Особенности временных представлений у подростков с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:26, научная работа

Описание

Представление — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Когда мы говорим о временных представлениях, то учитываем, что важную роль здесь играет ощущение себя в собственном прошлом и примеры достижений окружающих взрослых людей как многочисленные варианты будущего развития индивида. Фактор вспоминания собственного прошлого и, что очень важно, отношения к нему, - может послужить основой самооценки и уверенности в себе.

Работа состоит из  1 файл

Тезисы, Большаков Максим, 5 курс, спец. психология.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)


Тема научной работы: "Особенности временных представлений у подростков с умственной отсталостью"

 

Представление — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Когда мы говорим о временных представлениях, то учитываем, что важную роль здесь играет ощущение себя в собственном прошлом и примеры достижений окружающих взрослых людей как многочисленные варианты будущего развития индивида. Фактор вспоминания собственного прошлого и, что очень важно, отношения к нему, - может послужить основой самооценки и уверенности в себе.

Мы знаем, что подростковый возраст становится последним периодом пребывания детей, оставшихся без попечения родителей в школах-интернатах. После этого они вступают в самостоятельную жизнь, и часто не готовы к лишению привычных опеки и образа жизни. Об этом говорит многолетний опыт наблюдений воспитателей за жизнью своих выпускников. К сожалению, сегодня выпускники школ-интернатов не всегда готовы к успешной адаптации и взрослой жизни.

В успешной адаптации таких подростков к самостоятельной жизни может помочь правильное воспитание и формирование временных представлений еще за время жизни в условиях школы-интерната.

От эмоционального отношения к будущему напрямую зависит благополучие подростка во взрослой жизни, самоактуализация, поиск себя в профессиональной сфере. Поэтому при своевременном формировании продуктивных временных представлений и эмоционального отношения к прошлому и будущему, такие подростки смогут добиваться больших успехов как в карьерном, так и в личностном росте.

Таким образом, мы можем утверждать, что временные представления подростка, а также ощущение себя в прошлом и будущем; эмоциональное отношение к этим понятиям - неразрывно связаны между собой.

В настоящее время тема представлений о прошлом и будущем у подростков с умственной отсталостью практически не раскрыта. Лев Семенович Выготский в своей книге "Педагогическая психология" упоминает о том, что при умственной отсталости "ретроспективный, актуальный и проспективный образ Я" имеют особую сложность: процесс моделирования ситуации будущего требует сформированности сложных мыслительных операций для построения временных и пространственных моделей в умственном плане.[1]

Для реконструкции ретроспективного «образа Я» требуются в основном ресурсы памяти – умственное достраивание не обретает здесь определяющего значения.

Следовательно, сформированность проспективного «образа Я» и способности личности оперировать с ним может являться важным маркером способности к глубокой рефлексивной деятельности.

Ассоциативные эксперименты имеют особое значение в исследовании временных представлений, поскольку благодаря им, мы получаем сведения о тех чувствах, которые испытывает тот или иной человек, представляя себя в собственном прошлом или будущем.

Важность ассоциаций подчеркивает и Ю. Е.Ульянов в предисловии к Латышско-русскому ассоциативному словарю: “Воспринимаемое слово (стимул, раздражитель) порождает в нашем сознании поистине безграничную систему связей и отношений, отражающих образы предметов, явлений, понятий, действий и слов, наше эмоциональное состояние в данный момент, а также всё то, что отложилось в житейском опыте индивида…” [2]

Ассоциативных экспериментов на данной специфической выборке испытуемых не проводилось. Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что проблема временных представлений и эмоционального отношения к прошлому и будущему у подростков с умственной отсталостью не рассмотрена.

Цель – исследование представлений о прошлом и будущем у подростков с умственной отсталостью.

Объект исследования – временные представления у подростков.

Предмет исследования – особенности представлений о прошлом и будущем у подростков с умственной отсталостью.

Гипотеза исследования:

- Подростки с умственной отсталостью испытывают затруднения  в дифференцировании временных представлений. Семантическая близость ассоциаций на стимулы "прошлое" и "будущее" будет велика.

 

Методики исследования: направленный ассоциативный эксперимент,        проективный рисунок "Я в прошлом и будущем" (автор: Леонид Абрамович Венгер).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые изучаются и определяются ассоциативные ряды на стимулы «прошлое, будущее» у подростков с нарушением интеллектуального развития, которые до настоящего момента не изучались.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации психологам, воспитателям и родителям по формированию продуктивных временных представлений у подростков с умственной отсталостью могут быть использованы в коррекционных учреждениях.

 

Практическая часть исследовательской работы:

Исследование включало в себя 3 этапа.

На первом этапе практической части исследования мы провели серию тренинговых занятий. Этот шаг был обусловлен необходимостью выработки у будущих испытуемых подростков базового доверия для работы с данным контингентом.

Всего было проведено 4 дня тренинговых игр, в ходе которых динамика чувства доверия заметно прослеживалась. И тогда можно было переходить ко второму этапу.

