпанзе не могут дать нам информацию о сложном человеческом поведении.

 

3.Ограниченность лабораторного эксперимента связана с проблемой репрезентативности. В эксперименте участвует ограниченное число испытуемых, но полученные выводы обычно распространяются на более широкую популяцию.

 

4. Искусственность условий. Для многих людей лаборатория кажется неприятным или даже страшным местом, в результате чего они могут быть слишком покорными или испытывать неприятное чувство "давления" окружающей обстановки.

 

5. Даже в том случае, когда исследование организовано верно, остается еще несколько проблем, связанных с влиянием личностных особенностей экспериментатора и исследуемого, взаимодействия между ними, которые проявляются только в ходе эксперимента.

 

Личные качества экспериментатора - биосоциальные (раса, пол, возраст, социальный класс и т.д.) и психологические (интеллект, потребность в достижении, уровень тревожности и т.д.) могут влиять на поведение участников. Есть свидетельства, что привлекательные экспериментаторы-женщины способны добиваться от испытуемых мужчин лучших результатов, чем экспериментаторы-мужчины.

 

В литературе описывается эффект Розенталя, когда исследователь произвольно или непроизвольно действует так, что влияет на ход эксперимента. Например, если исследователь имеет высокую потребность в одобрении, то он попытается получить результаты, соответствующие выдвинутой гипотезе, чтобы услышать похвалу со стороны коллег, или он просто сфальсифицирует результаты, так как боится потерять работу или хочет преуспеть.

 

На результаты влияют также особенности испытуемого. Участники, которые нуждаются в одобрении, поддаются влиянию со стороны экспериментатора и они стремятся дать "правильный" ответ, чтобы получить одобрение со стороны экспериментатора.

 

Опасения могут возникнуть, когда испытуемый думает, что исследователь найдет отклонения от нормы, и возникающая при этом тревожность влияет на результат.

 

Многие просто хотят выглядеть лучше под влиянием действия фактора социальной желательности. Большинство людей не хотят, чтобы о них думали как о ненормальных, конформистах, непривлекательных, глупых и т.п. и стараются угадать, что хочет экспериментатор и выглядеть достойно.

 

§2. Этика экспериментального исследования.

 

Для снижения влияния этих факторов есть две возможности: усиление контроля и создания новых техник. Усиления контроля связано с выбором схемы эксперимента. Кроме того, создаются специальные процедуры, например, слепой метод и двойной слепой метод. Когда используется слепой метод, то испытуемого просто обманывают, т.е. дают неверную информацию по поводу того, для чего проводится исследование. При двойном слепом методе сам экспериментатор, взаимодействующий с испытуемыми, не знает, какие воздействия оказаны на испытуемого и оказаны ли вообще.

 

Использование обмана иногда бывает наилучшим и, возможно, единственным способом получения информации о том, как люди ведут себя в наиболее сложных и наиболее важных жизненных ситуациях, но этот способ ставит экспериментатора перед серьезными этическими проблемами.

 

- В конце концов, просто неэтично лгать людям.

 

- Подобный обман, кроме всего прочего, ведет к вторжению в частную жизнь испытуемых. Когда испытуемые не знают, что изучается на самом деле, они лишены возможности давать согласие на участие в эксперименте, которое основывается на полной информированности. И если бы знали о цели, то, возможно, отказались бы.

 

- Экспериментальные процедуры часто сопровождаются рядом неприятных переживаний – таких, как боль, скука, беспокойство и тому подобных.

 

- Этические проблемы возникают и в результате столкновения испытуемых с некоторыми собственными чертами и характеристиками, не являющимися приятными или положительными.

 

Этические принципы, разработанные американской психологической ассоциацией и Британским психологическим сообществом, советуют исследователям следующее.

 

- Необходимо исключить процедуры, вызывающие сильные болевые ощущения или сильный дискомфорт.

 

- Достаточно полно информировать потенциальных участников эксперимента, чтобы получить согласие осведомленного испытуемого.

 

- Быть правдивыми. Использовать обман только в том случае, если он оправдан значимой целью и если нет альтернативы.

 

- Должны обеспечить своих испытуемых реальной возможностью прекратить участие в эксперименте, если испытываемый ими дискомфорт станет слишком сильным.

 

- Использовать информацию о каждом участнике конфиденциально.

 

- При завершении экспериментальной сессии экспериментатор должен уделить значительное внимание каждому испытуемому, тщательно объяснив проведенный эксперимент, его истинные цели, причины обмана и т.п. Они должны быть уверены, что испытуемые покидают эксперимент в хорошем настроении, с чувством удовлетворенности собой, без ощущения своей глупости и доверчивости. Это предполагает проведение постэкспериментальной сессии (постэкспериментальное собеседование - дебрифинг) - выяснить общее впечатление о проведенном эксперименте; попытать выяснить, почему испытуемый вел себя так, а не иначе; подозревал ли он об «официальной версии»; сообщить об обмане и донести до него, что быть одураченным процедурой не означает быть глупым или легковерным.

Информация о работе Основные методы социально-психических исследований