Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:44, доклад
Каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего ребенка , стремится получить максимум информации, имеющей хоть какое-то отношение к проблеме. Знания помогают семье реально взглянуть на болезнь и способы ее лечения, дают необходимые силы для борьбы с недугом, позволяют следить за последними тенденциями в области медицины. Но, порой, в погоне за аннотациями к лекарствам нового поколения и поиском очередного специалиста, мы упускаем из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь "изнутри" - глазами больного ребенка - и есть лучший способ ее понять.
Особенности
развития личности и эмоционально-волевой
сферы у детей с ДЦП
Каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего ребенка , стремится получить максимум информации, имеющей хоть какое-то отношение к проблеме. Знания помогают семье реально взглянуть на болезнь и способы ее лечения, дают необходимые силы для борьбы с недугом, позволяют следить за последними тенденциями в области медицины. Но, порой, в погоне за аннотациями к лекарствам нового поколения и поиском очередного специалиста, мы упускаем из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь "изнутри" - глазами больного ребенка - и есть лучший способ ее понять.
Особенности
формирования личности и
биологическими особенностями , связанными с характером заболевания;
социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.
Другими
словами, на развитие и
Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП , связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка .
<span style="color:red">Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка . Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.
При
психическом инфантилизме
Несмотря
на перечисленные особенности
В
одном случае это будет
Другую
категорию, напротив, отличает пассивность,
безынициативность, излишняя
Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей , страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.
Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.
Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность , характерная практически для всех детей с ДЦП . В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.
Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка . Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП , накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка . Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.
Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:
внешние,
к которым относятся условия
и характер заболевания,
и внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.
Слабость воли у большинства детей , страдающих ДЦП , напрямую связана с особенностями воспитания.
Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей - и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?
Или
еще одна картина: несчастная
мать, которая, заботясь о ребенке,
забывает о своей собственной
жизни и становится заложницей
болезни. Она выглядит
Все
это приводит к тому, что
ребенок растет
Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка . Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже".
Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка . Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:
ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;
ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.
Нелегкая
задача по формированию у
ребенка отношения к
Таким
образом, особенности развития
личности и эмоционально-
Если
у вашего ребенка наблюдаются
нарушения сна, постарайтесь
Чтобы
у ребенка сформировалась
адекватная оценка к себе и
к миру, родителям и близким,
необходимо отказаться от
Если
в процессе занятий с ребенком
вы заметили, что он утомлен
- стал раздражителен,
Информация о работе Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП