Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 11:28, доклад
В течение последних десяти лет в учреждениях образования все более активно развиваются психологические службы. Это объясняется большой востребованностью знаний о закономерностях психического и личностного развития детей и подростков в школе, необходимостью организации в учреждениях образования стройной, продуманной системы изучения психического развития воспитанников, их интересов, способностей, индивидуальных особенностей, профессиональных склонностей, что обеспечивает индивидуальный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, создание благоприятного психологического климата для творческого роста детей и педагогов.
Выступление на августовском совещании работников образования ВКО
Тема: «Основные направления психологической помощи для детей с ограниченными возможностями»
Дайындаған:
Подготовила:
педагог-психолог КГУ «Вспомогательная школа №21» управления образования ВКО Идришова М.Е.
Семей қ, тамыз 2012 ж
г. Семей, август 2012 г
Основные направления психологической помощи для детей с ограниченными возможностями
В течение последних десяти лет в учреждениях образования все более активно развиваются психологические службы. Это объясняется большой востребованностью знаний о закономерностях психического и личностного развития детей и подростков в школе, необходимостью организации в учреждениях образования стройной, продуманной системы изучения психического развития воспитанников, их интересов, способностей, индивидуальных особенностей, профессиональных склонностей, что обеспечивает индивидуальный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, создание благоприятного психологического климата для творческого роста детей и педагогов.
Совершенно закономерно, что психологические службы в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, школах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных (коррекционных) школах имеют разную ориентацию: психолого-педагогическую, медико-психологическую, социально-психологическую и т. п.; различную структурную организацию и содержательное наполнение направлений деятельности. Это зависит от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив, характера и содержания учебно-воспитательного процесса, основных показателей психофизического развития воспитанников учреждения.
Основные направления помощи психолога в коррекционной школе:
Основной целью
практической деятельности психолога
является психологическое сопровождение
ребенка с ограниченными
Одним из важных направлений работы является диагностическая деятельность. Ее цель — информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы:
- для составления социально-психологического портрета воспитанника;
- для определения путей и форм оказания коррекционно-развивающей помощи, для разработки индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.
Отличием в содержании работы психолога коррекционного учреждения является выделение такой составляющей диагностической деятельности, как клиническая (патопсихологическая) диагностика. Она включает в себя диагностику структуры дефекта и отклонений в психическом развитии. Второе направление диагностической деятельности — психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение психического развития ребенка, причин нарушений в учении, межличностных отношениях.
В системе диагностической деятельности выделяются три основных диагностических схемы, каждая из которых направлена на решение своих задач сопровождения.
Первая диагностическая
схема — первичная
Вторая диагностическая схема — углубленное психологическое обследование ребенка. Такая диагностическая деятельность носит в большинстве случаев индивидуальный характер, реализуется за счет достаточно сложных методик и требует значительных временных затрат как для психолога, так и для ребенка. В рамках данной модели реализация схемы углубленного обследования предваряется обязательным выдвижением гипотезы о возможных причинах существующих проблем ребенка (3).
Третья диагностическая схема — диагностика динамики развития ребенка. Осуществляется с целью корректировки коррекционно-развивающих программ следующими средствами:
В целом любая
психодиагностическая деятельность является
элементом целостного процесса и
обретает смысл и ценность лишь во
взаимосвязи с коррекционно-
Коррекционно-развивающее направление работ направлено на создание социально-психологических условий для целостного психического развития детей и коррекции в процессе такого развития отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой сфере, общении. Такие условия создаются за счет внедрения в образовательный процесс коррекционно-развивающих форм работы, индивидуальной и групповой психокоррекционной работы психолога. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.
Коррекционно-развивающая работа — это основное направление работы специального психолога в учреждении, и главный принцип, лежащий в основе ее содержательного наполнения и организации — целостность. Это означает для нас следующее:
Консультационно-просветительск
В отношении педагогического коллектива целью такой деятельности можно обозначить налаживание широкого конструктивного сотрудничества с педагогами и администрацией учреждения в решении различных задач сопровождения воспитанников и создание условий, способствующих получению педагогами личностно-значимых знаний из области психологии, дефектологии, ориентации их деятельности на гуманистические принципы. Наиболее перспективными формами работы, на наш взгляд, являются индивидуальные консультации (в случае запроса со стороны самого педагога) и психолого-педагогические консилиумы с четким распределением функций и обязанностей внутри группы участников и общей ответственностью за реализацию принимаемых решений (3).
Общей целью различных форм деятельности психолога по отношению к родителям — и просвещение, и консультирование — является «создание социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего — родителей) к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания». «Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам развития ребенка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства школьного психолога в семейную ситуацию» (М. Р. Битянова, 1997).
Из опыта работы:
Обеспечиваю психолого-педагогическое сопровождение учащихся вспомогательной школы на основных возрастных этапах (согласно плана ВШК).
Участвую в решении проблем взаимодействия учеников и учителей в ходе учебно-воспитательного процесса.
Провожу психологическую, профориентационную работу для определения сформированности профессионального плана и мотивов профессиональной направленности учащихся и родителей.
По рекомендации Национального
научно-практического центра коррекционной
педагогики и лаборатории социальной
работы продолжаю проводить
Также работаю над проблемной темой: «Возможности использования сенсорной комнаты в развитии познавательных процессов учащихся с нарушением интеллекта». Разработала программы коррекционной помощи учащимся вспомогательной школы в условиях сенсорной (для гиперактивных детей «Будь внимательным!», для развития познавательных процессов «Дорога в мир»).
Литература:
1. Айзман Р.
И., Жарова Г. Н., Айзман Л. К.,
Савенков А. И., Забрамная С.
Д. Подготовка ребенка к школе.
2. Астапов В.
М. Введение в дефектологию
с основами нейро- и патопсихол
3. Битянова М. Р. Организация психологической работы, в школе. M.,1997.
4. Выготский Л. С. Избранное. М.,1996.
5. Дубровина
И. В. Школьная
6. Ленина В. А. Цели, задачи и содержание работы, тифлопсихолога. — Дефектология №4, 1995.
7. Морозова Н.
В. Динамика развития
8. Научно-методические
основы использования в
9. Рабочая книга школьного психолога (Под ред. Дубровиной И. В.) М.,1991.
10. Рогов Е.
И. Настольная книга
11. Розанова Т. В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей. — Дефектология, № 1, 1995.
12. Самоукина Н. Практический психолог в школе. М., 1997.