Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:31, реферат
Внимание — это сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Такими объектами могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и чувства других людей (внешнее) и наши собственные (внутреннее). Внимание позволяет достигнуть полного и отчетливого их отражения в сознании человека.
Особенности
внимания у детей с
Внимание — это сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Такими объектами могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и чувства других людей (внешнее) и наши собственные (внутреннее). Внимание позволяет достигнуть полного и отчетливого их отражения в сознании человека.
Направленность, или избирательность, внимания как поиск, выбор объектов познания проявляется в различных формах, например, в виде бдительности, настороженности. У заикающегося такая избирательность может выражаться в повышенном, обостренно-болезненном внимании к собеседнику, попытках увидеть в его мимике, жестах, интонации знаки неблагоприятного к нему отношения, что в значительной степени способствует возникновению запинок в речи.
Благодаря
вниманию достигаются
1) отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;
2) игнорирование других, несущественных для выполняемой деятельности воздействий;
3) удержание, сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т. е. регуляция и контроль деятельности.
Внимание обеспечивает
ориентировочную и контрольную
функции, когда каждый
отдельный акт внимания
возникает лишь в том
случае, если действие
контроля становится
умственным и сокращенным.
В отношении
речи этот механизм
обладает определенным
своеобразием, так как,
с одной стороны, он
обслуживает процесс
рождения речи, с другой
- речь сама становится
средством направления
внимания и контроля.
Внимание выделяет в поле ясного сознания предмет или объект из множества других предметов, окружающих человека. Другие предметы при этом не находятся в поле ясного сознания, представляя собой общий фон восприятия.
Виды
внимания:
1) Непроизвольное (непреднамеренное)
внимание свойственно
животным и людям уже
в грудном возрасте
— как непроизвольное
привлечение внимания
к стимулам или переключение
его на другие — по механизму
ориентировочного рефлекса.
2)Произвольное (преднамеренное)
внимание — основное
качество внимания взрослого
здорового человека.
Это сознательное сосредоточение
на определенной информации.
Его поддержание требует
волевых усилий, а потому
его оптимальное состояние
обычно длится примерно 20
минут, после чего наступает
утомление.
3) Послепроизвольное
внимание — качество
внимания, в структуре
которого волевой компонент
заменен интересом и
автоматизированными
навыками. Обычно оно
возникает в результате
вхождения в деятельность,
может удерживаться
длительное время, сохраняя
целенаправленность,
снимая первоначальное
напряжение, И поддерживать
высокую работоспособность
в течение нескольких
часов, сближаясь по
этому показателю с
непроизвольным вниманием.
К
основным свойствам
внимания относят:
объем, сосредоточенность,
переключение, распределение,
устойчивость (и отвлекаемость)
1)Объем внимания
2)Сосредоточенность
(концентрация) — это
удержание внимания
на одном объекте или
одной деятельности
при отвлечении от всего
остального.
3)Переключение — намеренный
осознанный перенос
внимания с одного объекта
на другой в связи с
переходом от одной
деятельности к другой
и с постановкой новой
задачи.
4)Распределение —
возможность удерживать
в сфере внимания одновременно
несколько объектов;
выполнять несколько
видов деятельности.
5)Устойчивость — длительность
сосредоточения внимания
на объекте.
Ряд отечественных психологов: Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Добрынин Н.Ф., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Эльконин Д.Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали тесную связь произвольного внимания и речи. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. Поэтому очень актуальным является вопрос развития внимания у детей с речевыми нарушениями. В свою очередь речевая деятельность формируется и развивается в тесной связи со всеми психическими процессами. Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений, требует от ребенка активности на занятиях, точного выполнения действий, заданий, мыслительной деятельности, что протекает быстрее и правильнее при наличии внимания. Поэтому внимание является необходимым условием успешной коррекционной работы.
Недостаточность развития внимания у детей с нарушениями речи отмечали многие авторы в области логопедии (Волосовец Т.В., Борякова Н.Ю., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др.). Авторы отмечают что, для детей с нарушениями речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности переключения, распределения и включения внимания. Это ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Ранняя диагностика на этапе дошкольного и школьного обучения помогает выявить детей с низким уровнем развития внимания (его свойств), которое не только влияет на качество формирования навыков письма, чтения, счета, но и в значительной мере определяет успешность овладения ребенком общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения.
Изучением внимания у дошкольников с нарушениями речи занималась Т. С. Овчинникова. Ей удалось выявить особенности, отличающие детей с нарушениями речи от здоровых детей, и охарактеризовать продуктивность их деятельности при длительных умственных нагрузках.
Особенности
внимания заикающихся:
- Избирательность внимания
изученная с помощью
методики Мюнстерберга
с возрастом у заикающихся
ухудшается.
- С помощью таблиц Шульте—Платонова
удалось показать снижение
объема внимания у заикающихся,
зависимость скорости
выполнения задания
от пространственного
расположения цифр в
таблице и от времени
произнесения отыскиваемых
цифр. Методика Шульте—Платонова
позволила получить
данные о недостаточной
устойчивости внимания
заикающихся по сравнению
со здоровыми.
- Результаты применения
методик для оценки
внимания позволяют
утверждать, что у заикающихся
имеется отчетливая
тенденция к ухудшению
внимания, причем в наибольшей
мере нарушено внимание,
связанное с восприятием
речевого материала
(методика Анфимова,
буквосочетания, методика
Мюнстерберга).
- Результаты оценки
внимания с помощью
корректурных методик
показали, что у заикающихся
отмечается замедление
выполнения заданий
по сравнению с лицами
без речевой патологии.
Таким образом, у детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Вместе с тем комбинация этих показателей у отдельных детей может существенно различаться и требовать различных коррекционных мероприятий.
Список литературы:
1.дефектология словарь – справочник
С.С.Степанов.
2. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин,
Т.С.Овчинникова
. —— М.: Академия, 2006. — 320 с.
Информация о работе Особенности внимания у детей с нарушениями речи