Общая
характеристика умений.
Непременными компонентами
деятельности являются
разнообразные навыки
и умения. Об их
соотношении высказываются
различные мнения.
Одни исследователи
считают, что навыки
предшествуют умениям,
другие полагают, что
умения возникают раньше
навыков. Причиной этих
расхождений является
многозначность слова
“умение”.
Умением называют
и самый элементарный
уровень выполнения
действий, и мастерство
человека в данном виде
деятельности. О первокласснике
говорят, что он умеет
читать. Взрослый тоже
умеет читать. Между
этими “умениями” лежит
многолетний путь упражнений,
совершенствовании
навыков чтения. Это,
безусловно, качественно
различные умения по
их психологической
структуре. Следует
различать элементарные
умения, идущие вслед
за знаниями и первым
опытом действий, и умения,
выражающие ту или иную
степень мастерства
в выполнении деятельности,
которая возникает после
выработки навыков.
Элементарные умения
— это действия, возникшие
на основе знаний в результате
подражания действиям
или самостоятельных
проб и ошибок в обращении
с предметом. Умение-мастерство
возникает на основе
уже выработанных навыков
и широкого круга знаний.
Рассмотрим соотношение
элементарных умений,
навыков и мастерства
на примере труда учителя.
Студент педвуза имеет
элементарное умение
работать с доской. Умение
возникло в период обучения
студента в школе и вузе,
но в его выполнении
студент целенаправленно
и постоянно не упражнялся.
Психология, педагогика,
частная методика подводят
теоретическую основу
под это умение. Так,
изучение в курсе психологии
понятий “контраст
ощущений”, “отношение
фигуры и фона”, “распределение
и концентрация внимания
”обосновывает требования,
которые предъявляются
к записям на доске.
Однако и окончив вуз,
студент может не приобрести
навыка писать на доске.
Отсутствие навыка приводит
к тому, что учитель
кидается с каждой очередной
формулой на ближайшее
свободное место доски,
беспорядочно стирает
ранее написанные выражения,
так что на доске после
урока остается каша
бессвязных символов.
Умение
вести запись на доске
доводится до уровня
навыка в первые годы
работы в школе и затем
становится элементом
мастерства учителя,
для которого характерно
видение всей записи
до того, как она осмысленно
и аккуратно выстраивается
на доске во время урока.
Элементарное умение
выполнить что-то
возникает из подражания,
из случайных знаний.
Например, пятиклассники,
впервые попавшие в
столярную или слесарную
мастерскую умеют пилить,
но у большинства из
них приемы обращения
с инструментами неправильны.
Первоочередная задача
учителя — выработать
правильные навыки применения
инструментов и в дальнейшем
трудовом обучении поднимать
выполнение деятельности
до уровня мастерства.
3.
Чем сложнее вид деятельности,
чем совершеннее машины
которыми нужно управлять,
тем меньше надежды
на успех умений, складывающихся
только в результате
наблюдения и подражания.
Общая
характеристика навыков.
Деятельность будет
выполнена квалифицированно,
если человек овладел
навыками. Навык — упрочившийся
способ выполнения действий.
Навык как компонент
деятельности человека
нельзя путать с навыком
у животных, являющимся
формой их поведения.
Навык у животных формируется
как механизм их приспособления
к среде путем проб и
ошибок.
В основе выработки
навыка у человека
лежат развернутые,
осознанные действия.
На первоначальном
этапе овладения
деятельностью действия
и движения, интегрируемые
в навыке, выступают
несвязанными. Так, при
обучении чтению членение
слов на слоги и синтез
слогов в осмысленное
слово представляют
содержание двух различных
действий. Упражняясь
в чтении, школьник вырабатывает
навык беглого чтения.
Это значит, что теперь
он не ставит перед собой
задачу разбить слово
на части и синтезировать
его. Действие превратилось
в навык считывать слова
в целом, опираясь на
отдельные буквы. Лишь
встречаясь с новым,
незнакомым словом,
навык уступает место
отдельным действиям
по анализу и синтезу
слогового состава слова.
