Основные направления психологической помощи для детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 11:28, доклад

Описание

В течение последних десяти лет в учреждениях образования все более активно развиваются психологические службы. Это объясняется большой востребованностью знаний о закономерностях психического и личностного развития детей и подростков в школе, необходимостью организации в учреждениях образования стройной, продуманной системы изучения психического развития воспитанников, их интересов, способностей, индивидуальных особенностей, профессиональных склонностей, что обеспечивает индивидуальный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, создание благоприятного психологического климата для творческого роста детей и педагогов.

Работа состоит из  1 файл

основные направления работы психолога с детьми с ОВ.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на августовском совещании работников образования ВКО

Тема: «Основные направления психологической помощи для детей с ограниченными возможностями»

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Дайындаған:

Подготовила:

педагог-психолог КГУ «Вспомогательная школа №21»    управления образования ВКО Идришова М.Е.

 

 

 

 

 

Семей қ, тамыз 2012 ж

г. Семей, август 2012 г

 

Основные  направления психологической помощи для детей с ограниченными возможностями

 

В течение последних  десяти лет в учреждениях образования все более активно развиваются психологические службы. Это объясняется большой востребованностью знаний о закономерностях психического и личностного развития детей и подростков в школе, необходимостью организации в учреждениях образования стройной, продуманной системы изучения психического развития воспитанников, их интересов, способностей, индивидуальных особенностей, профессиональных склонностей, что обеспечивает индивидуальный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, создание благоприятного психологического климата для творческого роста детей и педагогов.

Совершенно  закономерно, что психологические  службы в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, школах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных (коррекционных) школах имеют разную ориентацию: психолого-педагогическую, медико-психологическую, социально-психологическую и т. п.; различную структурную организацию и содержательное наполнение направлений деятельности. Это зависит от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив, характера и содержания учебно-воспитательного процесса, основных показателей психофизического развития воспитанников учреждения.

Основные направления помощи психолога в коррекционной школе:

  • диагностическое,
  • коррекционно-развивающее,
  • аналитическое,
  • консультационно-просветительское.

Основной целью  практической деятельности психолога  является психологическое сопровождение  ребенка с ограниченными возможностями, т. е. деятельность, направленная на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, развитию каждого ребенка, коррекции недостатков его психофизического развития в конкретной школьной среде.

Одним из важных направлений работы является диагностическая  деятельность. Ее цель — информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы:

- для составления социально-психологического портрета воспитанника;

- для определения путей и форм оказания коррекционно-развивающей помощи, для разработки индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.

Отличием в  содержании работы психолога коррекционного учреждения является выделение такой  составляющей диагностической деятельности, как клиническая (патопсихологическая) диагностика. Она включает в себя диагностику структуры дефекта и отклонений в психическом развитии. Второе направление диагностической деятельности — психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение психического развития ребенка, причин нарушений в учении, межличностных отношениях.

В системе диагностической деятельности выделяются три основных диагностических схемы, каждая из которых направлена на решение своих задач сопровождения.

Первая диагностическая  схема — первичная дифференциальная диагностика нормы и патологии  умственного развития, выявление степени умственного недоразвития, нарушений психического развития. Но нужно учитывать, что психолог не занимается постановкой психиатрического диагноза, а, выполнив определенный объем работы, выполняет диспетчерскую функцию, переадресуя запрос нужному специалисту. В основу дифференциальной диагностики, осуществляемой психологом учреждения, ложится не постановка определенного диагноза, а определение наиболее эффективных методов оказания помощи, сопровождения в процессе обучения и воспитания.

Вторая диагностическая схема — углубленное психологическое обследование ребенка. Такая диагностическая деятельность носит в большинстве случаев индивидуальный характер, реализуется за счет достаточно сложных методик и требует значительных временных затрат как для психолога, так и для ребенка. В рамках данной модели реализация схемы углубленного обследования предваряется обязательным выдвижением гипотезы о возможных причинах существующих проблем ребенка (3).

Третья диагностическая  схема — диагностика динамики развития ребенка. Осуществляется с целью корректировки коррекционно-развивающих программ следующими средствами:

  • экспертные опросы педагогов и родителей;
  • структурированное наблюдение за детьми на занятиях, в игровой, трудовой деятельности, общении;
  • анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

В целом любая  психодиагностическая деятельность является элементом целостного процесса и  обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с коррекционно-развивающей  деятельностью.

