Основные психологические феномены чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:36, контрольная работа

Описание

Первым определение стресса дал канадский физиолог Ганс Селье, согласно которому, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.

Работа состоит из  1 файл

контр.docx

— 36.11 Кб (Скачать документ)

2. Поведение

Ваши действия способные привести к стрессу. Может быть, выезд на встречу в последнюю минуту и  связанное с этим постоянное напряжение, или необходимость отвечать требованиям  людей в то время, когда вам  не хотелось бы этого делать. Изменения в заведенном порядке могут вызвать стресс.

3. Способности

Если у вас есть способность  включать беспокойство у самого себя, следовательно, вы развили определенное умение. Вы почти наверняка сможете  легко представить, как что-нибудь приводит к неудовлетворительному  результату. Наверное, вы делаете это, создавая мысленные фильмы о том, как все может расстроиться, а  затем представляя себе устрашающие  последствия. И это тоже определенное умение. Оно демонстрирует вашу способность  представлять себе картины настолько  живо, чтобы вызывать существенные химические изменения в своем  теле. Вероятно, для этого таланта  существуют другие точки приложения. Что произойдет, если ту же способность  живого воображения вы примените  для того, чтобы представить себе, что будет через 15 минут после  удовлетворительного разрешения события, а затем подумать о том, как  бы вы могли этого достичь?

4.Убеждения и ценности

Быть может, вы не думали о том, что  убеждения и ценности способны вызвать  стресс или оказаться ресурсами  против него, но это именно та область, изменения в которой могут  привести к значительному эффекту. Мы носим свои убеждения с собой, поэтому они будут вызывать стресс, где бы мы ни находились. Чем жестче наши убеждения и ожидания, тем  сильнее переживаемый нами стресс, поскольку мир вокруг нас не свернет  со своего пути только для того, чтобы  удовлетворить наши нужды.

Убеждение в том, что люди недостойны доверия и готовы обманывать вас  при первой возможности, будет держать  вас "на взводе" и провоцировать  стресс.Убеждения, ставящие вас в зависимость от других людей или событий или означающие отсутствие выбора в реагировании на различные события, будут способствовать стрессу.

5. Идентичность

Единственным стрессом на этом уровне может быть ложный образ. Он может  проявляться двумя способами. Первый - касается отношений между людьми, когда человек не позволяет кому бы то ни было увидеть себя настоящего, и скорее всего работает в тех случаях, когда человек не может выразить себя полностью в своей работе. Второй способ проявления ложного образа - это маска, надетая для своей или чужой пользы, чтобы защитить настоящую личность. Такая маска может возникнуть в детстве, когда человек не знал, как справиться с чем-то, и в качестве средства использовал ложный образ. Когда это происходит, человек еще раз переживает ощущение пустоты, и его поведение утрачивает дополнительную степень свободы для поддержания равновесия

 

 Стресс связан с позитивными и негативными переживаниями.

Уровень физиологического стресса  наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это  означало бы смерть). Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но, не обязательно дистресса).

Деструктивный стресс, или дистресс (distress), разрушает поведение, является источником многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его внешними проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно стараться предотвратить, или, если человек уже оказался в состоянии дистресса, его необходимо лечить.

 Основные симптомы дистресса:

1. рассеянность

2. повышенная возбудимость

3. постоянная усталость

4. потеря чувства юмора

5. резкое увеличение количества  выкуриваемых сигарет с одновременно  появившимся пристрастием к алкогольным  напиткам

6. пропажа сна и аппетита

7. ухудшение памяти

8. иногда возможны, так называемые  «психосоматические» боли в области  головы, спины, желудка

9. полное отсутствие источников  радости.

 

Если проследить за изменениями, которые происходят с вами, когда вы попадаете в стрессовую ситуацию. Вы группируетесь, как будто ждете удара, напрягаются мышцы лица, груди и живота. Дыхание учащается, потому что клеткам требуется больше кислорода. Вследствие сужения мелких кровеносных сосудов повышается кровяное давление. Частота и сила сокращений сердца увеличивается, заставляя кровь бежать намного быстрее. Эти изменения обусловлены физиологией стресса, а вот другие проявления строго индивидуальны. И зависят они от состояния нервной системы: сильная или слабая; от преобладания процессов торможения или возбуждения в коре головного мозга; от умения человека владеть собой, своими эмоциями; от воспитания; и даже от семейных, национальных традиций.

