Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:53, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение методики проведения работы психолога с младшими школьниками.
Предмет исследования: диагностическая и коррекционная работы с младшими школьниками на занятиях с психологом.
Объект исследования: процесс психокоррекционной работы.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу по данной проблеме.
Рассмотреть психологию младших школьников
Рассмотреть специфику работы психолога в условиях образовательного учреждения.
В В Е Д Е Н И Е 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
2. ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ 8
З А К Л Ю Ч Е Н И Е 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
- методическая, включающую всю работу по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, а также разработку новых методов диагностики и психопрофилактики как для нужд данного учреждения, так и для запросов других учреждений района, не имеющих подобной службы.
Работа
школьного психолога
· диагностическая работа;
·
коррекционно-развивающая
·
консультативно-
I. Диагностическая работа. Зачастую у дирекции школы и учителей возникает представление, что работа психолога с ребенком включает в себя только тестирование, тогда как диагностика - прикладная форма деятельности школьного психолога. Возникает несколько проблем, связанных с диагностической работой психолога в школе: что делать с результатами тестирования, как привести методики в соответствие с конкретными учебными проблемами. Методы диагностики должны быть еще и развивающими, использоваться как развивающие.
Условия диагностики детей в школе ставят требованием экономичность процедуры, которая должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени от школьных занятий, должна быть многофункциональной, одновременно служа как средством диагностики, так и развития психических функций, давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка. Результаты диагностики должны давать возможность судить о причинах трудностей ребенка и создавать условия преодоления их, прогнозировать особенности развития ребенка, тогда как большинство методик позволяют только констатировать наличие чего-либо.
Цели диагностики:
-
составление социально-
-
определение путей оказания
-
выбор средств и форм
Выделяют три вида прикладной психодиагностики в условиях школы:
- диагностический минимум,
-
дифференциация нормы и
-углубленная психодиагностика личности «по запросу» (индивидуальная).
Диагностический минимум позволяет отделить «проблемных» детей, проводить лонгитюдные исследования развития детей. Диагностический минимум проводится как плановое мероприятие и в основном опирается на экспертные опросы педагогов и родителей, и минимально затрагивает детей. Цели проведения диагностического обследования детей:
а) Выявление детей с низким уровнем развития, для которых невозможно организовать обучение в стандартной школе.
б)
Выявление детей, нуждающихся в
специальной психолого-
в)
Выявление детей с
-
дифференцирование нормы и
-
изучение особенностей
- изучение зоны и содержания конфликта.
II.
Психокоррекционная и
а) Развивающая работа - создание социально-психологических условий для целостного психологического развития (для психологически «благополучных» школьников).
б) Коррекционная работа - решение конкретных проблем обучения, поведения (для психологически «неблагополучных» школьников).
Диагностика,
проводимая психологом как плановое
мероприятие или по запросу педагогов
и родителей, служит основой для
определения направления
Коррекционно-
-
добровольность участия
-
учет особенностей социально-
-
последовательность и
Развивающая
работа - ориентирована на познавательную,
социально-личностную, эмоциональную
сферы психической жизни
Формы развивающей работы: организация развивающей среды, тренинг, обучающие встречи с психологом, психологические технологии на учебных занятиях и внешкольных встречах; обучающая психодиагностика - самопознание.
б) Психокоррекционная работа проходит как групповая и индивидуальная работа, опирается на набор коррекционных программ, разработанных с учетом возраста и проблем детей. [9, c. 263]
III.
Консультирование и
- трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии;
- обучение подростков навыкам самопознания и самоанализа;
-
оказание психологической
Изредка консультирование начинается по инициативе психолога или педагога, при этом психологу сложнее выйти на контакт с подростком.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что школьный психолог играет огромную роль в жизни младших школьников. Благодаря его деятельности дети получают необходимую им помощь в преодолении проблем не только обучения в школе и адаптации к новой среде, но и в трудностях личного характера.
З
А К Л Ю Ч
Е Н И Е
Младший школьный возраст является одним из основных периодов в жизни человека, закладывающим большой массив преобразований, влияющий на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. Именно в этом возрасте происходит основное формирование всех жизненно важных систем организма, а так же развитие и становление психофизического здоровья ребенка.
Смена ведущей деятельности зачастую приводит к возникновению трудностей, с которыми помогает бороться школьный психолог. Он должен строить свою работу таким образом, чтобы найти подход к каждому ученику.
Психолог должен вести коррекционную работу в начальной школе по нескольким направлениям, она должна быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка. Все это поможет в формировании целостной и всесторонне развитой личности.
Проблемы в обучении детей младшего школьного возраста рассматривали многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Это такие ученые как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, Э. Эриксон и другие.
Младший школьный возраст - возраст, в котором происходит продолжение формирования всего организма ребенка, изменяется ведущий тип деятельности и социальная ситуация ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. В связи с этим зачастую возникают трудности в обучении:
- трудности в обучении грамоте;
-
невнимательность и
-
трудности при решении
- трудности в пересказе текста;
- неусидчивость;
- трудности в усвоении новых знаний;
-
трудности в выполнении
В
преодолении возникающих
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
-
консультативно-
Если возрастные и индивидуальные возможности своевременно не реализуются, не создаются условия для формирования возрастных новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей, возникает необходимость в коррекционной или дополнительной развивающей работе. Это обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие детей.
Коррекционная работа в начальной школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Особенности работы психолога с младшими школьниками