Основные направления изучения личности в отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:07, реферат

Описание

В отеч. психологии направления изучения личности связаны с теоретическими работами С.Л. Рубинштейна (1889-1960), Л. С. Выгот¬ского (1896-1934). А. Н. Леонтьева и Л. И. Божович, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева.
В «Основах общей психологии» С.Л. Рубинштейн определяет личность через триединство: что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, и не статичное, а развивающееся: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, развивает способности, формирует характер. В итоге, "Личностью в подчеркнуто специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в результате большой сознательной работы".
Формирование личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.

Работа состоит из  1 файл

Основные направления исследования личности в психологии.docx

— 22.51 Кб (Скачать документ)

Основные направления  изучения личности в отечественной  психологии

 

 

В отеч. психологии направления изучения личности связаны с теоретическими работами С.Л. Рубинштейна (1889-1960), Л. С. Выгот¬ского (1896-1934). А. Н. Леонтьева и Л. И. Божович, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева.

В «Основах общей психологии»  С.Л. Рубинштейн определяет личность через  триединство: что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, и не статичное, а развивающееся: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, развивает способности, формирует характер. В итоге, "Личностью в подчеркнуто специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в результате большой сознательной работы".

Формирование личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.

Опираясь на понятия о  ведущей деятельности и социальной ситуации разви¬тия, введенные Л. С. Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динами¬ке взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внут¬ренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих моти¬вов деятельности.

Критерии сформировавшейся личности (по Божович): 1) Наличие иерархии мотивов 2) сознательное руководство своим поведением.

Концепция А.Н. Леонтьева  также продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Если Индивид - это продукт филогенетического и онтогенетического развития, то Личность – «"производится", создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности».           

А. Н. Леонтьев разработал концепцию  структуры и развития личности. Личность выступает как совокупность иерархических  отношений деятельностей. Основной внутренней характеристикой личности является мотивационная сфера личности, иерархия мотивов (смыслообразующих мотивов, т.е. мотивов-целей, а не мотивов-стимулов). По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий ... образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов». Первое рождение личности происходит, когда у ребенка проявляются  полимотивированность и соподчинение мотивов (к 3 годам). Второе рождение личности (в подростковом возрасте) происходит, когда возникает осознание мотивов своего поведения, в поступках делается осознанный выбор.

Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты  и упорядочены, тем богаче сама личность.

Далее идет петербургская  школа

Основное различие подходов к изучению личности между Московской и СПб. школами, по мнению Маклакова, состоит в следующем; «в работах московских ученых чаще всего можно встретить мнение о том, что социальные детерминанты играют более значимую роль в развитии и формировании личности. В то же время в рабо¬тах представителей Санкт-Петербургского университета доказывается идея о рав¬ной значимости для развития личности социальных и биологических детерми¬нант». И соответственно, эти две школы, понимая в целом под Личность одно и тоже, включали в её состав немного разные составляющие.

Ананьев Борис Герасимович  предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. Б. Г. Ананьев подчерки¬вает, что ему достаточно близка позиция К. К. Платонова, выделившего в структуре личности четыре подструктуры (направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства). Личность рассматривается Б. Г. Ананьевым как составляющая индивидуальности.

В.Н. Мясищев, развивая идеи Лазурского (о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности), разработал концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношение. Отношения – сознательно-избирательная, построенная на опыте, психологическая связь с различными сторонами объективной действительности, которая выражается в действиях и переживаниях. По мысли В. Н. Мясищева отношение – это системообразующий элемент личности, а сама личность предстает как система отношений. Эта система отношений структурирована по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности.      

Источником нарушений  личности, ее патологии, являются проблемы, которые возникают в процессе установления или реализации отношений  в разных сферах деятельности.

Концепция личн. Узнадзе строится на понятии «установки». Поведение личн. может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш. среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности  чел. к объективации Узнадзе описывает  три типа личностей: 1) динамический – личн., имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный – личн., проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный – личн., обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

В.С. Мерлин разработал интегральную теорию индивидуальности. Более значимым считалось изучение личности не с позиции выделения состава, компонент, а изучение взаимосвязей компонентов личности между собой (структура), это важно даже при одном и том же ее составе. Направленность, характер, способность или самосознание как различные формы отношений Мерлин включал в состав личности. Но по его мнению, темперамент не может рассматриваться в структуре личности в силу иных источников своего происхождения.

