Основные понятия о памяти и ее теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание

Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей. Таким образом, проблема изучения памяти не потеряла актуальности и в настоящее время. В данной работе представлено: общее понятие о памяти, процессы, особенности и виды памяти.

Содержание

Введение………………………………………………………...............................3
1.Общее понятие о памяти и ее теории………………………………………….4
2.Виды памяти…………………………………………………………………….7
3.Характеристика процессов памяти………………………………………….10
4.Индивидуальные особенности памяти ……………………………………....12
5.Расстройства памяти…………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

психология реферат.docx

— 38.18 Кб (Скачать документ)

 

                                        СОДЕРЖАНИЕ

 

     

Введение………………………………………………………...............................3

1.Общее понятие о памяти и ее теории………………………………………….4

2.Виды памяти…………………………………………………………………….7

3.Характеристика  процессов  памяти………………………………………….10 

4.Индивидуальные особенности памяти ……………………………………....12

5.Расстройства памяти…………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….14

Литература……………………………………………………………………….15

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

 

         Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти.

         Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Задача психологии – рассмотреть сущность памяти как проявления личности.

          Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

          Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.

          Таким образом, проблема изучения памяти не потеряла актуальности и в настоящее время.

В данной работе представлено: общее понятие о памяти, процессы, особенности и виды памяти.

 

 

    1.  ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ  О ПАМЯТИ  И ЕЕ ТЕОРИИ

         Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

          Все, что мы узнаем, каждое паше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

         Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Исследованиями памяти в  настоящее время заняты представители  разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других.

Одной из первых психологических  теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

          В основе данной теории лежит понятие ассоциации — обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др.

         Выделяют  три типа ассоциаций - ассоциации по смежности, по сходству и контрасту. В основе указанных типов ассоциаций лежат сформулированные еще Аристотелем (384-322 до н.э.) три принципа «сцепления» представлений.

         Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И. М. Сеченовым и  И. П. Павловым. По Павлову, ассоциации — не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

           На  смену ассоциативной теории  пришла  гештальттеория. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт.

Основной постулат данного  направления психологии гласит, что  системная организация целого определяет свойства и функции образующих его  частей. Поэтому, исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что  и при запоминании и при  воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов.

     Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники  и развитием программирования (языков и приемов составления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к  техническому и алгоритмическому моделированию  процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

Представители этих наук стали  проявлять повышенный интерес к  собственно психологическим исследованиям  памяти, потому что это открывало  возможности для совершенствования  языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес  привел к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать  информационно-кибернетической.

В настоящее время она  делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому  пониманию человеческой памяти с  использованием достижений кибернетики  и информатики. Ведь человеческий мозг — это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     2. ВИДЫ ПАМЯТИ

          Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.

       В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

         1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

        2. по характеру целей – деятельности на непроизвольную и произвольную;  

          3. по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную.

         Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять соответствующие действия.

        Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.                 Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

          Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

         Словесно–логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

        Непроизвольная память  -  имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача.

       Произвольная память -  присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, а сам процесс требует волевого усилия.

        Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная.

          Долговременная память - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Назначение долговременного хранилища памяти — стабильно хранить информацию и обеспечивать доступ к хранимым данным.

         Оперативная память - вид памяти, рассчитанный на хранение информации в течение определенного времени, нужного для выполнения некоего действия или операции. Это часть нашей памяти, с помощью которой мы анализируем поступающую информацию. Преимуществом оперативной памяти является включение анализа необходимости информации (нужно или не нужно запоминать), а без этого не может быть никакого запоминания ни оперативного, ни долговременного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ

         Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

      Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

      непроизвольное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга.

      произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Главная особенность произвольного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание.

     Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала:

     Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д.

    Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Понимание - необходимое условие логического, осмысленного запоминание. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека.

 

     Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его внутренних оценок, восприятия мира, процессов мышления и речи.

     Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Информация о работе Основные понятия о памяти и ее теории