|
Особенности
невербального общения.
Жесты, мимика,
интонации - важнейшая часть общения. Порой
с помощью этих средств (их называют невербальными)
можно сказать гораздо больше, чем с помощью
слов. Наверное, каждый может вспомнить,
как он сам прибегал к красноречивым взглядам
и жестам или "читал" ответ на лице
собеседника. Такая информация пользуется
большим доверием. Если между двумя источниками
информации (вербальным и невербальным)
возникает противоречие: говорит человек
одно, а на лице у него написано совсем
другое, то, очевидно, большего доверия
заслуживает невербальная информация.
Австралийский специалист А. Пиз утверждает,
что с помощью слов передается 7 % информации,
звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы
- 55%. Иными словами, не столь значимо, что
говорится, а как это делается.
Эффективность общения определяется не
только степенью понимания слов собеседника,
но и умением правильно оценить поведение
участников общения, их мимику, жесты,
движения, позу, направленность взгляда,
то есть понять язык невербального (вербальный
- "словесный, устный") общения. Этот
язык позволяет говорящему полнее выразить
свои чувства, показывает, насколько участники
диалога владеют собой, как они в действительности
относятся друг к другу. Встретишь, к примеру,
надменный и насмешливый взгляд, сразу
осечешься, слово застрянет в горле. А
если на лице собеседника еще и презрительная
улыбочка, то уже никак не захочешь изливать
душу, делиться сокровенным. Другое дело
- взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный.
Он внушает доверие, располагает к откровенному
разговору. Ваш собеседник безнадежно
махнул рукой, отвел взгляд в сторону,
и вы понимаете без слов, что он не верит
вам, считает создавшееся положение безнадежным.
И как не стараются отдельные люди контролировать
свое поведение, следить за мимикой и жестами,
удается это не всегда. Невербальное общение
"выдает" собеседников, ставит порой
под сомнение то, что было сказано, обнажает
их истинное лицо.
Поэтому надо учиться понимать этот язык.
На какие же невербальные элементы следует
обращать внимание во время общения?
- Мимика;
- Жесты;
- Ритмические жесты;
- Эмоциональные жесты;
- Указательные жесты;
- Изобразительные жесты;
- Символические жесты.
Невербальные
средства общения.
К средствам кинесики (внешние проявления
человеческих чувств и эмоций) относят
выражение лица, мимику, жестикуляцию,
позы, визуальную коммуникацию (движение
глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты
несут также большую информационную нагрузку.
Наиболее показательными яляются случаи,
когда к помощи кинесики прибегают люди,
говорящие на разных языках. Жестикуляция
при этом становится единственно возможным
средством общения и выполняет сугубо
коммуникативную функцию. Проксемика
объединяет следующие характеристики:
расстояния между коммуникантами при
различных видах общения, их векторные
направления. Нередко в область проксемики
включают тактильную коммуникацию (прикосновения,
похлопывание адресата по плечу и т. д.),
которая рассматривается в рамках аспекта
межсубъектного дистантного поведения.
Проксемические средства также выполняют
разнообразные функции в общении. Так,
например, тактильная коммуникация становится
чуть ли не единственным инструментом
общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная
функция). Средства проксемики также выполняют
регулирующую функцию при общении. Так,
расстояния между коммуникантами во время
речевого общения определяются характером
их отношений (официальные / неофициальные
, интимные / публичные). Кроме того, кинесические
и проксемические средства могут выполнять
роль метакоммуникативных маркеров отдельных
фаз речевого общения (Например, снятие
головного убора, рукопожатие, приветственный
или прощальный поцелуй и т. п. )
В принципе, к невербальной сфере относятся
силенциальные и акциональные компоненты
общения. Акциональные компоненты представляют
собой действия коммуникантов, сопровождающие
речь. Например, в ответ на просьбу говорящего
что-либо сделать (скажем, включить свет,
передать газету и т. д.) адресат может
выполнить требуемое действие. Таким образом,
невербальные действия могут чередоваться
с вербальными в процессе коммуникации.
Тем не менее природа таких невербальных
действий сугубо поведенческая (практическая).
Невербальными по своей сути являются
компоненты и других семиотических систем
(например, изображения, явления культуры,
формулы этикета и т. д.), а также предметный,
или ситуативный, мир . Под ним понимаются
объекты, окружающие участников коммуникации,
а также ситуации, в которых они заняты.
Обмен невербальной информацией
Хотя вербальные символы (слова) — основное
наше средство для кодирования идей, предназначенных
к передаче, мы используем и невербальные
символы для трансляции сообщений. В невербальной
коммуникации используются любые символы,
кроме слов. Зачастую невербальная передача
происходит одновременно с вербальной
и может усиливать или изменять смысл
слов. Обмен взглядами, выражение лица,
например, улыбки и выражения неодобрения,
поднятые в недоумении брови, живой или
остановившийся взгляд, взгляд с выражением
одобрения или неодобрения — все это примеры
невербальной коммуникации. Использование
пальца как указующего перста, прикрывание
рта рукой, прикосновение, вялая поза также
относятся к невербальным способам передачи
значения (смысла).
