Особенности внимания у детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:31, реферат

Описание

Внимание — это сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Такими объектами могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и чувства других людей (внешнее) и наши собственные (внутреннее). Внимание позволяет достигнуть полного и отчетливого их отражения в сознании человека.

Работа состоит из  1 файл

Особенности внимания у детей с нарушениями речи.ppt

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Особенности  внимания у детей с нарушениями  речи.

Внимание  — это сосредоточенность  сознания человека  на определенных  объектах при одновременном  отвлечении от  других. Такими объектами  могут стать предметы, явления, их свойства  и отношения, а  также действия, мысли  и чувства других  людей (внешнее) и  наши собственные (внутреннее). Внимание позволяет  достигнуть полного  и отчетливого  их отражения в  сознании человека.

Направленность, или избирательность, внимания как поиск, выбор объектов  познания проявляется  в различных формах, например, в виде  бдительности, настороженности. У заикающегося  такая избирательность  может выражаться  в повышенном, обостренно-болезненном  внимании к собеседнику, попытках увидеть  в его мимике, жестах, интонации знаки  неблагоприятного  к нему отношения, что в значительной  степени способствует  возникновению запинок  в речи.

Благодаря  вниманию достигаются следующие  результаты:  

1)  отбор значимых  воздействий, которые  соответствуют потребностям  данной деятельности;

2)  игнорирование других,  несущественных для  выполняемой деятельности  воздействий;

3)  удержание, сохранение  выполняемой деятельности,  пока не будет  достигнута цель,  т. е. регуляция  и контроль деятельности.

               Внимание обеспечивает ориентировочную и контрольную функции, когда каждый отдельный акт внимания возникает лишь в том случае, если действие контроля становится умственным и сокращенным. 
В отношении речи этот механизм обладает определенным своеобразием, так как, с одной стороны, он обслуживает процесс рождения речи, с другой - речь сама становится средством направления внимания и контроля.

Внимание  выделяет в поле  ясного сознания  предмет или объект  из множества других  предметов, окружающих  человека. Другие  предметы при этом  не находятся в  поле ясного сознания, представляя собой  общий фон восприятия.

Виды  внимания: 
1) Непроизвольное (непреднамеренное) внимание свойственно животным и людям уже в грудном возрасте — как непроизвольное привлечение внимания к стимулам или переключение его на другие — по механизму ориентировочного рефлекса.  
2)Произвольное (преднамеренное) внимание — основное качество внимания взрослого здорового человека. Это сознательное сосредоточение на определенной информации. Его поддержание требует волевых усилий, а потому его оптимальное состояние обычно длится примерно 20 минут, после чего наступает утомление. 
3) Послепроизвольное внимание — качество внимания, в структуре которого волевой компонент заменен интересом и автоматизированными навыками. Обычно оно возникает в результате вхождения в деятельность, может удерживаться длительное время, сохраняя целенаправленность, снимая первоначальное напряжение, И поддерживать высокую работоспособность в течение нескольких часов, сближаясь по этому показателю с непроизвольным вниманием.

    К основным свойствам внимания относят:  
объем, сосредоточенность, переключение, распределение, устойчивость (и отвлекаемость)
1)Объем внимания
 определяется количеством объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью. 
2)Сосредоточенность (концентрация) —
 это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. 
3)Переключение —
 намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой в связи с переходом от одной деятельности к другой и с постановкой новой задачи. 
4)Распределение
 — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; выполнять несколько видов деятельности. 
5)Устойчивость —
 длительность сосредоточения внимания на объекте.

