Особенности воображения младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:11, реферат

Описание

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

Содержание

1. ВООБРАЖЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА …….………………. 3
2. МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА……………………………………………………..………
9
3. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ……………………………………………….. 13
4. ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ……………………………………….… 14
5. ВООБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ…………………………………….… 15
6. ВООБРАЖЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ…………………………………….… 16
ВЫВОД……………………………………………………………………... 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 19

Работа состоит из  1 файл

контр.Особенности воображения младшего школьника.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

    Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей  жизни. Если бы люди не обладали этими  функциями, человечество лишилось бы почти  всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.

    Но, к сожалению, учебная программа  начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов тренировки, упражнений для развития воображения.

    Доказано, что воображение теснейшим образом  связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.

    Вообще, каких-либо проблем, связанных с  развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

    2. МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 

    1. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение).

    Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

    В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается  по следующим признакам:

  • скорость процессов воображения;
  • необычность, оригинальность образов воображения;
  • богатство фантазии;
  • глубина и проработанность (детализированность) образов;
  • впечатлительность, эмоциональность образов.

    По  каждому из этих признаков рассказ  оценивается от 0 до 2 баллов.

    0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

    Если  в течение одной минуты ребенок  так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет  рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку “скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла.

    Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом.

    Если  ребенок просто пересказал то, что  когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

    Богатство фантазии ребенка проявляется также  в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

    Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в  рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему  ключевую роль или занимающему центральное  место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

    0 баллов ребенок получает тогда,  когда центральный объект рассказа  изображен весьма схематично.

    1 балл - если при описании центрального  объекта его детализация умеренная. 

    2 балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

    Впечатлительность или эмоциональность образов  воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.

    0 баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.

    1 балл - образы рассказа вызывают  некоторый интерес со стороны  слушателя и некоторую ответную  эмоциональную реакцию, но этот  интерес вместе с соответствующей  реакцией вскоре угасает.

    2 балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

    Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

    2. Методика “Рисунок”

    В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

    Анализ  картины и оценка фантазии ребенка  в баллах производилась таким  же образом, как и анализ устного  творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью  такого же протокола. 

    3. Методика “Скульптура”.

    Ребенку предлагается набор пластилина и  задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

    Фантазии  ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.

    0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не  смог ничего придумать и сделать  руками;

    2-3 балла - ребенок придумал и  вылепил из пластилина что-  то очень простое, например, кубик,  шарик, палочку, кольцо;

    4 -5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух - трех;

    6 - 7 баллов - ребенок придумал что-  то необычное, но вместе с  тем не отличающееся богатством  фантазии;

    8 - 9 баллов - придуманная ребенком  вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;

    10 баллов - ребенок может получить  лишь в том случае, если придуманная  им вещь и достаточно оригинальна,  и детально проработана, и отличается  хорошим художественным вкусом.

    Таким образом, протестировав учащихся экспериментального и контрольного классов, мы можем оценить общий уровень развития их воображения следующим образом.

    25- 30 - баллов - очень высокий уровень;

    19 - 24 баллов - высокий уровень;

    10 -18 баллов - средний уровень;

    5 - 9 баллов - низкий уровень;

    0 - 4 баллов - очень низкий уровень. 

    3. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ 

    У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

  • Агглютинация, то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица;
  • Гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик.
  • Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;
  • Типизация. Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.

    Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с космическим кораблем.

    В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах  от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень  развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

    Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

    Несмотря  на большую занятость педагогов  начального звена, учителю необходимо ставить задачу подбора дополнительного  материала к изучаемым произведениям, предусмотренным программой, позволяющего наиболее эффективно соединить обучение младших школьников с развитием их познавательных возможностей, в том числе и воображения, и наиболее полно использовать при этом специфику чтения как учебного предмета.

    Воображение тесным образом связано с такими качествами, как эмоциональность, интерес, многими личностными качествами.  

    4. ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ

    Любая эмоция имеет внешнее выражение. Каждый человек имеет свое представление  о внешних признаках того или  иного чувства. Умение правильно  распознать состояние героя литературного  произведения по выраженности чувств, позволяет ребенку глубже проникнуть в суть произведения, прочувствовать замысел автора, определить, кто из героев положительный, а кто - отрицательный.

    На  каждом уроке чтения основным для  развития воображения и эмоций, является использование схематических изображений человеческих эмоций. Задача детей заключается в том, чтобы как можно точнее подобрать для данного героя, для данной конкретной ситуации эмоциональный образ. Сначала дети пытаются изобразить на своем лице выбранную эмоцию и объяснить, почему именно это схематическое изображение эмоции он считает наиболее подходящим.

    В ходе изучения басен И.А. Крылова  “Мартышка и очки”, “Ворона и  лисица”, “Зеркало и обезьяна”  можно использовать игру “Пантомима”. Эта игра является развивающей и оптимизирующей эмоциональный фон за счет активизации воображения. Все дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью мимики и жестов показывает какое - либо действие из басен. Остальные ребята должны были угадать, какой персонаж и из какой басни был задуман ведущим. Победителями определялись те дети, которые наиболее верно изображали задуманную сценку. 

Информация о работе Особенности воображения младшего школьника