В основе любого навыка
лежат выработка и упрочение
условно-рефлекторных
связей. Проторение
нервного пути и его
закрепление в результате
постоянного повторения
действий приводят к
точной локализации
процессов возбуждения
в определенных нервных
структурах. Дифференцировочное
торможение до предела
концентрирует процесс
возбуждения, подавляя
одни очаги и активизируя
тем самым другие. Образуются
системы условно-рефлекторных
связей с упроченными
переходами от одной
системы нервных связей
к другой.
Сложившиеся нервные
механизмы вызывают
ряд изменений в процессе
выполнения действия.
Во-первых, в результате
выработки навыка резко
уменьшается время выполнения
действия. Начинающая
машинистка печатает
гораздо медленнее,
чем опытная. По мере
совершенствования
навыка письма человек
начинает писать до
ста букв в минуту, в
то время как в начале
обучения едва успевает
написать за это же время 2
—3 коротких слова. Во-вторых,
исчезают лишние движения,
уменьшается напряжение
при выполнении действия.
Первоклассник с большой
силой сжимает ручку
при письме. На начальном
этапе формирования
этого навыка у него
отмечается значительное
напряжение мышц рук
и туловища. При выработанном
навыке письма излишнее
напряжение и дополнительные
движения исчезают.
В-третьих, отдельные
самостоятельные движения
объединяются в единое
действие. Обучая детей
письму, учитель отрабатывает
написание отдельных
элементов буквы. При
беглом письме буквы
пишутся быстро, одним
росчерком пера.
4.
В результате хорошо
отработанных двигательных
навыков повышается
производительность
труда, улучшается качество
работы и уменьшается
утомление человека.
Выработанные двигательные
навыки позволяют
перестроить структуру
деятельности. Происходит
изменение в соотношении
систем анализаторов,
контролирующих выполнение
действия. До выработки
навыков точность и
правильность предметных
действий контролируются
совместной деятельностью
зрительного и двигательного
анализаторов при ведущей
роли зрения. Когда двигательный
навык укрепляется,
потребность в зрительном
контроле за движениями
значительно уменьшается.
Вырабатываются кинестезические (ощущение
движений) механизмы,
самостоятельно контролирующие
точность движений.
Пианист-профессионал,
исполняя пьесу, не смотрит
на клавиатуру. Хорошая
машинистка печатает
“слепым” методом.
Эти факты свидетельствуют
о том, что в
процессе выработки
навыка происходит
перестройка взаимодействия
между анализаторами.
Зрительно-двигательный
контроль заменяется
двигательным. Зрительный
анализатор, а также
сознание освобождаются
для переработки других
сигналов, учет которых
необходим в процессе
деятельности.
Контроль одной
чувствующей кинестезической
системы понижает
степень уверенности
в правильном выполнении
действия, особенно
в некоторых видах деятельности.
Системой, дублирующей
контроль за движением
во время работы, становится
также тактильная чувствительность.
Практика показала,
что снабжение клавиатуры
линотипа (наборная
строкоотливная машина)
тактильно различаемыми
знаками повышает качество
набора.
Особенностью образования
навыков является
их постепенная
автоматизация. Выработанные
навыки не требуют
контроля сознания
при их выполнении. Конечно,
в первоначальный период
сознание контролирует
движение, но по мере
выработки навыка происходит
постепенное отключение
контроля сознания.
Замечено, что на стадии
хорошо отработанного
навыка сознательный
контроль за движением
может затруднить его
выполнение. Например,
человек, анализируя
каждый шаг своей походки,
теряет уверенность
в движениях.
Из сказанного
нельзя делать
вывод, что навыки
являются бессознательно
регулируемыми действиями.
Особенность навыка
— не бессознательность,
а сознательный
контроль действия
в целом. Сознание
устанавливает соответствие
действия задачам
деятельности.
Превращение действия
в навык дает
возможность высвободить
сознание для решения
более сложных
задач деятельности.
Отсюда становится
ясным исключительное
значение навыков
в творческой деятельности:
не овладев навыками
элементарных действий,
нельзя создать условия
для творческой деятельности.
