Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:41, курсовая работа
Учитывая сложность общения, необхо¬димо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Я предлагаю характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и пер-цептивной.
Введение.
Гл. I. Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Гл. II. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Гл. III. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Заключение.
Библиографический список использованной литературы.
Приложения.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Тольяттинский филиал
Курсовая работа
По дисциплине "Социальная психология"
Тема: "Основные стороны процесса общения и их характеристика".
Выполнил студент:
№ контракта:
Направление: психология
№ группы:
Подпись студента: ______________
Дата сдачи работы: _____________
Работа
принята: ______________________________
Ф.
и. о. ответственного лица, должность, подпись
"
"
200 г.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Тольяттинский филиал
Задание на курсовую работу
по дисциплине "Социальная психология"
Студента:
1. Тема: "Основные стороны процесса общения и их характеристика".
2. Срок сдачи курсовой работы: " " 200 г.
3. Краткое содержание курсовой работы:
- Введение.
-
Гл. I. Общение, как обмен
-
Гл. II. Общение как взаимодействие
(интерактивная сторона
- Гл. III. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
- Заключение.
- Библиографический список использованной литературы.
- Приложения.
4. Дата выдачи темы: " " 200 г.
Задание
выдано: ______________________________
Ф. и. о. ответственного лица, должность, подпись
"
"
200 г.
Введение
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Я предлагаю характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная
сторона общения, или коммуникация
в узком смысле слова, состоит в обмене
информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в
организации взаимодействия между общающимися
индивидами, т.е. в обмене не только знаниями,
идеями, но и действиями. Перцептивная
сторона общения означает процесс восприятия
и познания друг друга партнерами по общению
и установления на этой основе взаимопонимания.
Естественно, что все эти термины весьма
условны. Иногда в более или менее аналогичном
смысле употребляются и другие. Например,
в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная,
регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Задача заключается в том, чтобы тщательно
проанализировать, в том числе на экспериментальном
уровне, содержание каждой из этих сторон
или функций. Конечно, в реальной действительности
каждая из этих сторон не существует изолированно
от двух других, и выделение их возможно
лишь для анализа, в частности для построения
системы экспериментальных исследований.
Все обозначенные здесь стороны общения
выявляются в малых группах, т.е. в условиях
непосредственного контакта между людьми.
1.
Общение, как обмен
информацией (коммуникативная
сторона общения)
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.
При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.
При описании коммуникативной стороны общения надо выявить специфику в самом процессе обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:
Общение нельзя рассматривать
лишь как отправление
По
этому в коммуникативном
Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется тем, на сколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.
Коммуникативное влияние как
результат обмена информацией
возможно лишь тогда, когда
«все говорят на одном языке»,
так как всякий обмен
В условиях человеческой
При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов». Этот термин позволяет выделить: а) аксиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены единичным приемником информации, т.е. отдельным людям; б) ретиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены множество вероятных адресатов
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм повеления или деятельности.
Констатирующая
информация выступает в форме
сообщения, она имеет место в различных
образовательных системах и не предполагает
непосредственного изменения поведения,
хотя косвенно способствует этому. Сам
характер сообщения может быть различным:
мера объективности может варьировать
от нарочито «безразличного» тона изложения
до включения в текст сообщения достаточно
явных элементов убеждения. Вариант сообщения
задается коммуникатором, т.е. тем лицом,
от которой исходит информация.
1.2.
Средства коммуникации. Речь
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.
Вообще относительно использования речи как некоторой значковой системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о сущности коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями (интенциями), т.е. диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров». Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации – понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете – понимания, познания другой личности. Это означает, что посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т.е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.
Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, К. Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложенной в свое время американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет). Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.
1)
Кто? (передает сообщение) –
2) Что? (передается) – Сообщение (текст)
Информация о работе Основные стороны процесса общения и их характеристика