Коррекционно-развивающее направление работ направлено на создание социально-психологических условий для целостного психического развития детей и коррекции в процессе такого развития отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой сфере, общении. Такие условия создаются за счет внедрения в образовательный процесс коррекционно-развивающих форм работы, индивидуальной и групповой психокоррекционной работы психолога. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

Коррекционно-развивающая  работа — это основное направление  работы специального психолога в  учреждении, и главный принцип, лежащий  в основе ее содержательного наполнения и организации — целостность. Это означает для нас следующее:

  • содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка с ограниченными возможностями;
  • у психолога, естественно, есть представления о том, в какой именно сфере психического мира ребенка локализуется проблема, но работать надо со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений (3);
  • целью аналитического направления работы психолога является анализ данных диагностического обследования и определение адекватности и эффективности средств и форм психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе. Цель достигается за счет организации отслеживания динамики развития каждого воспитанника и, как следствие, анализа эффективности коррекционно-развивающих и реабилитационных программ. Вышеперечисленные три направления работы тесно связаны. В общем виде схема сопровождения ребенка выглядит следующим образом (схема 1).

Консультационно-просветительская деятельность психолога направлена на субъектов процесса сопровождения ребенка с ограниченными возможностями — родителей и педагогов.

В отношении  педагогического коллектива целью  такой деятельности можно обозначить налаживание широкого конструктивного сотрудничества с педагогами и администрацией учреждения в решении различных задач сопровождения воспитанников и создание условий, способствующих получению педагогами личностно-значимых знаний из области психологии, дефектологии, ориентации их деятельности на гуманистические принципы. Наиболее перспективными формами работы, на наш взгляд, являются индивидуальные консультации (в случае запроса со стороны самого педагога) и психолого-педагогические консилиумы с четким распределением функций и обязанностей внутри группы участников и общей ответственностью за реализацию принимаемых решений (3).

Общей целью  различных форм деятельности психолога  по отношению к родителям —  и просвещение, и консультирование — является «создание социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего — родителей) к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания». «Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам развития ребенка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства школьного психолога в семейную ситуацию» (М. Р. Битянова, 1997).

 

Из опыта  работы:

Обеспечиваю психолого-педагогическое сопровождение учащихся вспомогательной школы на основных возрастных этапах (согласно плана ВШК).

Участвую в решении проблем взаимодействия учеников и учителей в ходе учебно-воспитательного процесса.

Провожу психологическую, профориентационную работу для определения сформированности профессионального плана и мотивов профессиональной направленности учащихся и родителей.

По рекомендации Национального  научно-практического центра коррекционной  педагогики и лаборатории социальной работы продолжаю проводить диагностические  методики в 4, 5, 6 классах для определения моторного возраста, свойств нервной системы по психомоторным показателям, уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Также работаю над проблемной темой: «Возможности использования сенсорной комнаты в развитии познавательных процессов учащихся с нарушением интеллекта». Разработала программы коррекционной помощи учащимся вспомогательной школы в условиях сенсорной (для гиперактивных детей «Будь внимательным!», для развития познавательных процессов «Дорога в мир»).

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Айзман Р.  И., Жарова Г. Н., Айзман Л. К., Савенков А. И., Забрамная С.  Д. Подготовка ребенка к школе.  М., 1991.

2. Астапов В.  М. Введение в дефектологию  с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.

3. Битянова М.  Р. Организация психологической работы, в школе. M.,1997.

4. Выготский  Л. С. Избранное. М.,1996.

5. Дубровина  И. В. Школьная психологическая  служба. М., 1991.

6. Ленина В.  А. Цели, задачи и содержание  работы, тифлопсихолога. — Дефектология №4, 1995.

7. Морозова Н.  В. Динамика развития психологической  службы учебного коллектива. —  Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной  работы. № 1, 1995.

8. Научно-методические  основы использования в школьной  психологической службе конкретных психодиагностических методик. Сб. научн. трудов. М., 1988.

9. Рабочая книга  школьного психолога (Под ред.  Дубровиной И. В.) М.,1991.

10. Рогов Е.  И. Настольная книга практического  психолога в образовании. М., 1995.

11. Розанова  Т. В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей. — Дефектология, № 1, 1995.

12. Самоукина  Н. Практический психолог в  школе. М., 1997.




Информация о работе Основные направления психологической помощи для детей с ограниченными возможностями