Особенности развития умственно отсталых детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:37, реферат

Описание

В ходе изучения детей раннего возраста специалистами-дефектологами установлено, что их развитие подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций.

Работа состоит из  1 файл

Особенности развития умственно отсталых детей дошкольного возраста.docx

— 17.20 Кб (Скачать документ)

Особенности развития умственно отсталых детей дошкольного  возраста

В ходе изучения детей раннего  возраста специалистами-дефектологами установлено, что их развитие подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций.

А.А. Катаева и Е.А. Стребелева отмечают, что развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У многих детей задерживается развитие прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка у некоторых детей бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни.

У умственно отсталых детей  с раннего возраста наблюдается  снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность, что  не исключает, однако, крикливости, раздражительности. У новорожденных малышей позднее в сравнении с нормально развивающимися детьми возникает «комплекс оживления» и потребность в эмоциональном общении со взрослыми. В дальнейшем у них не возникает интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения – жестовая.

Умственно отсталые дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, у  них нет активного хватания, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов, а также выделение одних предметов из ряда других.

Как следствие у данной категории детей не появляются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми и, в частности, доречевые средства общения. Недоразвитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха приводит к тому, что у умственно отсталых малышей не возникает своевременно не только лепет, но и гуление. Это процессы физиологические, они появляются в первые месяцы жизни нормально развивающегося ребенка и связаны с развитием ЦНС.

В результате, хотя ситуации для общения у умственно  отсталых детей те же, что и у  детей с нормальным развитием, содержание этих ситуаций выступает для ребенка  по-иному: у него меньше собственных  и совместных со взрослым действий, совсем не сформировано подражание. Поэтому речь взрослого «повисает» в воздухе, не соединяется с тем опытом, который служит ей опорой при нормальном развитии. Дети совсем не обращают внимания на многие предметы, а значит, и не запоминают их названий. Речь умственно отсталого ребенка раннего возраста не может еще служить ни средством общения, ни орудием мышления.

В целом умственно отсталый ребенок в раннем возрасте уже  имеет существенные вторичные отклонения в психическом и речевом развитии: сензитивный период формирования многих психических процессов упущен; развивающее воздействие взрослого, как правило, не осуществляется, и зона ближайшего развития не расширяется. Отставание в развитии нервной системы и психики от нормальных показателей на 2–3 недели в момент рождения далее нарастает, подобно снежному кому, и к 4 годам уже составляет 1,5–2 года.

Достижениями раннего  возраста при нормальном развитии является овладение ходьбой (прямохождением), развитие предметной деятельности и развитие речи. В начале 2-го года жизни нормально развивающиеся дети начинают самостоятельно ходить. У некоторых умственно отсталых детей развитие прямохождения происходит в те же сроки. Но у многих из них овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста. Кроме этого, их движения качественно отличаются от движений детей с нормальным развитием. У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

Подлинного ознакомления с предметным миром, что характерно для нормальных детей, у них не происходит. У многих из них с  овладением ходьбой появляется «полевое поведение», которое можно принять  за интерес с окружающим предметному  миру: дети хватают в руки все, что  попадает в их поле зрения, но тотчас же бросают эти предметы, не проявляя интереса ни к их свойствам, ни к  назначению. На основе овладения предметными  действиями у детей с нормальным развитием на втором году жизни возникает, а на третьем году становится ведущей  предметная деятельность. Как и всякая ведущая деятельность, она способствует психическому развитию ребенка в целом – развитию моторики, восприятия, мышления, речи.

У умственно отсталых детей  предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют  интерес к предметам, в том  числе и к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. У них нет ориентировки не только типа «Что с этим можно  делать?», но и «Что это?». В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции с  предметами, иногда напоминающие специфическое  использование предметов, но в действительности ребенок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и назначение предметов. Кроме того, эти манипуляции  перемежаются неадекватными действиями – действиями, которые противоречат логике употребления предмета (в маленький гараж сует большую машинку, стучит куклой по столу). Наличие неадекватных действий – характерная черта умственно отсталого ребенка.

Для умственно отсталых детей  дошкольный возраст оказывается  началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями.

Пятый год жизни оказывается  переломным в развитии восприятия умственно  отсталого ребенка. Дети уже могут  делать выбор игрушки по образцу (по форме, цвету, величине). У отдельных  детей имеются продвижения в  развитии целостного восприятия. К  концу дошкольного возраста более  половины умственно отсталых детей  достигают уровня развития восприятия, с которым нормальные дети начинают дошкольный возраст. Перцептивная ориентировка возникает у них на основе усвоения сенсорных эталонов, которые способствуют запоминанию слов, обозначающих свойства формы, величины и цвета.

У детей с нормальным развитием  второй стороной чувственного познания после восприятия является наглядно-действенное  мышление. Оно содержит в себе стороны  мыслительной деятельности: определение  цели, условий, средств ее достижения. Наглядно-действенное мышление – исходное, на его основе возникает сначала наглядно-образное, а затем и словесно-логическое. У умственно отсталых детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Далеко не всем детям к концу дошкольного возраста оказывается доступным выполнение даже таких практических задач, в которых действие, выполненное орудием или рукой, направлено на достижение практического результата. У детей отсутствует активный поиск решения, они остаются равнодушными к результату.

Умственно отсталый ребенок  дошкольного возраста в отличие  от нормального не умеет ориентироваться  в пространстве, не использует прошлый  опыт, не может оценить свойства объектов и отношения между ними.

Таким образом, тогда как  к 6 годам нормально развивающийся  ребенок достигает огромных успехов  в познавательной сфере, ребенок  с умственной отсталостью значительно  отстает в развитии всех психических  функций.

Однако данное явление  происходит только в случае, если развитию и коррекции ребенка не уделяется  внимание. Будучи помещенными в специальное  детское учреждение, в котором  проводятся коррекционно-развивающие  занятия, эти дети достигают больших  успехов в развитии речи и познавательных процессов.



Информация о работе Особенности развития умственно отсталых детей дошкольного возраста