Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:26, контрольная работа
Ранний возраст - период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Ведущей деятельностью является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев.
Введение 2
1 Основные показатели психологического развития детей раннего возраста. А.Н.Корнев 2000г 3
Практическая часть 14
Заключение 28
Список использованных источников 30
Таблица Эмоциональные проявления детей 31
У третьей части детей первой
группы развита способность
Все переживаемые эмоции, по мнению родителей, носят ситуативный характер.
Во всех семьях первой группы принято открыто выражать свои эмоции и чувства, что способствует, по мнению родителей, развитию эмоциональной сферы ребенка. Родители первой группы часто рассказывают ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми. В своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональные состояния других и своих собственных и правильно на них реагировать. Для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов и детских фильмов, конкретные жизненные ситуации. Оказывает помощь матерям в данном вопросе чтение специальной литературы (духовно-нравственной, психологической и др.).
Больше половины родителей детей первой группы принимают активное участие в эмоциональном развитии детей. Около трети родителей понимают важность эмоционального развития детей.
Большинство родителей первой группы
бережно относятся к
Родители второй группы пользуются различными типами воспитания.
Они имеют низкий уровень родительского контроля (контролирующие требования больше направлены на модификацию проявлений зависимости детей от родителей); родительских требований, побуждающих к развитию у детей зрелости; способов общения в ходе воспитательных воздействий, эмоциональной поддержки.
Из результатов исследования представлений родителей об эмоциональных особенностей детей родителей второй группы не могут дать полной объективной оценки эмоционального развития своих детей.
Во второй группе три четверти родителей не осознают важности развития эмоциональной сферы своего ребенка.
В некоторых семьях есть проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком.
Большинство родителей второй группы не знают индивидуальных особенностей своего ребенка, не заинтересованы в его делах и занятиях, не уверенны в его достижениях; вместе с тем — требовательны в воспитательных воздействиях или наоборот. Родители не умеют дать правильную оценку деятельности и поведения ребенка; не знают и не умеют формировать личностные ценности, эталоны, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; не побуждают ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.
Проведенное исследование подтвердило поставленную в начале исследования гипотезу о том, что существуют особенности развития эмоциональной сферы ребёнка раннего возраста в зависимости от типа взаимоотношений в семье: семейная дисгармония и неправильное воспитание негативно отражается на развитии эмоциональной сферы детей. Различия в поведении детей в зависимости от количества детей в семье и порядка рождения в ходе исследования не были выявлены.
Раннее детство - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Исследователи отмечают, что от того, в каких условиях будет протекать эта стадия развития, во многом зависит будущее ребенка. К концу первого года жизни с расширением возможностей возрастает активность ребенка, теперь его интерес направлен на манипуляции с предметами, расширяется круг социальных контактов. Активность и самостоятельность ребенка требуют изменения его отношений со взрослым, который должен учитывать потребности ребенка, опираться на его возможности.
Развитие эмоциональной сферы
детей раннего возраста имеет
свои особенности.особенности
Основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение с близким взрослым. Именно в общении со взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения.
В общении взрослый проявляет любовь и заботу, тем самым, демонстрируя принятие ребенка, а это основное условие формирования базового доверия к миру. Важную роль в развитии детей раннего возраста играют прародители. Вклад старшего поколения в воспитание ребёнка зависит не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.
Результаты эмпирического
1. Авдеева Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова. - М., 1990.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов.Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 448 с.
3.Адлер А. Понять природу человека.М: Академический проект, 1997. - 256 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л. С Выготский. - М.: Педагогика, 1984.
5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999
6. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб., 1995. – 221 с.
7.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. / И.Ю. Кулагина. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 464с.
8. Развитие общения у дошкольников/ под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.,1964.
9. Стерн В. Психология раннего детства / В. Стерн. - Минск: Харвест, 2003. - 400с.
10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б Эльконин - М.: 27. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б Эльконин. - М.: Просвещение, 1978.
Чувственное проявление |
Интенсивность, баллы | ||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Возбуждаемость |
|||||
Капризность |
|||||
Боязливость |
|||||
Плаксивость |
|||||
Злобность |
|||||
Веселость |
|||||
Завистливость |
|||||
Ревность |
|||||
Обидчивость |
|||||
Упрямство |
|||||
Жестокость |
|||||
Ласковость |
|||||
Сочувствие |
|||||
Самомнение |
|||||
Агрессивность |
|||||
Нетерпеливост ь |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Типы воспитания в семье
1 группа |
2 группа | ||
Адекватный стиль |
100% |
Адекватный стиль |
0 |
Воспитание по типу «кумир семьи» |
0% |
Воспитание по типу «кумир семьи» |
30% |
Воспитание по типу «ежовые рукавицы» |
0% |
Воспитание по типу «ежовые рукавицы» |
25 % |
Гиперопека |
0% |
Гиперопека |
20 % |
Гипоопека |
0% |
Гипоопека |
15 % |
Смена образцов воспитания |
0% |
Смена образцов воспитания |
5 % |
Противоречивое воспитание |
0% |
Противоречивое воспитание |
5 % |
Приложение 2
Степень участия родителей в развитии эмоциональной сферы детей
1 группа
Высокий уровень участия |
Средний |
Низкий |
72 % |
28% |
0 |
2 группа
Высокий уровень участия |
Средний |
Низкий |
5 % |
20% |
75% |
Приложение 3
Эмоциональные проявления детей(количестводетей)
1 группа
Чувственное проявление |
Интенсивность, баллы | ||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Возбуждаемость |
- |
6 |
8 |
4 |
- |
Капризность |
- |
9 |
9 |
- |
- |
Боязливость |
- |
4 |
14 |
- |
- |
Плаксивость |
1 |
8 |
6 |
1 |
2 |
Злобность |
10 |
5 |
3 |
- |
- |
Веселость |
- |
- |
9 |
9 |
- |
Завистливость |
10 |
5 |
1 |
1 |
- |
Ревность |
4 |
13 |
- |
1 |
- |
Обидчивость |
- |
14 |
3 |
1 |
- |
Упрямство |
1 |
6 |
5 |
5 |
1 |
Жестокость |
14 |
3 |
1 |
- |
- |
Ласковость |
- |
1 |
6 |
6 |
5 |
Сочувствие |
- |
2 |
7 |
7 |
2 |
Самомнение |
1 |
2 |
14 |
1 |
- |
Агрессивность |
3 |
8 |
7 |
- |
- |
Нетерпеливость |
- |
5 |
5 |
8 |
- |
2 группа
Чувственное проявление |
Интенсивность, баллы | ||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Возбуждаемость |
- |
3 |
7 |
10 |
- |
Капризность |
- |
5 |
12 |
2 |
1 |
Боязливость |
- |
3 |
15 |
1 |
1 |
Плаксивость |
1 |
1 |
8 |
- |
4 |
Злобность |
12 |
5 |
3 |
- |
- |
Веселость |
- |
- |
8 |
11 |
1 |
Завистливость |
13 |
5 |
1 |
1 |
- |
Ревность |
4 |
14 |
1 |
1 |
- |
Обидчивость |
- |
12 |
4 |
4 |
- |
Упрямство |
1 |
5 |
6 |
6 |
2 |
Жестокость |
16 |
3 |
1 |
- |
- |
Ласковость |
- |
3 |
6 |
6 |
5 |
Сочувствие |
- |
2 |
7 |
9 |
2 |
Самомнение |
1 |
2 |
16 |
1 |
- |
Агрессивность |
3 |
8 |
9 |
- |
- |
Нетерпеливост ь |
- |
4 |
2 |
14 |
- |