Возникающие при стрессе сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции, оборонительной реакции. Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Такая мобилизация  была очень удобной для пещерных людей или в другие суровые  времена, когда стресс означал, что  человек должен быть готов к физическим действиям. В настоящее время  это приводит к появлению дополнительных проблем. Сегодня, когда при стрессе  вам нужны не физические, а эмоциональные  ресурсы, организм продолжает реагировать  так, как будто вам понадобилась физическая активность. В результате, оправданное ситуацией реальной опасности временное повышение  кровяного давления превращается в  болезненное состояние из-за затянувшегося  негодованияпо поводу того, что ушло в прошлое и чего уже нет или по поводу того, чего еще нет и, возможно, не будет вообще.

Вопрос в том, когда и каким  образом обстоятельства становятся по-настоящему стрессогенными. Два человека, оказавшиеся в одной и той же ситуации, будут реагировать на нее по-разному, в зависимости от характера, опыта, эмоционального настроя и других факторов. Один не увидит в ситуации никакой угрозы для себя и останется спокоен, тогда как у другого возникнет ощущение безотчетной тревоги или явного страха. Стресс возникает в том случае, если обстоятельства субъективно воспринимаются как угрожающие. При этом неважно, реальная это угроза или мнимая - важно то, что угроза психологически существует для человека, который начинает искать способы выхода из положения. Формы преодоления трудных ситуаций, или копинг-стратегии (от англ. глагола to cope - "справиться", "совладать"), могут быть самыми разными, такими как бурный аффект (гнев, агрессия, слезы, смех), переосмысление ситуации (новая интерпретация значимости событий, попытка увидеть их "в другом свете", рационализация) и действия, непосредственно направленные на разрешение проблемы.

 

Пример: Несколько юношей пришли к  Мастеру и попросили назначить  им испытание, чтобы достойный смог продолжить обучение у Мудрейшего. Мастер повелел выкопать неподалеку от своего жилища несколько ям и поместить туда испытуемых. В каждую яму бросили по змее. Спустя некоторое время он пошёл взглянуть на юношей.

В первой яме сидел юноша с  бледным, окаменевшим от страха лицом. Он прижался спиной к земляной стене, и ничто не могло заставить  его двинуться с места.

Вторая яма оказалась пуста, так как подвергшийся испытанию  юноша в страхе выскочил из неё  и убежал.

В следующей яме Мудрейший увидел торжествующего юношу, с гордым видом сидящего над убитой змеёй.

В четвёртой яме сидел испытуемый с отрешённым лицом, а недалеко от него ползала змея.

Устремился Мудрейший к последней яме, в которой увидел юношу без тени смятения на лице и с лёгкой улыбкой на губах. Змея также не показывала никаких признаков беспокойства, хотя и находилась невдалеке. Молча отошёл Мудрейший от ямы, и лишь войдя в дом, сказал ученикам.

— Видеть картину мира и жить с  ним в гармонии, не препятствовать ходу вещей, но управлять их течением — разве не это истоки спокойствия? Завтра с утра прошедший испытание  станет вашим братом. Последний испытуемый знал, что змея в яме неядовитая, и это знание давало ему спокойствие.

            Эта притча наглядно демонстрирует  различные варианты копинг-стратегий: бездействие, уход от проблемы, агрессию или спокойное решение задачи.

В зависимости от того, насколько  эффективна выбранная копинг-стратегия, проблемная ситуация с успехом преодолевается или же, напротив, усугубляется еще больше. В одном случае переживания стресса заканчиваются, пополнив "копилку" полезного опыта, во втором - нарастают и переходят в деструктивную, потенциально опасную для здоровья форму.