Начинающий художник,
не овладевший навыками
построения перспективы,
должен думать не о том,
как нарисовать предметы,
а о том, как изобразить
их в перспективе. Школьник,
не имеющий навыка правильного
построения предложений,
вынужден думать не
о содержании сочинения,
а о
5.
грамматической
структуре предложений.
Таким образом,
в любой деятельности
овладение правильными
приемами ее использования
и выработка навыков
является предпосылкой
ее успешного выполнения.
В трудовых навыках
прослеживаются индивидуальные
особенности личности.
Несмотря на одинаковый
метод обучения, интеграция
движений и действий
в навыке своеобразна.
Она зависит от психических
свойств индивида. У
людей с различными
типами нервной деятельности
устанавливается разное
соотношение познавательной,
ориентировочной и исполнительской
стороны деятельности.
Тип нервной деятельности
позволяет одним людям
развивать в процессе
труда более точное
выполнение действия,
Другим — более быстрое.
Одинаково успешное
выполнение деятельности
обеспечивается типичными
для человека приемами
совершения действий.
Таким образом,
навыки включаются
в структуру личности.
Виды
навыков.
В любом
виде трудовой деятельности,
как и в учении, успешное
решение задач возможно
при овладении определенной
суммой навыков.
Различают четыре
вида навыков:
двигательные, мыслительные,
сенсорные навыки и
навыки поведения.
Двигательные навыки
включены в самые
различные виды деятельности.
Без выработки двигательных
навыков невозможно
воздействие на предмет
труда, управление технологическими
процессами, устная
и письменная речь, передвижение
в пространстве и т.
д.
Не меньшее значение
имеют навыки мыслительной
деятельности, выступающие
как обязательные компоненты
умственного труда.
К важнейшим из этих
навыков относятся навыки
чтения чертежей, заучивания,
построения доказательств
и т. д. Важное место
в умственной деятельности
принадлежит навыкам
распределения и концентрации
внимания, наблюдения.
Выработка
сенсорных навыков лежит
в основе развития чувствительности.
И труд, и учение, и игра
предполагают определенный
уровень развития чувствительности.
Навык слухового восприятия
складывается для родного
языка в раннем детстве
на основе подражания,
расчленение же слов
и их опознание в иностранном
языке при обучении
в школе формируются
в сознательных упражнениях.
Классический пример
сенсорных навыков
— обучение приему
на слух телеграмм,
передаваемых азбукой
Морзе. Принимая на слух
короткие и длинные
сигналы, радист учится
читать фразы без предварительной
записи. Примером сенсорно-мыслительного
6.
навыка,
вырабатываемого
в школьном обучении,
будет обучение разложению
на множители алгебраических
выражений. Упражняясь
в решении примеров,
школьник развивает
навык группировки на
основе восприятия и
воображения. Например,
он начинает видеть
общие множители, которые
можно вынести за скобки.
Навыки поведения
имеют большое
значение в формировании
особенностей личности.
Они складываются на
основе знаний о нормах
поведения и закрепляются
упражнениями. Навыки
поведения лежат в основе
привычных форм поведения.
Например, ребенка учат
сдерживать 'себя, тихо
разговаривать в транспорте,
не надоедать, показывают,
как надо здороваться
с человеком в различных
обстоятельствах жизни,
в отдельных случаях
упражняют в действиях (вставать
при входе в класс учителя).
Путем многократного
повторения у ребенка
могут формироваться.
навыки правильного
поведения.
Взаимодействие
навыков.
Когда
человек овладевает
каким-нибудь видом
деятельности, то у него
обычно вырабатывается
система навыков, причем
новые навыки накладываются
на ранее сложившиеся,
которые оказывают положительное
или отрицательное влияние
на формирование нового
навыка.
Положительное влияние
ранее выработанных
навыков на овладение
новыми называется
переносом. Перенос
отмечается во
всех видах навыков.
Давно подмечено,
что человек, научившись
писать левой рукой,
без длительных упражнений
может писать и правой.
Эта особенность моторных
навыков используется
при обучении хирургов,
когда студента учат
выполнять операцию
одной левой рукой, и
он научается успешно
выполнять действия
обеими руками. Так же
можно научить рисовать
симметричные фигуры
одновременно двумя
руками. Упражнения
в различении силы звука
улучшают способность
к различению оттенков
серого цвета. Усвоить
второй иностранный
язык легче, если сложились
навыки работы над одним
языком. В школьном обучении
постоянно можно наблюдать
перенос навыка решения
задач из математики
в физику, химию и наоборот.
Навык анализа литературного
текста переносится
на другие учебные тексты,
Отрицательное
влияние выработанных
навыков на овладение
новыми или отрицательное
влияние формируемых
навыков на уже имеющиеся
навыки называется интерференцией.
Интерференция — такое
же всеобщее явление
при выработке навыков,
как и перенос.
Исследования Б.
Ф. Ломова показали,
что при обучении
чертежному шрифту
учащиеся заменяли
некоторые буквы этого
шрифта печатными и
письменными. В этих
фактах проявляется
интерференция навыков
чтения и письма обычного
шрифта на навык начертания
букв стандартным чертежным
шрифтом.
Интересна интерференция
в сенсомоторном
навыке чтения чисел
на русском и немецком
языках. Одно и то же
число, например 32, читается,
а очевидно, и
7.
воспринимается
различно. По-русски
это тридцать два (30+2) ,
по-немецки dreibig (2+30).
При обучении счету
на немецком языке
можно наблюдать
у школьников неправильное
считывание чисел по-русски
на уроках математики.
Вместо 32 они считывают 23,
переставляя цифры в
числе.
Навык беглого
чтения мешает
учителю русского
языка видеть ошибки
в словах. Усвоенный
навык решения задач
одного типа первоначально
тормозит решение задач
другого типа.
Явление интерференции
навыков связано
с иррадиацией
возбуждения по коре
мозга, а ее исчезновение
— с выработкой точного
и стойкого дифференцировочного
торможения в нервной
системе.
Зная, что при выработке
новых навыков происходит
их перенос или интерференция,
преподаватель использует
перенос, чтобы облегчить
выработку приемов действий,
и предупреждает интерференцию,
точно отграничивая
один способ действия
от другого. Учителя
часто говорят школьникам:
“А теперь решите самостоятельно
следующую задачу. Она
решается так же, как
только что разобранная”.
Так учащиеся упражняются
в сознательном переносе
навыка. Предупреждая
интерференцию, учитель,
например, обращает
внимание школьников
на то, что данную задачу
нельзя решить стандартно.
Общая
характеристика привычек.
По механизму
образования с навыками
тесно связаны привычки.
Привычка — потребность
совершать действия.
Например, ребенок овладел
некоторыми гигиеническими
навыками: он умеет мыть
руки, чистить зубы.
Однако этого мало. Важно,
чтобы у ребенка выработалась
привычка всегда мыть
руки перед едой, перед
сном, после прогулки.
Привычка побуждает
человека поступать
определенным образом.
Вот почему привычки
имеют исключительное
значение в воспитании
положительных качеств
личности. А. С. Макаренко
отмечал, что необходимо
воспитывать правильные
привычки поведения.
Когда выработана привычка,
мы поступаем так потому,
что иначе не можем,
потому, что так привыкли.
Макаренко замечает,
что воспитать привычки
поведения гораздо труднее,
чем воспитывать сознание
того, как нужно себя
вести.
Если
навык, как правило,
формируется путем сознательных
упражнений, то привычка
может образоваться
и без особых усилий
со стороны человека.
Строгий распорядок
дня, пример окружающих,
многократное повторение
одних и тех же действий
приводят к тому, что
незаметно для самого
себя у человека появляются
положительные или отрицательные
привычки.
Навык позволяет
мастерски совершать
действие, но он не стимулирует
выполнение самого действия.
Привычки же, в отличие
от навыков, требуют
осуществления действий.
Поэтому в поведении
они или полезны, или
вредны. Вот почему привычки
входят в моральный
фонд личности.
Привычки возникают
у ребенка в процессе
оперирования с предметами,
в результате расширения
круга общения с людьми.
Важно, чтобы у ребенка
сразу
8. |