Ряд  отечественных психологов: Выготский Л.С., Гальперин  П.Я., Добрынин Н.Ф., Запорожец А.В., Леонтьев  А.Н., Мухина В.С., Эльконин  Д.Б. и другие изучали  особенности развития  внимания у детей. Они отмечали тесную  связь произвольного  внимания и речи. В дошкольном возрасте  произвольное внимание  формируется в  связи с общим  возрастанием роли  речи в регуляции  поведения ребенка. Чем лучше развита  речь, тем выше  уровень восприятия  и тем раньше  формируется произвольное  внимание необходимое  для дальнейшего  обучения в школе. Поэтому очень  актуальным является  вопрос развития  внимания у детей  с речевыми нарушениями. В свою очередь  речевая деятельность  формируется и  развивается в  тесной связи со  всеми психическими  процессами. Коррекционная  работа по преодолению  речевых нарушений, требует от ребенка  активности на  занятиях, точного  выполнения действий, заданий, мыслительной  деятельности, что  протекает быстрее  и правильнее при  наличии внимания. Поэтому внимание  является необходимым  условием успешной  коррекционной работы.

Недостаточность  развития внимания  у детей с нарушениями  речи отмечали  многие авторы  в области логопедии (Волосовец  Т.В., Борякова Н.Ю., Мастюкова Е.М., Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В. и др.). Авторы отмечают  что, для детей  с нарушениями  речи характерен  пониженный уровень  развития основных  свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности переключения, распределения и  включения внимания. Это ведет к  неумению вовремя  включиться в учебно-игровую  деятельность или  переключиться с  одного объекта  на другой, что  в свою очередь  приводит к быстрой  утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости  организма и способствует  появлению различного  рода ошибок при  выполнении заданий. Ранняя диагностика  на этапе дошкольного  и школьного обучения  помогает выявить  детей с низким  уровнем развития  внимания (его свойств), которое не только  влияет на качество  формирования навыков  письма, чтения, счета, но и в значительной  мере определяет  успешность овладения  ребенком общеучебными  и предметными  умениями, полноценность  усвоения всего  учебного материала  начального этапа  обучения.

Изучением  внимания у дошкольников  с нарушениями  речи занималась  Т. С. Овчинникова.   Ей удалось выявить  особенности, отличающие  детей с нарушениями  речи от здоровых  детей, и охарактеризовать  продуктивность их  деятельности при  длительных умственных  нагрузках. 

Особенности  внимания заикающихся: 
- Избирательность внимания изученная с помощью методики Мюнстерберга с возрастом у заикающихся ухудшается. 
- С помощью таблиц Шульте—Платонова удалось показать снижение объема внимания у заикающихся, зависимость скорости выполнения задания от пространственного расположения цифр в таблице и от времени произнесения отыскиваемых цифр. Методика Шульте—Платонова позволила получить данные о недостаточной устойчивости внимания заикающихся по сравнению со здоровыми. 
- Результаты применения методик для оценки внимания позволяют утверждать, что у заикающихся имеется отчетливая тенденция к ухудшению внимания, причем в наибольшей мере нарушено внимание, связанное с восприятием речевого материала (методика Анфимова, буквосочетания, методика Мюнстерберга).  
- Результаты оценки внимания с помощью корректурных методик показали, что у заикающихся отмечается замедление выполнения заданий по сравнению с лицами без речевой патологии.  

  • Результаты  исследовании детей  чёрно – красной  таблицей Шульте  дают возможность  утверждать, что у  детей школьного  возраста и взрослых  заикающихся налицо  снижение всех  основных свойств  внимания — избирательности, объема, устойчивости  и переключения.  
    - В наибольшей степени у заикающихся страдает произвольное внимание.   
     
    - Интересно отметить, что по тенденции к замедлению выполнения корректуры и по количеству допускаемых ошибок заикающиеся приближаются к больным маниакально-депрессивным психозом в состоянии депрессии, что можно объяснить повышением у них уровня тревоги, как это отмечают многие авторы (Некрасова Ю.Б., 1984).  
     

Таким  образом, у детей  с нарушениями  речи значительно  снижены, по сравнению  с их сверстниками  без нарушений  речи, различные стороны  внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Вместе с тем  комбинация этих  показателей у  отдельных детей  может существенно  различаться и  требовать различных  коррекционных мероприятий.

Список литературы: 
1.дефектология словарь – справочник С.С.Степанов. 
2. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова 
. —— М.: Академия, 2006. — 320 с.

Информация о работе Особенности внимания у детей с нарушениями речи