 

 

 

Проблема личности в психологии

 » основные направления  исследований.

 

 

Давайте посмотрим на основные направления в разработке проблемы личности за рубежом. Итак. Типологическое направление. В рамках этого направления  психология личности понимается как  учение о типах личности, а основной характеристикой конкретного человека считается его принадлежность к  определенному типу. Внутри типологического  направления, в свою очередь, выделяются некоторые его виды, варианты. Так, достаточно широкое распространение  получила попытка связать типологические особенности личности с типом  организма, типом строения тела.

 

 

 Направление, связанное  с изучением черт личности. Второе  направление, которое выявляет  проблемы личности в психологии, что остается достаточно популярным  и сегодня, связано с изучением  черт личности. Это направление  представлено, в частности, работами  Джеймса Кеттела. Теорию Кеттела так и называют – теория черт личности.

 

 

 Данная теория, как  и направление в целом, характеризуется  следующим основным постулатом: личность конкретного человека  может быть адекватно описана  путем ее локализации в системе  шкал, совокупность которых представляет  собой набор черт личности. В  рамках данного направления исследований  проблем личности в психологии  не уделяется достаточного внимания  проблеме изменчивости черт личности, не говоря уже об их формируемости, целенаправленном изменении. Черты здесь понимаются как нечто стабильное, устойчивое, как то, что необходимо выявить с помощью специальной техники, а потом подсчитать корреляции.

 

 

 Психоаналитическая теория  личности. Ещё одно направление,  которое занимается исследованиями  проблем личности в психологии. Выделяют два аспекта психоаналитической  концепции личности. Один аспект  касается трактовки развития  личности в онтогенезе, второй  аспект связывается с динамикой  функционирования личности на  каждом этапе ее развития. Это,  конечно, условное различение, тем  не менее оно работает.

 

 

 В чем основная идея  психоаналитического учения об  онтогенетическом развитии личности? Процесс онтогенеза описывается  как последовательность стадий  психосексуального развития. Считается, что на каждой из этих стадий могут возникать известные кризисы, конфликты, и если эти кризисы не преодолеваются, то возникает явление фиксации. Фиксацией называется закрепление и сохранение характеристик, свойственных человеку на конкретной стадии психосексуального развития, на все последующие годы.

 

 

 Социально-когнитивное  направление. Немаловажное направление,  исследующее проблемы личности  в психологии. В последние годы  достаточно популярной становится  социально-когнитивное направление  в теоретическом осмыслении проблемы  личности. Его представляют, в частности,  социально-когнитивная теория личности  Альберта Бандуры и теория  социального научения Джулиана Роттера.

 

 

 Предметом исследования  здесь становятся не устойчивые  и всеобщие характеристики личности, а характеристики ситуативные,  изменчивые. В рамках этого направления  основное внимание уделяется  изучению податливости, изменчивости  поведения и методам направленного  изменения поведения. Эти теории, по существу, в наибольшей степени  впитали в себя традиции бихевиоризма.

(http://mywebpro.ru/probl_lichn_psih_osn_napr_is_tss.html)

 

 

 

 

Каковы основные направления  изучения личности в психологии?

 

Чаще всего в современной  психологии выделяются и рассматриваются  как отдельные следующие основные направления исследований личности: психодинамическое, социодинамическое, интеракционистическое и гуманистическое. Психодинамическим называется такое направление в изучении личности, в котором человек как личность представляется и описывается с помощью терминов, характеризующих его внутренний мир, а объяснение поступкам дается исключительно изнутри, без учета факторов, влияющих на поведение человека со стороны окружающей среды. Такие, например, понятия, как потребности, способности, воля, характер и другие, — это и есть понятия, относящиеся к внутреннему миру человека, поэтому то рабочее определение личности, которое было приведено выше, более всего представляет именно психодинамическое направление в изучении личности. Это направление называется так еще потому, что при рассмотрении процесса формирования и развития личности его динамика здесь изучается только как изменение психологии человека. Если в ответ на вопрос о том, почему конкретный человек в определенной обстановке ведет себя именно так, а не иначе, мы ссылаемся на его характер, темперамент, волю, чувства, то фактически находимся в рамках психодинамического понимания личности. Если, отвечая на тот же вопрос, мы для объяснения поведения человека ссылаемся лишь на внешние, не зависящие от него обстоятельства жизни, например на сложившуюся в данный момент окружающую обстановку, на действия других людей, вынуждающие человека так себя вести, то мы выходим за рамки психодинамического объяснения поведения и переходим к другому, альтернативному пониманию личности — социодинамическому.

