Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 13:43, реферат
Труд журналиста во все времена обладал особой ценностью для общества, оно стремится создать благоприятные условия для деятельности прессы и в свою очередь предъявляет к людям этой профессии строгие требования. Ожидания, которые сложились в обществе по отношению к журналистам, являются социальным заказом на «оптимального» профессионала и ориентиром в собственной подготовке и практике.
ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ» В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Кафедра
журналистики
Реферат
«Особенности внутреннего мира журналиста»
по
курсу «Психология
Выполнила
Студентка группы 3611
Юсупова
Е.Р.
2011
Введение
Труд
журналиста во все времена обладал
особой ценностью для общества, оно
стремится создать
«Заказ» общества на специалиста выражается
в профессионально-
Эти
требования можно разделить на четыре
группы: социально-гражданские (социальная
ответственность, принципиальность, объективность
в оценке, умение отстаивать истину),
морально-этические (честность, отзывчивость,
чуткость), профессиональные (коммуникабельность,
литературные способности, компетентность)
и психологические (особенности темперамента,
характера, памяти, мышления, воображения).[1,167]
Мир
личности журналиста-профессионала
складывается в соответствии с объективными
требованиями его профессии. И эта
совокупность профессиональных черт всегда
привлекала к себе пристальное внимание.
Не случайно на заре российской журналистики
первую сводку черт личности и правил
поведения журналистов сделал М. В. Ломоносов
в знаменитом «Рассуждении об обязанностях
журналистов при изложении или сочинений,
предназначенных для поддержания свободы
философии», опубликованном в 1755 г. [2, 331]
В этой научной работе приводятся семь
правил, которым должен руководствоваться
журналист. Автор выделяет, что журналист
не должен иметь предубеждений и предвзятости,
спешить с осуждением гипотез, красть
чужие мысли и суждения и переоценивать
свои возможности. Несмотря на то, что
Ломоносов формулировал эти правила для
журналистов, пишущих о научных исследованиях
и открытиях, они практически универсальны
для любой журналистской специализации.
Мало того, они остаются актуальны и на
сегодняшний день [3, 99].
После Ломоносова многие журналисты писали
о своеобразных чертах, особенностях труда,
радостях и трудностях своей профессии,
ну и конечно о профессиональных качествах.
[2, 331].
Если
перечислить качества, которыми должен
обладать настоящий журналист, то это
займёт немало места и едва ли даст по-настоящему
полное представление о специфике профессионального
характера. Представляется более целесообразным
описать группы черт, которые включает
себя множество аспектов, детализировать
которые нет смысла.
Интеллект, осведомлённость, любопытство
и компетентность.
Эта
группа качеств очень важна для
хорошего журналиста. Необразованный,
глупый человек будет плохим журналистом
уже в силу того, что его знания
и способность к анализу
В кризисных ситуациях, когда в обществе
обостряется столкновение экономических
и политических сил, особая надежда возлагается
на активность интеллектуальных возможностей,
поскольку они внутренне не ограничены.
Интеллект включает в себя внимание – своеобразную настройку человека на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач, воображение – способность создавать новые образы в ходе отражения действительности, память – вид психического отражения действительности, предполагающий закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, мышление – высшую форму творческого проявления личности [4, 32].
Развивая свой интеллект, журналист продвигается вверх по лестнице профессионального мастерства. Он должен многое знать, ещё больше понимать и всегда думать. Легко отличить думающего человека от того, кто мыслит просто, только на уровне здравого смысла. Суждения первого всегда в совокупности означают больше, чем факт и аргументы, которые эти суждения составляют. Мышление второго линейно и примитивно.
Журналист не может не быть любопытен. Ведь профессиональное любопытство совсем иного рода, чем бытовое. Любопытство журналиста основано на стремлении знать буквально всё, что можно, оно помогает ему накапливать и хранить в своей памяти то, что когда-нибудь обязательно пригодится для очередного материала. Предсказать, какого рода будут эти сведения, практически невозможно; иногда смутная ассоциация, всплывшая вовремя в памяти, даёт больше, чем десяток конкретных фактов. Но они должны у журналиста появиться, иначе он всегда будет ощущать нехватку важных сведений, ему не за что будет ухватить нить событий, не на что опереться.
Почти всегда журналисты стремятся к достижению максимальной компетенции в той области, в которой они работают. Знания и ещё раз знания– вот девиз хорошего журналиста. Для приобретения этих знаний не следует жалеть ни сил, ни времени, знания необходимо черпать ото всюду, откуда возможно. Ведь иногда достаточно обширные, но общие знания журналиста дают ему тот необходимый кругозор, который позволяет им ориентироваться в сложных ситуациях даже более эффективно, нежели узким специалистам. Мышление журналиста, обладающего компетентностью, способно не только приводить факты, но и сопоставлять их с другими, проводить параллели, то есть работать не в одной плоскости, а сразу в нескольких. Именно такой стиль мышления даёт наиболее успешные результаты, позволяет видеть самые сложные ситуации объёмно, целостно.
Недавние социологические опросы подтвердили, что литературные способности как качество по-прежнему входят в перечень основных критериев журналистского мастерства. Действительно, отношение аудитории к тексту, а следовательно к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма. Совершенное владение словом для журналиста обязательно.
