Основные закономерности формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 03:32, доклад

Описание

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

Работа состоит из  1 файл

Доклад.docx

— 26.57 Кб (Скачать документ)

  ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА.

                                      

                                          ДОКЛАД

           по психологии и педагогике

  Тема: Основные закономерности формирования личности. 
 
 
 
 
 

                                                                                     Выполнила:

                                         Иванова А.А.

                                          Проверил:

                                          Немкин В.А. 
                 
                 

                                                         Челябинск

                                                            2010 г. 

Ведение.

        Сегодня, как никогда  широко  осознается  ответственность   общества  за воспитание подрастающего  поколения.  Преобразование  общеобразовательной  и профессиональной  школы  нацеливает  на  использование  всех   возможностей, ресурсов   для  повышения  эффективности  учебно-воспитательного   процесса. Далеко не все педагогические ресурсы  используются   в  сфере  воспитания  и развития ребенка. К таким мало используемым средствам  воспитания  относится игра.

    Игра  – явление многогранное, ее можно  рассматривать как особую форму  существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве  воспитательным процессом.

 

    

    Роль  игры в развитии и  воспитании ребёнка. 

          Огромная роль  в развитии и воспитании ребенка  принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых  качеств, в игре реализуется потребность  воздействия на мир. Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что  «игра – это огромное светлое  окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный  поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

          Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального  мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и  индивидуальных особенностей, от правильного  методического руководства взаимоотношениями  детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

          Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием  дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка –  дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

    Педагогика  и  психология   видят  в  игре   такие  важные

    особенности как:

  • Полифункциональность  –  возможность  предоставить   личности   позицию субъекта деятельности вместо  пассивного  «потребителя»  информации,  крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса.     Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя    объектом   воздействия   взрослого,   является   полноправным   субъектом деятельности.
  • Игра – это такое средство, где воспитание  переходит в самовоспитание.
  • Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в  период её  особенно  интенсивного  развития  в  детстве,  оно  приобретает   особое значение.
  • Игра – первая деятельность, которой принадлежит  особенно  значительная роль  в  развитии  личности,  в  формировании  свойств  и   обогащении   его внутреннего содержания.
  • В ранние,  дошкольные  годы  жизни  ребенка  игра  является  тем  видом деятельности, в котором формируется  его личность.

          Дошкольное детство  – короткий, но важный период становления  личности. В эти годы ребенок приобретает  первоначальные знания об окружающей жизни, у него  начинает формироваться  определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и  привычки правильного поведения, складывается характер.

          Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –  игра, в процессе которой развиваются  духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме  того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта

    Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и  который призваны изменить».

    В игре формируются все стороны  личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

    Особое  место занимают игры, которые создаются  самими детьми,- их называют творческими  или сюжетно-ролевыми. В этих играх  дошкольники воспроизводят в  ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

    Войдя в игру,  раз  за  разом  закрепляются  соответствующие  действия; играя,  ребенок   все  лучше  овладевает  ими:  игра  становится   для  него своеобразной школой жизни. Ребенок играет  не  для  того,  чтобы  приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя,  потому  что  у него закономерно появляется  потребность  разыгрывать  именно  те  действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками.  В результате  он  в  процессе  игры  развивается  и  получает   подготовку   к дальнейшей деятельности. 

 

    

    Что дает право называть игру творческой деятельностью? 

    Игра  – отражение жизни. Здесь все  «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается  воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и  мишка – только игрушки, но любит  их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым  моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

    Подражание  взрослым в игре связано с работой  воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления  жизни с личным опытом.

    Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

    Игра  – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

    Дети  сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой  другой деятельности нет таких строгих  правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и  мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

    В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы  сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы  общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

    Творческая  коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение  ребенка в жизни, в то же время  навыки, сложившиеся в процессе повседневного  общения детей друг с другом и  со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство  воспитателя, чтобы помочь детям  организовать игру, которая побуждала  бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

    Игра  – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания , полученные в детском  саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды  из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему  читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для  него более понятным.

    Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по детски наивны и не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

    В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить  себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

    Интересные  игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют  их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном  питании ребенок будет плохо  развиваться, станет вялым, если он лишен  увлекательной игры.

 

    

    Вывод.

    В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать  у детей товарищеские чувства, организаторские  умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими  труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь  только при хорошей организации  детского коллектива можно успешно  развивать творческие способности  каждого ребенка, его активность.

 

     

    Список  использованной литературы:   

    
  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. 
  2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.  
  3. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народна асвета, 1979. 
  4. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Кон И.С. Ребенок и общество. –М., 1988. 
  6. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.:     Просвещение, 1987.
  7. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
  9. Ресурсы сети интернет.
 

    
 


Информация о работе Основные закономерности формирования личности