 

Социодинамическим называют такое направление в изучении и представлении личности, в котором человек как личность описывается в поведенческих терминах, а объяснение его поступкам дается исключительно на основе анализа и учета внешней обстановки или фактически не зависящих от данного человека жизненных обстоятельств. Мы можем, например, представлять и описать человека как личность через характерные для него поступки, через его реакции на различные жизненные ситуации, через привычки и т.д. Во всех подобных случаях для описания личности используются не внутренние свойства человека, а внешние формы его поведения — такие, за которыми можно наблюдать и которые можно объективно фиксировать и оценивать со стороны. Если в рамках социодинамического направления необходимо научно объяснить поведение человека, то оно рассматривается как реакция на внешние обстоятельства. При этом изучаются связи между внешними воздействиями, оказываемыми на человека, и его поступками и на основе знания самих воздействий и законов реагирования на них предлагаются объяснения его поведения. Иными словами, источники поступков человека помещаются вне его, и объяснения поведению даются не изнутри, а извне. Заметим, что как психодинамическое, так и социодинамическое направления, а также способы объяснения поведения человека в русле этих подходов являются односторонними. В рамках психодинамического направления не принимается в расчет зависимость поведения от внешних обстоятельств, в то время как в рамках социодинамического направления, наоборот, — зависимость поведения человека от его собственной психологии.

 

Это обстоятельство побудило некоторых психологов обратиться к  компромиссному, комплексному, двухстороннему описанию и объяснению поведения  человека: как изнутри, так и со стороны. В результате возникло третье направление в изучении личности — интеракционистическое. Его можно определить как направление, в рамках которого личность представляется и описывается в терминах, характеризующих одновременно и внутренний мир человека и его поведение, а объяснение самому поведению дается с учетом как собственной психологии человека, так и обстоятельств жизни, складывающихся независимо от него. При этом, однако, ничего существенно нового в само понимание и описание психологии человека как личности по сравнению с психодинамическим и социодинамическим направлениями не вносится; сторонники данного направления предпочитают использовать в своей теории понятия, относящиеся и к психологии человека, и к окружающему его миру. В объяснениях поведения человека здесь механически сочетаются оба рассмотренных выше способа. Весьма удобным для данного понимания личности и объяснения ее поведения является понятие социальной роли. Такая роль включает в себя и психологические установки человека, и определенные внешние формы поведения. Кроме того, взятие на себя определенной социальной роли зависит и от психологии данного человека, и от жизненной обстановки, в которой он оказался. Особым, одним из наиболее популярных в настоящее время направлений в изучении личности представляется то, которое называется гуманистическим. Оно возникло позднее, на волне справедливой критики других направлений. Дело в том, что проблема личности привлекла к себе внимание психологов и стала актуальной в то время, когда сильное влияние на психологию и на другие гуманитарные науки стала оказывать теория эволюции Ч. Дарвина, а также достижения в области физиологии высшей нервной деятельности И. П. Павлова. В соответствии с тенденцией, возникшей в конце XIX — начале XX в. под влиянием этих научных достижений, стало считаться не только нормальным, но и необходимым, обязательным сравнивать психологию и поведение человека с психологией и поведением животных и доказывать, что между ними нет принципиальных различий. Под влиянием этой тенденции ученые-психологи стали выбирать такие темы и проблемы для научного исследования и предлагать такие объяснения психологии и поведению человека, которые бы сближали человека и животных.

Информация о работе Основные направления изучения личности в отечественной психологии