Несмотря на то, что в глазах журналистов дар слова остается одним из самых необходимых для профессионала, ни у теоретиков, ни у практиков нет единого мнения о том, что же все-таки самое главное в системе способностей. [4, 28]
Хороший журналист – всегда личность. Глубокая, нестандартная, интересная окружающим, харизматичная. Слово харизма (от греч.- милость, божий дар, исключительная одарённость) обозначает способность личности привлекать к себе внимание аудитории, вызывать у неё интерес. Для тех, кто работает на телевидении и кого зритель видит регулярно – это обязательное условие. Телевидение обладает эффектом привыкания, аудитория постепенно привыкает к человеку, который общается с ней, и этот человек становится близким, понятным, когда к нему начинают испытывать симпатию и доверие. Психологи точно доказали, что степень доверия находится в прямой связи с личностью журналиста. Чем в большей степени проявляются его индивидуальные качества, тем в большей степени журналист добивается успеха.
На радио складывается специфическая ситуация, когда аудитория воссоздаёт (или создаёт заново) образ ведущего только по голосу. Голос, как и манера поведения, совершенно уникальная черта человека, в которой воплощаются его внутренние особенности. То, о чем человек говорит, какие интонации он использует, как разговаривает с собеседниками, каким образом оперирует в своей речи, как смеётся, радуется или грустит, как реагирует, - всё это в комплексе рисует единый, целостный образ. И это тоже слепок внутренних качеств, личности.
Текст, напечатанный в газете, - тоже опосредованное отражение личности. Читатели практически никогда не стремятся представить себе журналиста-газетчика внешне, и это, как правило, не играет никакой роли для восприятия. Их скорее интересует образ его мышления, то есть они оценивают журналиста на уровне глубокого внутреннего восприятия. Ироничные и тонко подмечающие детали, принципиальные и непримиримые к негативным явлениям, честные журналисты быстро добиваются признания и узнавания аудитории. Тот образ мыслей и те профессиональные качества, которые воплощаются в тексте, привлекают читателей, заставляя искать знакомое имя в следующем выпуске и читать не текст вообще, а текст определенного автора. При одном условии – если за этим текстом личность, которая добивается узнавания и достойна его.
Однако, не может быть какой-то одной модели способностей для всех профессиональных специализаций. Для репортера особое значение приобретают такие качества, как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, быстрота реакции, умение быстро переключиться с одного на другое, находчивость, особый «репортёрский нюх» на интересную информацию, сенсацию, широкая информированность и любознательность, а также выносливость и настоящее мужество.
Для
аналитика важны глубокая компетентность
в своей сфере, глубина постижения
действительности, умение рассматривать
отдельные явления в их связи
с другими, их сложности и целостности,
объективность, способность предоставить
и объективно подмечать разные позиции,
диалектизм, нестандартность, независимость
суждений, политическая культура и культура
ведения дискуссий, способность делать
прогнозы.
Публицист немыслим без яркой индивидуальности,
высокой доли личностного начала в творчестве,
умения привлечь внимание аудитории, убедить
её. Ему нужны эрудиция, ярко выраженные
литературные способности, образная метафорическая
речь, творческая индивидуальность, нестандартность,
аналитические способности, независимость
суждений.
Ведущий
телевизионного ток-шоу, модератор, организующий
общение в студии, - это человек артистичный,
обаятельный, обладающий быстрой реакцией,
находчивостью, импровизационностью.
Он должен иметь своё «лицо», ярко выраженную
индивидуальность, уметь общаться с людьми,
пришедшими на передачу в студию, быть
искренним, но и уверенным в себе, раскованным,
но тактичным. И конечно, хорошо владеть
устной речью, иметь приятный тембр голоса
и телегеничную внешность, уметь работать
в прямом эфире. Одной из важнейших черт
является эмоциональность, способность
к юмору, иронии, «игре» со зрителями и
участниками передачи.
Интервьюер немыслим без коммуникабельности,
внимания и интереса к личности собеседника,
умения «разговорить» его, способности
ставить небанальные вопросы, умело направлять
беседу, самому быть интересным собеседником.
[3, 103].
Одним
словом, каждая из специализаций требует
определённой совокупности качеств.
Заключение
Список использованной литературы
1. Засорина Т., Федосова
Н. Профессия - журналист, Ростов-на-Дону:
Феникс, 1999.
2. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики:
Учебник для студентов вузов, обучающихся
по специальности «Журналистика». 5-е изд.,
испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003.
3. Свитич Л. Г. Введение в специальность:
Профессия: журналист. Учебное пособие.
2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2007.
4. Основы творческой деятельности журналиста:
Учебник для студентов вузов, обучающихся
по специальности «Журналистика»/ С.Г.
Корконосенко, С.М. Виноградова, Г.В. Лазутина
и др.; Под ред. проф. С.Г. Корконосенко.
2-е изд. СПб.: Знание, 2000.
5. Корконосенко С. Г. Основы журналистики:
Учебник для студентов вузов. 2-е изд. М:
Аспект Пресс, 2007.
. Корконосенко
С.Г. Основы теории журналистики. СПб.,1995.
2. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М.,1991.
3. Смирнов С.В. Формирование творческой
личности журналиста// Логос. Общество.
Знак/ Отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 1997.
4. Журналист: личность, должность и долг/Ред-сост.
С.Г. Корконосенко. СПб., 1998.