Особенности работы психолога с младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:53, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение методики проведения работы психолога с младшими школьниками.
Предмет исследования: диагностическая и коррекционная работы с младшими школьниками на занятиях с психологом.
Объект исследования: процесс психокоррекционной работы.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу по данной проблеме.
Рассмотреть психологию младших школьников
Рассмотреть специфику работы психолога в условиях образовательного учреждения.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
2. ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ 8

З А К Л Ю Ч Е Н И Е 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа состоит из  1 файл

особенности работы психолога с младшими школьниками.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

       - методическая, включающую всю работу  по созданию новых и адаптации  старых методов обучения и воспитания, а также разработку новых методов диагностики и психопрофилактики как для нужд данного учреждения, так и для запросов других учреждений района, не имеющих подобной службы.

       Работа  школьного психолога традиционно  организуется по следующим направлениям:

       · диагностическая работа;

       · коррекционно-развивающая работа;

       · консультативно-просветительская работа. [10, c. 57]

       I. Диагностическая работа. Зачастую  у дирекции школы и учителей  возникает представление, что работа психолога с ребенком включает в себя только тестирование, тогда как диагностика - прикладная форма деятельности школьного психолога. Возникает несколько проблем, связанных с диагностической работой психолога в школе: что делать с результатами тестирования, как привести методики в соответствие с конкретными учебными проблемами. Методы диагностики должны быть еще и развивающими, использоваться как развивающие.

       Условия диагностики детей в школе  ставят требованием экономичность  процедуры, которая должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени от школьных занятий, должна быть многофункциональной, одновременно служа как средством диагностики, так и развития психических функций, давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка. Результаты диагностики должны давать возможность судить о причинах трудностей ребенка и создавать условия преодоления их, прогнозировать особенности развития ребенка, тогда как большинство методик позволяют только констатировать наличие чего-либо.

       Цели  диагностики:

       - составление социально-психологического  портрета школьника,

       - определение путей оказания помощи  «трудным» школьникам;

       - выбор средств и форм психологического  сопровождения;

       Выделяют  три вида прикладной психодиагностики в условиях школы:

       - диагностический минимум,

       - дифференциация нормы и патологии  (интеллекта),

       -углубленная  психодиагностика личности «по запросу» (индивидуальная).

       Диагностический минимум позволяет отделить «проблемных» детей, проводить лонгитюдные исследования развития детей. Диагностический минимум проводится как плановое мероприятие и в основном опирается на экспертные опросы педагогов и родителей, и минимально затрагивает детей. Цели проведения диагностического обследования детей:

       а) Выявление детей с низким уровнем  развития, для которых невозможно организовать обучение в стандартной школе.

       б) Выявление детей, нуждающихся в  специальной психолого-педагогической или социальной помощи, детей с  частичным нарушением когнитивных процессов. Для таких детей необходимо проводить коррекционные занятия (педагогическая запущенность, проблемы социально-педагогической адаптации, нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д.).

       в) Выявление детей с особенностями  развития, с целью профилактики возможных трудностей. Углубленное диагностическое обследование включает в себя следующие направления:

       - дифференцирование нормы и патологии,

       - изучение особенностей познавательной  сферы в рамках возрастной  нормы,

       - изучение зоны и содержания  конфликта.

       II. Психокоррекционная и развивающая  работа

       а) Развивающая работа - создание социально-психологических условий для целостного психологического развития (для психологически «благополучных» школьников).

       б) Коррекционная работа - решение конкретных проблем обучения, поведения (для  психологически «неблагополучных» школьников).

       Диагностика, проводимая психологом как плановое мероприятие или по запросу педагогов  и родителей, служит основой для  определения направления коррекционно-развивающей работы.

       Коррекционно-развивающая  работа - целостное воздействие на личность ребенка, процесс воздействия на все стороны личности, опирающаяся на

       - добровольность участия ребенка  в психокоррекционной работе (согласие  родителей для детей до 5-6 классов),

       - учет особенностей социально-культурной  среды, индивидуальных особенностей и потребностей,

       - последовательность и преемственность  форм и методов работы.

       Развивающая работа - ориентирована на познавательную, социально-личностную, эмоциональную  сферы психической жизни ребенка.