Американский психолог Т. Кокса выделил два типа личности (он назвал их "тип А" и "тип  В") по реакции на стресс.

Тип А:

- Настойчивое желание достичь  намеченных, но обычно нечетко  поставленных целей.

- Сильное желание и готовность  соревноваться.

- Стремление быть признанным  и продвинуться в чем - то  дальше.

- Исполнение множества разнообразных  функций в условиях ограниченного  времени.

- Склонность увеличивать темп  работы.

- Способность быстро принимать  решения и начинать действовать.

Тип В:

- Четкая постановка целей, спокойное  обдумывание методов их достижения.

- Отсутствие желания соревноваться.

- Признание не имеет особого  значения.

- Выполнение определенных функций  в течение не ограниченного  жесткими рамками времени.

- Спокойный, размеренный темп  работы.

- Решения принимаются после  предварительного обдумывания.

Личности типа "А" постоянно  вертятся "как белка в колесе". Их жизнь насыщена событиями и  проблемами. Они часто становятся "трудоголиками", как правило, очень любят свою работу и отдают ей себя без остатка, превращая любую ситуацию в бег наперегонки (например, любят постоянно перемещаться с одной полосы автодороги на другую, чтобы выиграть несколько минут времени); круглосуточно пребывают в "заведенном" состоянии; выполняют одновременно несколько дел. Они не могут вовремя остановиться и расслабиться, в результате чего нервное истощение и риск сердечно - сосудистых заболеваний для них чрезвычайно велики.

 В противоположность им, люди  типа "В" живут размеренно, не  торопясь. Им удается совмещать  работу, развлечения с семейными  обязанностями. Они четко планируют  свой день, не пытаясь "объять  необъятное". В выходные предпочитают не думать о работе, стараются расслабиться и заняться чем - либо приятным. У них, как правило, хорошее здоровье, высокая самооценка, опыт успешного преодоления стресса и позитивный подход к жизни. Отрицательные эмоции частично или полностью компенсируются.

         

 

 

 

 

Заключение

  Преодоление и коррекция  стресса могут вестись самыми  разными средствами: это могут  быть и попытки максимально  снизить стрессогенные условия работы и повседневной жизни, и лечение уже возникших заболеваний, вызванных длительным переживанием стресса, и собственно психологическое "управление стрессом", позволяющие повысить устойчивость к стрессу. В каждом конкретном случае рецепт борьбы со стрессом может быть очень индивидуален, но должен основываться на комплексном анализе, как самой психологической ситуации, так и психофизиологического состояния.

Не нужно забывать и о потенциальной  благотворности стресса, приводящего, при некоторых условиях, к росту  психологической и биологической  выносливости человека. Положительное  влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических  свойств – отмечает Р.М.Грановская – улучшении внимания, в повышении  заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной  эмоциональной окраске процесса работы.

 Датские ученые, например, установили, что ежедневный стресс снижает  риск развития рака молочной  железы. Исследователи полагают, что  это связано с гормональным  дисбалансом, в частности, со  снижением уровня эстрогена, возникающим  при хроническом стрессе. 

 

Стресс, если он, конечно, не связан с  физической угрозой, - есть реакция  не на факт, а на приписываемое ему  значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее. Как  говорил о стрессе Ганс Селье, «стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Лекция « История развития представлений о явлении стресса.  Структура стресса: его составляющие и фазы развития. Виды стресса и его последствия.»(Литература.Гриднер. Управление стрессом;Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е издание. - Питер, 2002.;Кучер А.А. Теория и практика психологической коррекции и реабилитации при посттравматическом стрессовом расстройстве. Уфа, 2002.;Перре М, Бауманн У. Клиническая психология.;Психиатрия чрезвычайных ситуаций. Руководство по ред. Дмитриевой Т.Б. - М. 2004.;Психосоматика. Новейший справочник. М., Эксмо, 2003.;Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребёнку. - М., 1997.)

2. Я. Куфчи «Стресс остается в моде»

 


Информация о работе Основные психологические феномены чрезвычайных ситуаций