Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:03, реферат
Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая психология - рефлексология в России и бихевиоризм в Америке, потому что поведенческая психология, выдвинув поведение как предмет психологии, с особенной остротой выявила кризис центрального понятия всей современной психологии - понятия сознания.
Введение 3
Методологический кризис в психологии. Причины формирования основных психологических школ. 4
Основные психологические школы (общая характеристика) 10
Заключение 14
Литература 16
Содержание
Введение 3
Методологический кризис в психологии. Причины формирования основных психологических школ. 4
Основные психологические школы (общая характеристика) 10
Заключение 14
Литература 16
Переход
от знания к науке, который для
ряда областей должен быть отнесён
к XVIII в., а для некоторых (как-то механика)
ещё к XVII в., в психологии совершается
лишь в середине ХIХ в. Лишь к этому
времени многообразные
Методологические
предпосылки для оформления психологии
как науки подготовили главным
образом те, связанные с эмпирической
философией, течения, которые провозгласили
в отношении познания психологических,
как и всех других, явлений необходимость
поворота от умозрения к опытному
знанию, осуществлённого в
Однако, для того чтобы переход психологии от более или менее обоснованных знаний и воззрений к науке действительно осуществился, необходимо было ещё соответствующее развитие научных областей, на которые психология должна опираться, и выработка соответствующих методов исследования. Эти последние предпосылки для оформления психологической науки дали работы физиологов первой половины XIX в.
Опираясь
на целый ряд важнейших открытий
в области физиологии нервной
системы (Чарльса Белла, показавшего
наличие различных чувствующих
и двигательных нервов и установившего
основные законы проводимости (1811)14, И.
Мюллера, Э. Дюбуа-Раймона, Г. Гельмгольца,
подвергших измерению проведение возбуждения
по нерву), они создали целый ряд
капитальных трудов, посвящённых
общим закономерностям
Результаты
всех этих исследований объединил, отчасти
дальше развил и систематизировал в
психологическом плане в своих
"Основах физиологической
Экспериментальная
работа стала быстро шириться и углубляться.
Психология превратилась в самостоятельную,
в значительной мере экспериментальную
науку, которая всё более строгими
методами начинает устанавливать новые
факты и вскрывать новые
Конец XIX в. ознаменовался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. На рубеже веков еще казалось, что эти споры приведут к единому мнению и выстроится методология новой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход от психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, исследующей целостную систему организм-среда. Однако логика развития первых школ показала, что существует несколько путей строительства такой психологии, которые кардинально отличаются друг от друга не только в понимании приоритетов и задач психологической науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики. Разным был и подход к динамике психического развития, его закономерностей и условий, способствующих или препятствующих ему.
Поэтому в начале XX в. психология
переживала серьезный
На содержание и динамику
Первая мировая война вскрыла
такие негативные, асоциальные пласты
человеческой психики (
О. Шпенглер, Э. Гуссерль, А. Бергсон доказывали, что культура близится к закату, что свобода воли может привести человека к отходу от разума, который уступает место интуитивному знанию, бессознательному. А.Бергсон (1859-1941) писал о том, что в процессе развития человечество совершает “творческую эволюцию”, которая непосредственно связана с духовной активностью, отличающей живой организм от неживого, и приводит к универсализации понятий. Выдвинув идею о происхождении интеллекта из потребности практического действия, он доказал, что логическое знание односторонне, а наиболее полным и всеобъемлющим способом познания является интуиция. Ученик Брентано Гуссерль, возражая против психологизма, т.е. против идеи о том, что психология может стать методологией всех наук о человеке, выдвигал метод “феноменологической редукции”, который позволяет высвободить сознание от наслоений культуры, личного опыта, пристрастий человека. Эти “чистые феномены”, образованные в результате интен-циональной направленности сознания (идея Брентано) на внешний мир, и составляют его главное содержание. Фактически этот подход лишал и философию, и тем более психологию возможности понять психическое состояние, “жизненный мир” личности, который выстраивается самим субъектом благодаря присущей ему творческой активности. Однако тот факт, что это имманентно присущее человеку творчество структурирует мир из внешнего опыта, во многом делал людей игрушкой непредсказуемой судьбы, внешней ситуации, агрессии других.
Поэтому философские концепции,
Открытия в биологии, физике, генетике
способствовали становлению
Достижения физиков, которые
На развитие психологии, в том
числе и на исследование
В принципе эта программа не
была новой для психологии, ее
использовали и представители
классического ассоцианизма, и Вундт,
и структуралисты. Новым здесь
были экспериментальный подход
к исследованию ощущений, оригинальные
методики, придуманные Махом, принцип
энергетизма, гласивший, что
Взгляды Маха оказали влияние
не только на первые
О необходимости пересмотра
Разные научные интересы, методологические
принципы и социальная
Эта ситуация рефлексировалась
учеными как кризис психологии.
И с такой оценкой можно
согласиться, если считать