Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:28, реферат
Очень важно определить причины конфликта, так как зная их (причины), легче предпринять конкретные меры по предотвращению деструктивных последствий конфликта, которые в свою очередь могут иметь необратимый характер и даже привести к трагичным последствиям. Если попробовать рассмотреть причины конфликтов, возникающих в трудовом коллективе, то условно можно было бы представить их в виде трех основных групп причин. Такой перечень предложен специалистом в области управления персоналом Кричевским Р.Л.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Очень
важно определить причины конфликта,
так как зная их (причины), легче
предпринять конкретные меры по предотвращению
деструктивных последствий
Могут
встречаться также и причины,
обусловленные экономическим
Таким
образом, первая группа причин, порожденная
трудовым процессом, для многих трудовых
коллективов является главным источником
возникновения конфликтных
(1) К основным факторам первой группы причин можно отнести:
а) непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют на действий другого;
б) перенос проблем, решение которых должно идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений. То есть проблемы, решение которых зависит от руководителя, могут вызвать конфликт между рядовыми сотрудниками;
в) невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководства - подчинения». Этот фактор может быть обусловлен ненадлежащим исполнением подчиненными своих обязанностей или неспособностью руководителя обеспечить подчиненных условиями для их успешной деятельности.
Во - вторых, конфликты в трудовом коллективе могут быть вызваны факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности – достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. К этой группе факторов можно отнести:
а) взаимосвязь сотрудников, при которой достижение целей одним из них зависит
и от других членов коллектива;
б) нерешимость ряда организационных вопросов руководством, следствием чего
может явиться обострение между людьми, находящимися на организационной
горизонтали;
в) функциональные нарушения в системе «руководства - подчинения»,
препятствующие достижению личных целей как руководителем, так и подчиненными.
В
- третьих, возникающие в процессе
реализации трудовой деятельности конфликты
нередко порождаются
Последняя причина обусловлена главным образом не всегда удачным описанием во многих наших учреждениях служебных функций персонала. В результате у сотрудников может сложиться превратное представление о том, кто за что отвечает и что делает.
Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты не существует. И к причинам, названным выше можно добавить еще немало, порожденных
организационной практикой.
(2) Вторая группа причин межличностного конфликта - это причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений. Наиболее характерный пример такого рода особенностей представляет из себя взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости и несовместимости. Этот довольно незначительный на первый взгляд фактор может вызвать значительные последствия для всего коллектива. Нередко разного рода кадровые
назначения в учреждениях имеют своей основой именно этот принцип.
Можно выделить еще несколько причин конфликта, подобных вышеуказанной:
а)
неблагоприятная
б)
плохая психологическая коммуникация,
возникающая при нежелании
в)
сюда можно отнести еще одну причину,
которая также относится к
разряду психологических. Здесь
нужно использовать понятие территориальности,
подразумевающее занятие
(3) К факторам, коренящимся в личном своеобразии членов коллектива относятся возможные личные особенности, которые могут привести к возникновению конфликтной ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Некоторыми исследователями отмечается, что с увеличением возраста сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушения трудовой дисциплины, и др.). Вместе с тем, к факторам, обостряющим конфликтную ситуация могут относиться личные кризисы, которые могут быть «плановыми», или возрастными и «внеплановыми», связанными с различными потрясениями, такими как развод, смерть близкого человека и т. д.
Причины, приводящие к конструктивным конфликтам
Обычно это недостатки в организации производства и управления. Перечислим те из них, которые наиболее часто приводят к конфликтам:
* недовольство оплатой труда;
* неблагоприятные условия труда (например, отсутствие вентиляции, загазованность, вибрация, шум, сквозняки, дискомфортная температура на рабочем месте и т.п.);
*
недостатки в организации
*
несоответствие прав и
* неритмичность работы (простои, вынужденные отпуска, штурмовщина);
* неудобный график работы;
* упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причем не по его вине);
*
необеспеченность заданий
*
отсутствие четкости в
* низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
*
конфликтогенные (т.е.
*
противоречивые отношения или
цели технологических и
Деструктивные конфликты
Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами. К таким субъективным причинам относятся:
*
неправильные действия
*
неправильные действия
*
неправильные действия и
Чаще всего деструктивные конфликты возникают при неправильных действиях и подчиненных и руководителя.
Так
уж устроены многие из нас, что прежде
всего ошибки видим у других, а
не у себя. Но руководитель является
тем, кому по должности положено помогать
подчиненным исправлять их ошибки.
Поэтому мы здесь остановимся
именно на ошибочных действиях
ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
К сожалению, их достаточно много. Можно выделить три направления:
* нарушение служебной этики:
*
нарушение трудового
*
несправедливая оценка
Нарушения служебной этики
Сюда относятся:
а) проявление грубости, высокомерия, неуважительного отношения к подчиненным;
б) невыполнение обещаний;
в) нетерпимость к мнениям, отличным от собственного;
г) зажим критики;
д) ущемление прав подчиненных;
е) злоупотребление положением начальника (например, навязывание подчиненным поручений неслужебного характера);
ж)
поручение исполнителю "через
голову" непосредственного
з) утаивание информации (особенно в условиях сокращения штатов или реорганизации);
и) критика, принижающая достоинство человека;
к) сознательное провоцирование конфликта между подчиненными - управление по принципу "разделяй и властвуй".
Несправедливая оценка подчиненных
Проявления этого весьма разнообразны. Приведем некоторые из наиболее часто встречающихся:
* Ошибки
в применении поощрений и
* Недостатки в распределении работ между исполнителями.
* Установление оклада, нарушающего баланс "вклад-оклад".
* Приглашение работника "со стороны", когда на должность есть претендент "из своих".
* Руководитель
болезненно относится к
* Неконкретная критика группы подчиненных.
* Нечеткая формулировка.
* Отсутствие информации.
* Недооценка
убеждения как средства
* Психологическая несовместимость.
Литература:
Информация о работе Основные причины конфликтов в трудовом коллективе