Еще одна разновидность невербальной
коммуникации формируется тем, как мы
произносим слова. Имеются в виду интонация,
модуляция голоса, плавность речи и т.п.
Как известно из опыта, то, как мы произносим
слова, может существенно изменять их
смысл. Вопрос: "У вас есть какие-нибудь
идеи?" — на бумаге означает очевидный
запрос о предложениях. Произнесенный
резким авторитарным тоном с раздражением
во взгляде этот же вопрос может быть истолкован
следующим образом: "Если вы знаете,
что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте
никаких идей, которые противоречат моим".
Согласно исследованиям, значительная
часть речевой информации при обмене воспринимается
через язык поз и жестов и звучание голоса.
55% сообщений воспринимается через выражение
лица, позы и жесты, а 38% — через интонации
и модуляции голоса. Отсюда следует, что
всего 7% остается словам, воспринимаемым
получателем, когда мы говорим. Это имеет
принципиальное значение. Другими словами,
во многих случаях то, как мы говорим, важнее
слов, которые мы произносим. Подобным
образом если кто-то говорит: "Хорошо...
я дам поручение" — то пауза после слова
"хорошо" может служить признаком
того, что руководитель не хочет этого
делать, сейчас слишком занят, не хочет
давать поручения или не знает, что именно
следует предпринять. Вообразите сцену,
которая иллюстрирует, как невербальные
символы могут создавать шум в процессе
обмена информацией. Вы входите в кабинет
вашего руководителя, чтобы получить определенную
информацию о проекте, над которым вы работаете.
Вы вошли, а он несколько секунд продолжает
рассматривать бумаги у себя на столе.
Затем смотрит на часы и говорит отчужденным
невыразительным голосом: "Чем могу
быть вам полезен?"
Хотя его слова сами по себе не имеют негативного
смысла, язык поз и жестов ясно указывает,
что вы — нежелательное отвлечение от
его работы. С каким чувством вы будете
задавать вопросы? Какие мысли придут
вам в голову скорее всего, когда в следующий
раз у вас возникнет вопрос к руководителю?
Можно думать, они никоим образом не будут
позитивными. Представьте теперь, как
при вашем появлении в кабинете, руководитель,
напротив, сразу поднимает на вас взор,
приветливо улыбается и бодрым тоном обращается
к вам: "Как продвигается проект? Чем
могу быть вам полезен?"
Руководитель, который использовал негативные
символы языка поз и жестов, может быть,
на самом деле хочет помочь подчиненным
так же, как тот, чьи невербальные символы
излучают тепло. Слова-то в обоих случаях
произносятся одни и те же. Однако в данном
случае, как часто бывает в разговорах
людей, невербальные символы полностью
подавляют вербальные. Важный вывод из
этого примера таков: нужно добиваться,
чтобы используемые вами для передачи
невербальные символы соответствовали
идее, которую вы намереваетесь сообщить.
В противном случае невербальные символы
создают такой шум, что реципиенты почти
наверняка неправильно воспримут сообщение.
Как и семантические барьеры, культурные
различия при обмене невербальной информацией
могут создавать значительные преграды
для понимания. Так, приняв от японца визитную
карточку, следует сразу же прочитать
ее и усвоить. Если вы положите ее в карман,
вы тем самым сообщите японцу, что его
считают несущественным человеком. Еще
один пример культурных различий в невербальной
коммуникации — склонность американцев
с недоумением реагировать на "каменное
выражение" лица у собеседников, в то
время как улыбка не часто гостит на лицах
русских и немцев.
Итак, через невербальные проявления собеседник
демонстрирует свое истинное отношение
к происходящему. И наша задача, в данном
случае, эти проявления увидеть и интерпретировать,
т.е. понять, что за ними кроется. Кроме
этого, осознавая и управляя своим собственным
невербальным поведением, Вы получаете
в пользование очень действенный инструмент
присоединения к собеседнику и воздействия
на него.
Общее Представление об Языке Телодвижений.
К концу XX столетия появился новый тип
ученого-социолога -специалиста в области
невербалики. Как орнитолог наслаждается
наблюдением за поведением птиц, так и
невербалик наслаждается наблюдением
за невербальными знаками и сигналами
при общении людей. Он наблюдает за ними
на официальных приемах, на пляже, по телевидению,
на работе - повсюду, где люди взаимодействуют
между собой. Он изучает поведение людей,
стремясь больше узнать о поступках своих
товарищей для того, чтобы тем самым больше
узнать о себе и о том, как улучшить свои
взаимоотношения с другими людьми.