       Формы развивающей работы: организация  развивающей среды, тренинг, обучающие встречи с психологом, психологические технологии на учебных занятиях и внешкольных встречах; обучающая психодиагностика - самопознание.

       б) Психокоррекционная работа проходит как  групповая и индивидуальная работа, опирается на набор коррекционных  программ, разработанных с учетом возраста и проблем детей. [9, c. 263]

       III. Консультирование и просвещение  школьников. Просвещение проводится как ответ на определенный запрос с учетом возрастных потребностей, ценностей, уровня развития, реальной групповой ситуации школьников. Консультирование в основном ориентировано на старшеклассников и проводится как по запросу школьника, так и по запросу родителей при обязательном выполнении требования добровольности и конфиденциальности. Консультирование проводится как индивидуальная работа со школьниками и чаще всего по следующему кругу вопросов:

       - трудности в обучении, общении,  психологическом самочувствии;

       - обучение подростков навыкам  самопознания и самоанализа;

       - оказание психологической помощи  и поддержки школьникам в сложных ситуациях.

       Изредка консультирование начинается по инициативе психолога или педагога, при этом психологу сложнее выйти на контакт  с подростком.

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что школьный психолог играет огромную роль в жизни младших школьников. Благодаря его деятельности дети получают необходимую им помощь в преодолении проблем не только обучения в школе и адаптации к новой среде, но и в трудностях личного характера.

 

З А К Л Ю Ч  Е Н И Е 
 
 

       Младший школьный возраст является одним  из основных периодов в жизни человека, закладывающим большой массив преобразований, влияющий на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. Именно в этом возрасте происходит основное формирование всех жизненно важных систем организма, а так же развитие и становление психофизического здоровья ребенка.

       Смена ведущей деятельности зачастую приводит к возникновению трудностей, с которыми помогает бороться школьный психолог. Он должен строить свою работу таким образом, чтобы найти подход к каждому ученику.

       Психолог  должен вести коррекционную работу в начальной школе по нескольким направлениям, она должна быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка. Все это поможет в формировании целостной и всесторонне развитой личности.

       Проблемы  в обучении детей младшего школьного  возраста рассматривали многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Это такие ученые как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, Э. Эриксон и другие.

       Младший школьный возраст - возраст, в котором происходит продолжение формирования всего организма ребенка, изменяется ведущий тип деятельности и социальная ситуация ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. В связи с этим зачастую возникают трудности в обучении:

       - трудности в обучении грамоте;

       - невнимательность и рассеянность;

       - трудности при решении математических  задач;

       - трудности в пересказе текста;

       - неусидчивость;

       - трудности в усвоении новых  знаний;

       - трудности в выполнении заданий  для самостоятельной работы.

       В преодолении возникающих проблем  ребенку может помочь школьный психолог. Он проводит свою работу по следующим направлениям:

       - диагностическая работа;

       - коррекционно-развивающая работа;

       - консультативно-просветительская работа.

       Если возрастные и индивидуальные возможности своевременно не реализуются, не создаются условия для формирования возрастных новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей, возникает необходимость в коррекционной или дополнительной развивающей работе. Это обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие детей.

       Коррекционная работа в начальной школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология. Г.С. Абрамова. М.: 2001.
  2. Ануфриев С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. С.Н. Ануфриев, С.Н. Костромина. М.: Ось-89, 1997.
  3. Асеев В.Г. Возрастная психология: учеб. Пособие. В.Г. Асеев. Иркутск.: ДРОФА, 1999.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.Р. Битянова. М.: 1998.
  5. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. Л.Ф. Бурлачук, С.В. Морозов. СПБ., 1999.
  6. Венгер А.В. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. А.В. Венгер. М.: - Рига.: педагогический центр «Эксперимент», 2000.
  7. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. М.: ACADEMA, 1999.
  8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Л.С. Выготский. М.: 1997.
  9. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. К.М. Гуревич. М.: Высшая школа, 1998.
  10. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. И.В. Дубровина. М.: 1975.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология. В.С. Мухина. М.: ДРОФА, 1997.
  12. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. В.С. Мухина. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1999.

Информация о работе Особенности работы психолога с младшими школьниками