Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:43, реферат
В последние годы неуклонно растет интерес к изучению познавательных процессов. До начала 50-х годов вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В начале 50-х исследованием механизмов познания стали интенсивно заниматься специалисты в области психологии. Первые исследования были посвящены изучению механизмов восприятия.
Вступление. Когнитивная психология. Краткая история развития……………….…3
Моделирование когнитивных процессов в психологии………………………….…..4
Типы познавательных процессов………………………………………………….......4
Цель когнитивного моделирования……………………………………………….…..4
Функциональная схема познавательного процесса……………………………….….4
Проблема восприятия в когнитологии. …………………………………………….….6
3.1 Общая модель восприятия………………………………………………………….…...6
3.2 Структура модели восприятия…………………………………………………….……6
3.3 Проблема визуального кода в работах психологов……………………………….…...7
3.4 Механизм и закономерности процесса восприятия…………………………….……..7
4. Заключение. Значение исследований когнитивной психологии………………….….9
5.Библиография………………………………………………………………………
Существуют принципы функционирования восприятия при решении следующих задач:
- выделение объекта из фона
- формирование кода объекта
- установление тождества и разли
- классификация объектов по категориям
- формирование когнитивной
- формирование репрезентации
Восприятие можно представить как процесс, который работает по двум противоположным стратегиям: декомпозиции и интеграции. Обе стратегии используются в процессе визуального кода объектов или сцен (системы объектов, расположенных в пространстве). Выбор стратегии определяется как волевым посылом индивидуума, так и природой стимульного материала. Знания – как вербального характера, так и моторные навыки – влияют на процесс восприятия.
Точность и быстрота восприятия
всех типов стимулов совершенствуется
в результате тренировок. Это объясняется
тем, что при многократном повторении
стимула формируется и
В процессе восприятия часто используется операция установления подобия. Объекты сравниваются путем сравнения частей объектов. Этот метод называется структурным сравниванием.
В проблеме фона и объекта, деление на значимое и незначимое объект представляется как сосредоточение внимания «здесь» и «сейчас», а фон – это контекст ситуации. Деление на фон и объект относительно и динамично, т. е. фон «здесь» и «сейчас» может стать объектом где – нибудь и когда – нибудь.
Исследования психологов доказывают существование врожденных принципов разложения чувственного восприятия на объекты, приобретаемых в течение жизни критериев а так же присутствие элементов обучения.
Важный момент, на который указывает современная психология – это тесная связь восприятия с навыками субъекта (представить целое, как совокупность частей).
Тип восприятия, направленный на разложение стимула на систему подстимулов, обладающих определенной самостоятельностью, называется декомпозиция. Декомпозиция происходит автоматически, независимо от нашего сознания. Способности к дифференциации повышаются с возрастом т. е. с накоплением опыта.
Интеграция объединяет части в целое. При помощи интеграции достигается единство многообразия.
Основные закономерности процесса интеграции:
- способность к объединению вырабатывается с опытом
- части объединяются в целое, если они часто появляются вместе. Возникает обобщенный код.
- стимулы, представляющие собой расположенные в пространстве предметы, могут восприниматься как единый образ, т. е. как сцена. Код такой сцены называется топологическим.
Для точного распознания объекта необходимо перцептивные действия. Была разработана модель перцептивного цикла. Алгоритм его работы заключается в следующем:
- инициализируется определенное множество предвосхищений (гипотез) относительно воспринимаемого объекта.
- эти предвосхищения определяют план дальнейшего обследования
- в результате обследования
происходит уточнение: часть
Репрезентация – это когнитивная
структура, обеспечивающая решение
задач в состоянии «
Репрезентация физиологически обусловлена, в процессе ее формирования преобладают такие автоматические механизмы, как сравнение, автоматическая концептуализация, формирование топологического и метрического кода физического пространства. Репрезентация зависит от воспринятой информации, формируется «здесь» и «сейчас» для решения задач, стоящих перед индивидуумом в данный момент. В репрезентации происходит синтез знания и сенсорной информации.
Идеи когнитивной психологии дают новый взгляд на вещи, который находит свое практическое воплощение в рамках искусственного интеллекта и разработки программного обеспечения. Например, в проекте по созданию автономной интеллектуальной платформы указывается исключительная важность идей когнитологии. НАТО проводит множество конференций, посвященных различным проблемам когнитологии. Работы в области когнитологии активно взаимодействуют с исследованиями познавательных процессов, проводимых в смежных областях. Так, когнитивные исследования функций понятия в познавательной деятельности человека позволили по-новому взглянуть на учения классической семантики и формальной логики как модели мыслительных процессов человека.
Магазов С.С. «Когнитивные процессы и модели» -М.: Издательство ЛКИ, 2007
Информация о работе Основные положения и достижения когнитивной психологии