Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:53, реферат

Описание

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Работа состоит из  1 файл

Особенности развития словаря детей старшего.docx

— 18.49 Кб (Скачать документ)

 
 Особенности развития словаря детей старшего  

                      дошкольного возраста 

    Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.  

  Количественный рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников  разняться между собой. По словам Д.Б.Эльконина различия в словаре " более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития". 

   К старшему дошкольному возрасту количественный словарь ребенка может достигать 3500-4000 слов. Связано это с тем, что развивается личность ребенка в целом, растет и развивается сознание. Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе и происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. 

  Дети 5-7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляет слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением - горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество - в тех случаях, когда в словаре ребенка не находится нужного слова ( "самостреляльный" пистолет и т.д.). 

  В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь: учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умение подбирать слова с противоположным значением ( сильный - слабый, стоять - бежать), со сходным значением ( прыгать - скакать) ; использовать слова, обозначающие материалы ( дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок. 

   Усиливается работа над смысловой стороной слова, усвоение детьми выразительных средств языка. 

   В старшем дошкольном возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей. Наглядные методы( экскурсии, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и др. ) занимают ведущее место, но усложнение состоит в расширении круга предметов и материалов, их признаков. Ознакомление со словом идет в определенном контексте в  словосочетании или предложении.  

  Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. 

  Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий.

Также речь детей  обогащается прилагательными, которые  обозначают большее количество признаков  с более тонким их различием ( оттенки цветов, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). В словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий ( облака плывут медленно).  

  Только в старшем дошкольном возрасте начинаются самостоятельные занятия по сравнению предметов. Они проводятся для формирования умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Существуют определенные требования к такого рода непосредственно образовательной деятельности : 

     1)  предметы для сравнения подбираются с достаточным количеством сравниваемых признаков ( цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение др.; 

     2) сравнение должно быть плановым, последовательным - от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению; 

     3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово; 

    4) дети должны проявлять максимум речевой активности. 

     Проводится непосредственно образовательная деятельность по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов. 

     Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей старшего дошкольного возраста постепенно формируется понятийный характер слов.  

    Объяснять значения слов старшим дошкольникам уже можно опираясь не только на наглядность, но и через уже усвоенные слова. 

  Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы над антонимами. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем - с такими же словами в предложениях и связных высказываниях: 

-  подбор антонима к заданному слову; 

- отыскивание антонимов  в рассказах, пословицах, поговорках;  

- договаривание предложения с антонимами; 

- составление предложений  и связных высказываний с заданной  парой антонимов. 

    Большие возможности открываются в старшем дошкольном возрасте для работы над синонимами. Знаток русского слова Л.В.Успенский советовал родителям и педагогам с "малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова : вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчаться, удирать, улепетывать, пробегать. Он подберет, а вы с ним разберите : что удачно, что - нет и почему именно".

Выделяются такие  приемы работы с синонимами: 

-  подбор синонимов к изолированному слову; 

- объяснение выбора  слов в синонимическом ряду.

Целесообразно также  использовать следующие приемы: 

- составление предложений  со словами синонимического ряда;  

- составление рассказа  со словами синонимического ряда.  

На этом возрастном этапе продолжается работа с многозначными  словами.

Все аспекты работы над смысловой стороной слова  взаимосвязаны и переплетаются. Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи  с другими речевыми задачами. 

     В итоге у детей должен накапливаться значительный объем знаний и соответствующий словарь, что должно обеспечивать свободное их общение в широком плане ( общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач т.п.). Этот словарь должен характеризоваться разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволит сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.


Информация о работе Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста