Основы социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:25, контрольная работа

Описание

Определение предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:

Содержание

1. Основы социальной психологии. Понятие социальной общности, общества и социума. Виды социальных общностей. Социально – психологическая организация малых и больших социальных групп………………………………………………..……………………….3
2. Психология межличностных отношений. Формы межличностного психического взаимодействия. Психология разрешения межличностных конфликтов……………………………………………..13
3. Психология преступной группы…………………………………………19
Задача №1………………………………………………………………………..16
Задача №2………………………………………………………………………...19
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа юрид психология1.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

Оренбургский Институт

Московская Государственная Юридическая  Академия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

                                  По предмету: Юридическая психология

                                    Вариант: №2 «Основы социальной психологии»

 

 

 

                                                                                   Выполнила студентка

 

 

 

 

 

 

Домашний адрес:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Основы социальной психологии. Понятие социальной общности, общества и социума. Виды социальных общностей. Социально – психологическая организация малых и больших социальных групп………………………………………………..……………………….3
  2. Психология межличностных отношений. Формы межличностного психического взаимодействия. Психология разрешения межличностных конфликтов……………………………………………..13
  3. Психология преступной группы…………………………………………19

Задача №1………………………………………………………………………..16 

Задача №2………………………………………………………………………...19

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основы социальной психологии. Понятие социальной общности, общества и социума. Виды социальных общностей. Социально – психологическая организация малых и больших  социальных групп.

Определение предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

При этом важно различать  предмет социальной психологии, с  одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:

Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведет себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу.

Сходство социальной психологии и психологии личности состоит  в том, что обе эти отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.1

Трудность создания научной  истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально- психологического знания. Но еще большую трудность представляет тот факт, что в период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в ее развитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе марксистская традиция, которая предлагала специфическое решение ряда проблем.

Следовательно, история  социальной психологии должна включать в себя рассмотрение всех этих традиций, равным образом как и выявление  коренных методологических и теоретических  различий в их современных формах. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические.2

Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание - это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии - психологии и социологии.3

Социальная психология как самостоятельная отрасль  научного знания начала формироваться в конце XIX в.

Исследование социально-психологических  научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали  анализировать психологические  феномены больших социальных групп  и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки:

Первый этап – становление  социальной психологии как науки (с  середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет  изучения и основные проблемы. Большинство  работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.4

Понятие социальной общности можно трактовать как объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.

Общности различного типа — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.

Исторически первой формой социальной общности была семья и  такие, основанные на кровнородственных  отношениях, социальные общности, как  род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.

Для социальных общностей  характерно не только наличие общих  объективных характеристик, но и  осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в себе» в «класс для себя»).

Люди одновременно являются членами различных общностей, с  разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (национальной принадлежности) может  уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).5

Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.

Существуют различные  толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Общество как предельно  широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие  от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром.

Социум – это коллектив  единомышленников, овладевших специальными средствами интеллектуальной поддержки, и обученных интенсивно развивать  свои мыслительные способности до заданного  уровня; синтезировать новые системы  знаний.

Функционирование социальных отношений, институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей, управляющую потребностями, интересами и целями людей. Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему. Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей, так и ее функции. Внешняя структура общности может быть определена, например, ее объективными данными: сведениями о демографической структуре общности, профессиональной структуре, об образовательной характеристике ее членов и т. п.

Функционально социальные общности направляют действия своих  членов на достижения групповых целей . Социальная общность обеспечивает координацию  этих действий, что ведет к повышению  ее внутренней сплоченности . Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам , определяющим отношения внутри этой общности , а также социально-психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов .

Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности ( поселок, небольшой город, крупные города, регион и т. д.). К примеру, семья осуществляет социализацию молодежи в ходе освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство безопасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, предотвращает психологическую неуравновешенность, помогает преодолеть состояние изолированности и т. д.

Территориальная общность, ее состояние также влияют на характер поведения ее членов, в особенности  в сфере неформальных контактов. Профессиональные группы кроме возможности  решения чисто профессиональных вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психология межличностных отношений. Формы межличностного психического взаимодействия. Психология разрешения межличностных конфликтов.

В микросреде человек  вступает в непосредственные личностные контакты, возникают межличностные  отношения – психическое взаимодействие людей, которое зависит от нравственно  – психологических особенностей людей, их социального статуса и социальных ролей.

Совокупность отношений  и зависимостей между личностями называется социальной связью.

Межличностные отношения  организуются на основе социальных установок  и ожиданий. Межличностное взаимодействие начинается с установления психического контакта.

Контакты могут быть частными и общественно значимыми, публичными, если они удовлетворяют  интересы определённой группы или общества в целом. Так, психический контакт, устанавливаемый следователем, является примером публичного контакта, хотя он осуществляется между ограниченным кругом лиц, контакт покупателя с продавцом является частным контактом даже в том случае, если он осуществляется в массе людей.

Контакт может быть непосредственным (личные встречи) и опосредованным (через различные средства коммуникации). Непосредственный контакт, живое общение, является важнейшим фактором нормального психического функционирования личности.

Осознанное влияние  партнёра по общению осуществляется целенаправленным убеждением. Убеждение – отбор фактов и обобщение в соответствии с определённой задачей психического воздействия, воздействие на разум партнёра.

Разновидность неаргументированного социального взаимодействия – подражание (следование предмету, образцу). Подражание – одно из средств социального научения, овладения социальным опытом.

Одной из распространённых форм подверженности людей групповому психическому влиянию является конформность ( от лат. сonformis – уподобление). Конформность – уподобление требуемым социальным стандартам, уступка личности социальному давлению. Если подражание – воспроизведение тех образцов поведения, которые соответствуют установкам личности, то конформность – подчинение даже тем требованиям группы, которые противоречат установкам и позициям данной личности. Конформные индивиды – лица, испытывающие повышенное влияние со стороны других лиц и групповых требований.

Информация о работе Основы социальной психологии