Чарли Чаплин и другие актеры немого кино
были родоначальниками невербальной коммуникации,
для них это было единственным средством
общения на экране. Каждый актер классифицировался
как хороший или плохой судя по тому, как
он мог использовать жесты и другие телодвижения
для коммуникации. Когда стали популярными
звуковые фильмы и уже меньше внимания
уделялось невербальным аспектам актерского
мастерства, многие актеры немого кино
ушли со сцены, а на экране стали преобладать
актеры с ярко выраженными вербальными
способностями.
Большинство исследователей разделяют
мнение, что словесный (вербальный) канал
используется для передачи информации,
в то время как невербальный канал применяется
для "обсуждения" межличностных отношений,
а в некоторых случаях используется вместо
словесных сообщений. Например, женщина
может послать мужчине убийственный взгляд,
и она совершенно четко передаст ему свое
отношение, даже не раскрыв при этом рта.
Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия.
Когда мы говорим, что человек чувствителен
и обладает интуицией, мы имеем в виду,
что он (или она) обладает способностью
читать невербальные сигналы другого
человека и сравнивать эти сигналы с вербальными
сигналами. Другими словами, когда мы говорим,
что у нас предчувствие, или что "шестое
чувство" подсказывает нам, что кто-то
сказал неправду, мы в действительности
имеем в виду, что заметили разногласие
между языком тела и сказанными этим человеком
словами. Лекторы называют это чувством
аудитории. Например, если слушающие сидят
глубоко в креслах с опущенными подбородками
и скрещенными на груди руками, у восприимчивого
человека появится предчувствие, что его
сообщение не имеет успеха. Он поймет,
что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать
аудиторию. А невосприимчивый человек,
соответственно, не обратит на это внимания
и усугубит свою ошибку. Женщины обычно
более чувствительны, чем мужчины и этим
объясняется существование такого понятия,
как женская интуиция. Женщины обладают
врожденной способностью замечать и расшифровывать
невербальные сигналы, фиксировать самые
мельчайшие подробности. Поэтому мало
кто из мужей может обмануть своих жен,
и, соответственно, большинство женщин
могут узнать тайну мужчины по его глазам,
о чем он даже не подозревает.
Эта женская интуиция особенно хорошо
развита у женщин, занимающихся воспитанием
маленьких детей.
Врожденные, Генетические, Приобретенные
и Культурно Обусловленные Сигналы.
Несмотря на то, что проделано много исследований,
ведутся горячие дискуссии по поводу того,
являются ли невербальные сигналы врожденными
или приобретенными, передаются ли они
генетически или приобретаются каким-то
другим путем. Доказательства были получены
через наблюдения за слепыми, глухими,
и глухонемыми людьми, которые не могли
бы обучиться невербалике благодаря слуховым
или зрительным рецепторам. Проводились
также наблюдения за жестикулярным поведением
различных наций и изучалось поведение
наших ближайших антропологических родственников
- обезьян и макак.
Немецкий ученый Айбль - Айбесфельдт установил,
что способность улыбаться глухих или
слепых от рождения детей проявляется
без всякого обучения или копирования,
что подтверждает гипотезу о врожденных
жестах.
Основные Коммуникационные Жесты и Их
Происхождение.
Во всем мире основные коммуникационные
жесты не отличаются друг от друга. Когда
люди счастливы, они улыбаются, когда они
печальны - они хмурятся, когда сердятся
- у них сердитый взгляд.
Кивание головой почти во всем мире обозначает
"да" или утверждение. Похоже, что
это врожденный жест, так как он также
используется глухими и слепыми людьми.
Покачивание головой для обозначения
отрицания или несогласия является также
универсальным, и может быть одним из жестов,
изобретенных в детстве.
Проследить происхождение некоторых жестов
можно на примере нашего первобытнообщинного
прошлого. Оскаливание зубов сохранилось
от акта нападения на противника и до сих
пор используется современным человеком,
когда он злобно усмехается или проявляет
свою враждебность каким-то другим способом.
Улыбка первоначально была символом угрозы,
но сегодня, в совокупности с дружелюбными
жестами, она обозначает удовольствие
или доброжелательность.
Жест "пожимание плечами" является
хорошим примером универсального жеста,
который обозначает, что человек не знает
или не понимает, о чем речь. Это комплексный
жест, состоящий из трех компонентов: развернутые
ладони, поднятые плечи поднятые брови.
Совокупность Жестов.
Как любой язык, язык тела состоит из слов,
предложений и знаков пунктуации. Каждый
жест подобен одному слову, а слово может
иметь несколько различных значений. Полностью
понять значение этого слова вы можете
только тогда, когда вставите это слово
в предложение наряду с другими словами.
Жесты поступают в форме "предложений"
и точно говорят о действительном состоянии,
настроении и отношении человека. Наблюдательный
человек может прочитать эти невербальные
предложения и сравнить их со словесными
предложениями говорящего. |
|