Основы психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:04, реферат

Описание

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств.

Содержание

Введение.
1.Общее представление о психодиагностике.
2.Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования.
2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.
2.2.Методы психодиагностики, их классификация.
2.3.Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям.
2.4.Тесты и тестирование.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Основа психодиагностики.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

ТУРАН - АСТАНА 
 
 
 
 

 
 

                  На тему : Основы психодиагностики 
 
 
 

Выполнил (а):

Жилкибаева  А.С. 
 
 
 

Проверил (а):

Сакенова  А.К. 
 
 
 
 

г. Астана

2011 г. 

Введение.

1.Общее  представление о  психодиагностике.

2.Общая  характеристика методов  психодиагностики и предъявляемые к ним требования.

2.1.Общая  характеристика методов психодиагностики.

2.2.Методы  психодиагностики, их классификация.

2.3.Требования, предъявляемые к психодиагностическим  методикам и ситуациям.

2.4.Тесты  и тестирование.

Заключение.

Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом свойстве.

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

1.Какова  природа психологических явлений  и принципиальная возможность  их научной оценки?

2.Каковы  сложившиеся на данный момент  времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологический явлений?

3.В какой  мере применяемые в настоящее  время средства психодиагностики  соответствуют принятым общенаучным,  методологическим требованиям?

4.Каковы  основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

5.Каковы  основания достоверности результатов  практической психодиагностики, включая  требования, предъявляемые к условиям  проведения психодиагностики, средствам  обработки полученных результатов и способам их интерпретации?

6.Каковы  основные процедуры конструирования  и проверки научности методов  психодиагностики, включая тесты?

Второе  определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

1.Определение  профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

2.Установление  перечня знаний, умений и навыков,  которыми он должен обладать  для того, чтобы успешно справляться  со своей работой.

3.Выяснение  минимума практических условий,  соблюдение которых является  гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

4.Разработка  программ, средств и методов практической  подготовки психолога в области  психодиагностики, а также оценки  его компетентности в этой  области.

Оба комплекса вопросов – теоретические и практические – тесным образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т. е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.  

  1. Общее представление о  психодиагностике.
 

Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов. И тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере, в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т. е. оценка наличного психологического состояния человека.

Точная  психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени  развитости психологических свойств. Как правило, это те свойства, закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах, проверяемых в этом эксперименте. К примеру, проблемой научного психологического исследования могут быть некоторые особенности мышления человека - такие, относительно которых утверждается, что они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным образом зависят от различных переменных. В любом из этих случаев требуется точная психодиагностика, соответствующих интеллектуальных свойств, ориентированная, во – первых, на прямое доказательство их существования, во – вторых, на демонстрацию постулированных закономерностей их изменения, в – третьих, на показ того, что они действительно зависят от тех переменных, которые фигурируют в гипотезе.

Нельзя  обойтись без точной психодиагностики и в прикладных исследованиях, так  как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении изменяются оцениваемые психологические особенности.

Специалист, занимающийся психологическим консультированием, прежде чем давать какие – либо советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога с клиентом, в ходе которых психолог не ограничивается советами, а практически работает с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т. е. констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы с клиентом.

Еще более  настоятельной, чем в процессе консультирования, психодиагностика является в практической психокоррекционной работе. Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в его собственной психологии и поведении действительно произошли важные позитивные перемены. Это необходимо делать чтобы усилить психокоррекционный эффект воздействия. Известно, что вера в успех – один из важнейших факторов эффективности любого терапевтического воздействия. С точной психодиагностики наличного состояния дел должен начинаться и ею же заканчиваться любой психокоррекционный сеанс.

Кроме названных областей научной и  практической психологии, психодиагностика применяется и в других ее отраслях, например в медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда – словом, везде, где требуется точное знание степени развития тех или иных психологических свойств человека.

Во всех описанных случаях научная и  практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К  ним относятся следующие:

1.Установление  наличия у человека того лили  иного психологического свойства  или особенности поведения.

2.Определение  степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3.Описание  диагностируемых психологических  и поведенческих особенностей  человека в тех случаях, когда  это необходимо.

4.Сравнение  степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в  зависимости от целей проводимого  обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа. 

2.Общая  характеристика методов  психодиагностики  и предъявляемые  к ним требования. 

2.1.Общая  характеристика методов  психодиагностики. 

Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных значения. Одно из них соотносит данное слово с названием соответствующей области научных психологических знаний и исследований, а другое указывает на специфическую область практического применения психологических знаний. Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.

В современной  психологии применяется немало различных  методов психодиагностики, однако далеко не все из них можно назвать  научно обоснованными. Кроме того, среди  них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. Последнее название относиться только к той группе методов, которые используются в оценочных целях, т. е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств. Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых – получение достоверных знаний. Приведем два примера, показывающих разницу между психодиагностическими и исследовательскими методами.

Пример 1. Метод психодиагностики личности.

Это 16 –  факторный тест Р. Кеттела. Он представляет собой стандартизированный опросник, включающий в себя 187 суждений, разделенных на 16 групп – подшкал. С помощью каждой из подшкал оценивается какая – либо отдельная черта личности, причем оценки даются в стандартных баллах. Суждения, включенные в данный тест, инструкция, процедура его применения, способы получения, интерпретация результатов и выводы – все это является неизменным и применяется одинаково во всех случаях тестирования.

Пример 2. Метод исследования личности.

Допустим, что разрабатывается эксперимент, предназначенный для того, чтобы  исследовать определенный вид поведения  человека, наблюдая его в особых условиях. Эксперимент может строиться таким образом, чтобы интересующие ученого черты личности человека, связанные с данной формой поведения, могли проявиться наиболее отчетливо, т. е. так, чтобы их можно было детально изучить. Экспериментатор ставит и проводит задуманный с этой целью эксперимент, наблюдает за поведением его участников и делает вывод об особенностях изучаемой черты личности и соответствующей ей формы поведения.

Исследовательским, к примеру, также является метод включенного наблюдения или психолого-педагогический эксперимент с детьми, позволяющий наблюдать за их поведением в особых, экспериментальных условиях.

Эти методы психодиагностики применяются в  самых разных областях психологии и  в самых различных сферах человеческой деятельности. В научной психологии они обычно используются в процессе организации и проведения исследовательских экспериментов, а в практической психологии – в психологическом консультировании, психокоррекции, а также в других областях деятельности профессионального психолога, таких, например, как профессиональный отбор, профессиональная подготовка.

В правильно  организованном эксперименте почти  всегда необходимо точно оценивать  уровни развития у испытуемых тех  или иных психологических свойств  до и после эксперимента для того, чтобы установить. Повлиял ли проведенный эксперимент на изменение этих свойств. Сказанное касается также психологического консультирования и психологической коррекции. Проводя консультирование, практический психолог должен оценить степень развитости у клиента различных психологических особенностей. Его работа в данном случае чем – то напоминает труд врача, который обязательно проводит диагностику больного прежде. Чем установит болезнь и определит метод его лечения.

Информация о работе Основы психодиагностики