Основные различия житейских и научных психологических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:25, реферат

Описание

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах и формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Но иначе обстоит дело с психологией.

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 14.84 Кб (Скачать документ)

Основные  различия житейских  и научных психологических знаний

 Любая наука  имеет в качестве своей основы  некоторый житейский, эмпирический  опыт людей. Например, физика опирается  на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах и формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а так же некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п. Но все же существуют принципиальные отличия между житейскими и научными знаниями психологии. Каковы они?

Первое  различие: житейские психологические знания, конкретны. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в каких – то конкретных, хоть и типичных ситуациях.

Научная же психология, как и всякая наука, стремиться к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Второе  различие: житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

В отличие от этого  научные психологические знания рациональны и вполне осознаны.

Третье  отличие: состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограниченна. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера

Четвертое отличие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В жизни необходимость согласовывать свои действия с действиями другого.

Пятое отличие: вместе с этим и преимущество в научной психологии, состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии .

Информация о работе Основные различия житейских и научных психологических знаний