На втором этапе был проведен направленный ассоциативный эксперимент.

Для развернутого и полного понимания сущности ассоциативного эксперимента, сначала рассмотрим значение основных терминов.

Ассоциация (от лат. associatio – соединение) – закономерная связь двух или более психических процессов (психическими элементами), возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого.

Ассоциативное мышление (associative thinking) - понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания): любая связь представлений и действий выводима из ощущений  и оставленных ими следов в мозгу (основатель ассоциативной психологии, английский врач Д. Хартли, D.Hartley, 1705-1757).

Ассоциативный тест - тест, используемый в психологии для изучения организации психики с особым акцентом на когнитивные связи, лежащие в основе восприятия смысла, памяти, языка, рассуждения и мотивации.

В тесте свободных ассоциаций испытуемый получает инструкцию привести первое слово, которое приходит на ум в ответ на предъявленное слово, понятие или иной стимул.

При «контролируемой ассоциации» может быть поставлена задача дать ответ в определенной связи со стимулом.

В нашем случае направленный ассоциативный эксперимент сводится к получению семантических реалий на вербальные стимулы "прошлое", "будущее"; их ранжированию, сравнению и анализу их эмоциональной окраски, проверке их семантической близости.

Итак, в ходе работы были составлены таблицы ассоциаций на стимулы "прошлое" и "будущее". Затем проверена семантическая близость совпадающих слов-реакций.

Мера семантической близости вычисляется как отношение количества совпадающих ассоциаций к общему количеству ассоциаций на оба стимула:

S= C / (N1 + N2),

где C- количество (сумма) совпадающих ассоциаций,

N1 - количество ассоциаций на первый стимул,

N2 - количество ассоциаций на второй стимул.

Полученные результаты отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Совпадающие ассоц.

"Прошлое"

"Будущее"

Хорошее

10

17

Яркое

3

3

Веселое

5

10

Отличное

3

4

 

∑= 21

∑34

 

C = 21+34= 55

S = 55 / (93+56)

S = 55 / 149 ≈ 0,3

 

Семантически близкими считаются ассоциации, показатель которых более 0,5.

Семантическая близость ассоциаций на вербальные стимулы "прошлое", "будущее" у данной выборки мала, что опровергает нашу гипотезу.

 

Но наряду с этим существует необходимость проверки эмоционального отношения и ощущения себя в прошлом и будущем у нашей выборки испытуемых. Для этого был проведен проективный рисуночный тест "Я в прошлом и будущем". (Автор - Л. А. Венгер)

Это был третий этап практической части исследования.

Цель методики - выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия.

Инструкция: «На листе бумаги, с одной стороны нарисуй себя, когда ты был маленьким, с другой – каким ты будешь в будущем, когда вырастешь». (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами.)

Рисуночный тест показал, что в момент рисования, представляя себя в будущем, подростки ощущали вдохновение, эмоциональную теплоту. Уверенность в себе. Когда же рисовали себя в прошлом - заметны неуверенность, заниженная самооценка, тревога и негативизм. Хотя среди испытуемых встречались и те, кто рисуя себя в прошлом, изображали вполне позитивные изображения.

Для обработки результатов мы использовали следующие критерии: самоотношение, самоценность, чувство трудности в контактах с окружающими, внутреннее равновесие.

Также были также проведены и индивидуальные беседы с испытуемыми подростками для оптимально полной достоверности того, что временные представления у данной выборки носят достаточно сформированный характер, и более того - ощущение себя в прошлом и будущем протекает достаточно успешно. Представляя себя в прошлом, такие подростки в ряде случаев начинают грустить, не хотят разговаривать о прошлом, но вместе с тем - позитивно и уверенно фантазируют о собственном будущем, планируя свою дальнейшую жизнь и профессиональную деятельность.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

Наша гипотеза о том, что подростки с умственной отсталостью испытывают затруднения  в дифференцировании временных представлений, не нашла своего подтверждения, поскольку семантическая близость ассоциаций на стимулы "прошлое" и "будущее" также оказалась мала, а значит, дифференцированием прошлого и будущего наряду с четким ощущением себя в разные промежутки времени, данная выборка подростков успешно оперирует. Следовательно, можно утверждать, что подростки с умственной отсталостью, воспитывающиеся в школе-интернате VIII вида, живут и обучаются воспитателями и специалистами - педагогами в  благоприятных условиях для формирования рефлексивной деятельности и сложных мыслительных операций.

Цель научной работы достигнута, гипотеза опровергнута.

Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для разработки рекомендаций для воспитателей, родителей и педагогов, занимающихся с детьми и подростками с умственной отсталостью.

 

 



[1] Л.С. Выготский. Педагогическая психология

 

[2] Ульянов Ю.Е. Латышско-русский ассоциативный словарь, Рига, Зинантне, 1988, 12с.


Информация о работе Особенности временных представлений у подростков с умственной отсталостью