Основные
направления психологии
XX-XXI века.
Одно
и направлений
я выбрал «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ПСИХОЛОГИЯ»
Основателями
данного направления
являются :
- Ананьев Борис
Герасимович (1907-1972) - отечественный психолог,
основатель ленинградской психологической
школы. Научную деятельность начинал в
Институте мозга им.
- Леонтьев Алексей
Николаевич (1903-1979) - выдающийся отечественный
психолог, основатель деятельностного
подхода в психологии.
Один
основатель в Санкт-Петербурге
и другой в Москве.
В
России психология как
самостоятельная
наука начала развиваться
в XIX в. Большую роль
в ее развитии на данном
этапе сыграли труды
А. И. Герцена, который
говорил о «деянии»
как существенном факторе
духовного развития
человека. Следует отметить,
что психологические
воззрения отечественных
ученых во второй половине XIX
в. в значительной степени
противоречили религиозной
точке зрения на психические
явления. Одной из наиболее
ярких работ того времени
явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы
головного мозга». Эта
работа внесла значительный
вклад в развитие психофизиологии,
нейропсихологии, физиологии
высшей нервной деятельности.
Следует отметить, что
И. М. Сеченов был не
только физиологом,
чьи труды создали естественно-научную
основу для современной
психологии. И. М. Сеченов
с ранней молодости
увлекался психологией
и, по мнению С. Л. Рубинштейна,
был крупнейшим русским
психологом того времени.
И. М. Сеченов-психолог
не только выдвинул
психологическую концепцию,
в которой определил
предмет научного познания
психологии — психические
процессы, но и оказал
серьезное влияние на
становление в России
экспериментальной
психологии. Но, пожалуй,
наибольшее значение
его научной деятельности
заключается в том, что
она оказала влияние
на исследования В. М.
Бехтерева и И. П. Павлова.
Труды И.
П. Павлова имели огромное значение для
мировой психологической науки. Благодаря
открытию механизма образования условного
рефлекса были сформированы многие психологические
концепции и даже направления, в том числе
бихевиоризм.
Позднее,
на рубеже веков, экспериментальные
исследования были продолжены такими
учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге,
Г. И. Челпанов.
А.
Ф. Лазурский много занимался вопросами
личности, особенно изучением характера
человека. А. Ф. Лазурский впервые доложил
об естественном эксперименте на 1-м съезде
по экспериментальной педагогике (1910),
а в 1918 г. вышла в свет его книга «Естественный
эксперимент и его школьное применение».
Н.
Н. Ланге - один из основателей экспериментальной
психологии в России. Он известен не только
тем, что занимался изучением ощущения,
восприятия, внимания. Н. Н. Ланге создал
при Одесском университете одну из первых
в России лабораторий экспериментальной
психологии.
Одновременно
с экспериментальной психологией
в России в конце XIX – начале XX
в. развиваются и другие научные
психологические
Представители:
И.П.
Павлов, В.М. Бехтерев,
Леонтьев А.Н, Н.Н. Ланге,
А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт,
Б.Г. Ананьев и др.
Кратко
по каждаму.
- Павлов
Иван Петрович (1849-1936) - отечественный физиолог,
окончил Медико-хирургическую академию
в Санкт-Петербурге. Основатель учения
о высшей нервной деятельности человека,
впервые сформулировал учение об условных
рефлексах, о двух сигнальных системах,
сенсорной и речевой, учение о типах нервной
системы. Основатель Института экспериментальной
медицины. Лауреат Нобелевской премии
за работы в области физиологии высшей
нервной деятельности. Создал международную
научную школу.
- Бехтерев
Владимир Михайлович (1857-1927) - отечественный
физиолог, психиатр, психолог, невропатолог.
Разработал естественно-научную теорию
поведения, научную рефлексологию, внес
существенный вклад в развитие экспериментальной
психологии. В 1885 г. открыл первую в России
экспериментально-психологическую лабораторию
при клинике Казанского университета.
В 1908 г. Основал в Санкт-Петербурге
Психоневрологический институт, который
в настоящее время носит его имя.
- Ланге Николай
Николаевич (1858-1921) - русский психолог, один
из основателей экспериментальной психологии
в России. Работал над проблемами восприятия,
внимания, памяти, мышления, изучал их
физиологические основы, сформулировал
концепцию фазовости восприятия, разработал
моторную теорию внимания.
- Лазурский
Александр Федорович (1874-1917) - отечественный
психолог, ученик и сотрудник В.М.Бехтерева,
профессор Психоневрологического института
в Петербурге. Крупнейший специалист в
области индивидуальной психологии.
- Ананьев
Борис Герасимович (1907-1972) - отечественный
психолог, основатель ленинградской психологической
школы. Научную деятельность начинал в
Институте мозга им. В.М.Бехтерева. Действительный
член АПН РСФСР и АПН СССР, профессор Ленинградского
государственного университета, декан
факультета психологии, заведующий сектором
психологии в Ленинградском НИИ педагогики.
Автор фундаментальных работ в области
восприятия, психологии общения, педагогической
психологии. Пытался преодолеть раздробленность
наук о человеке и создать системную модель
человекознания, в которой были бы обобщены
исследования различных наук о человеке
как индивиде, личности, индивидуальности,
субъекте деятельности. Исследовал жизненный
путь человека в его целостности. В области
детской и педагогической психологии
разрабатывал проблемы формирования умственной
деятельности, сознания и самосознания,
характера и воли в условиях школьного
обучения, изучал пространственное восприятие
и представление детей. Основные работы:
"Психология педагогической оценки"
(1935 г.), "Очерки психологии" (1945 г.),
"Человек как предмет познания" (1969
г.), "О проблемах современного
человекознания" и др.
- Леонтьев
Алексей Николаевич (1903-1979) - выдающийся
отечественный психолог, основатель
деятельностного подхода в
психологии. Заведующий кафедрой, заведующий
отделением психологии, декан факультета
психологии МГУ. Как ученый отличался
чрезвычайно широкими интересами и способностью
глубоко и оригинально прорабатывать
каждую тему. В его трудах разрабатывалась
общепсихологическая теория деятельности,
проблемы развития психики в
фило-, антропо- и онтогенезе, механизмы
психических процессов - восприятия, внимания,
памяти, мышления, проблемы человеческого
сознания, личности и многое другое. При
исследовании этих проблем А.Н.Леонтьев
работал не только как выдающийся теоретик,
но и как блестящий экспериментатор. Вместе
с Л.С.Выготским и А.Р.Лурией разрабатывал
культурно-историческую концепцию развития
высших психических функций. Выдвинул
и детально обосновал общепсихологическую
теорию деятельности, являющуюся признанным
теоретическим направлением не только
в отечественной, но и в мировой психологической
науке. Разработал структуру деятельности.
Основные идеи изложены в работах "Деятельность.
Сознание. Личность", "Индивид и личность",
"Проблемы развития психики", "Формирование
личности", "Развитие памяти", "Потребности,
мотивы и эмоции" и др.