Отличие психики животного от сознания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:34, реферат

Описание

Цель моей работы по теме “Отличие психики животного от сознания человека” провести сравнение психики животного и сознания человека, найти чем они схожи, и что их отличает.

Моя задача – дать представление о том, какие периоды развития прошла психика животных, для того что бы превратиться в сознание человека.

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 основных вопроса. Первый – раскрывает проблему развития психики животных. Во втором:

– рассматривается иная форма психики, обладающая более совершенными чертами

– человеческое сознание.

Содержание

Введение



1. Развитие психики в животном мире



2. Сознание человека



3. Главные черты отличия психики животных от сознания человека



4. Заключение


5. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

отличие психики животного от сознания человека.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 Введение 
 

1. Развитие психики в животном мире 
 

2. Сознание человека 
 

3. Главные черты отличия психики животных от сознания человека 
 

4. Заключение 

5. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение. 

   Цель моей работы по теме “Отличие психики животного от сознания человека” провести сравнение психики животного и сознания человека, найти чем они схожи,  и что их отличает.

   Моя задача – дать представление о  том,  какие  периоды  развития прошла психика животных, для того что бы превратиться в сознание человека.

   Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2  основных вопроса. Первый – раскрывает проблему развития психики животных.  Во  втором:

– рассматривается  иная форма психики, обладающая более  совершенными  чертами

– человеческое сознание.

   Мной были использованы такие источники – “Хрестоматия по зоопсихологии  и сравнительной психологии”, “Хрестоматия по психологии” и другие.  Эти  книги помогли мне раскрыть эту тему. Авторы этих книг очень интересно  и  доступно рассказывают о зарождении психики, приводятся  многочисленные  эксперименты, доказывающие различия психики животных от человеческого сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Развитие психики в животном мире. 

   Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания  имеет  свой особый  предмет.  Предметом   науки   психологии   являются   закономерности возникновения, развития и  проявления  психики.  Еще  в  глубокой  древности человек обратил внимание  на  то,  что  существуют  явления  вещественные  – окружающая природа, люди, различные  предметы.  И  невещественные  –  образы людей и предметов, воспоминания о них,  переживания,  таинственные,  подчас, трудно объяснимые. Не  имея  возможности  правильно  понять  эти  загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать  их существующими самостоятельно,  независимо  от  окружающего  реального  мира.

   Именно так возникли представления о душе и о теле, о материи  и  о  психике, как самостоятельных началах.

  Психика -  от  греческого  душевный,  –  свойство   высокоорганизованной

материи, являющейся  особой  формой  отражения  действительности,  результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей  средой.  Психическая деятельность  организма  осуществляется  посредством  множества  специальных телесных  устройств.  Одни  из  них  воспринимают  воздействия,   другие   – преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют  его,  третьи – придают поведению  энергию  и  стремительность,  четвертые  –  приводят  в движение мышцы и  т.д.  Вся  эта  сложнейшая  работа  обеспечивает  активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

  На протяжении длительной  эволюции  органического  мира  –  от  амебы  до человека  –  физиологические  механизмы  поведения непрерывно  усложнялись, дифференцировались,  становясь  благодаря  этому   все   более   гибкими   и оперативными.

  До  половины прошлого столетия большинство  даже ученых людей считало,  что животный мир существует сам по себе, а человечество – само  по  себе.  Людям казалось оскорбительной простая мысль о том, что человек  и  1животные  едины по своему происхождению. Только  великий  Дарвин  доказал  эту  истину,  тем самым совершив переворот в человеческих умах.

  Если  окунуться в предысторию человеческого сознания, то  мы  увидим,  что это  длительный  и  сложный  процесс  развития  психики  животных.   Психика является продуктом длительного и  сложного  процесса  развития  органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой, для них характерна более элементарная форма отражения –  раздражимость  –  это  свойство  живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения  на  внешнее воздействие. Сила и характер ответных реакций  зависят  не  только  от  того насколько сильно внешнее воздействие, но и от внутреннего  состояния  живого существа  (эксперименты  ученых  показали,  что  сытая  амеба  на  пищу   не реагирует). Тогда  как  психическое  отражение  представляет  собой  реакцию живого существа не только на биологически значимые  раздражители,  но  и на такие,  которые  выполняют  функцию  сигнала,   как   бы   предупреждают   о биологически значимом воздействии (насекомые, ориентируясь на  звук,  запах, цвет, находят пищу или избегают опасности).

  Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы. Впервые она появляется у кишечно-полостных (гидра,  медуза) –  у  них  наблюдаются  недифференцированные  реакции  всего  организма   на различные раздражители, так как  у них нет управляющего  центра,  который появляется на следующем этапе развития нервной системы,  которая  называется ганглиозной (у червей). У  них  организм  действует  как  единое  целое,  но головной узел устроен сложнее, чем все остальные,  поэтому  реагирует  более дифференцированно на внешние раздражители.

  В  дальнейшем, с переходом животных  к наземному образу жизни и  с развитием коры головного мозга возникает  психическое  отражение  животными  целостных  вещей, возникает перцептивная психика.

  Еще большее усложнение условий существования, которое привело к  развитию еще  более  совершенных  органов  восприятия  и  действия,   и   еще   более совершенного мозга, создает у животных возможность  чувственного  восприятия вещей в виде предметных ситуаций.

  Развитие  жизни приводит к возникновению  у  них  органов  чувств,  органов действия и нервной системы, функцией которых является  отражение  окружающей их действительности.

  Отвечая   изменению  условий  существования,  изменяется  и   деятельность животных.  Первое  отличие  всякой  деятельности  животных  от  деятельности человека  состоит  в  том,  что  у  животных  она   является   деятельностью инстинктивно-биологической,   то   есть   деятельность    животного    может осуществляться только в том случае, если для него это  жизненно  необходимо, если при помощи  этой  деятельности  будет  происходить  удовлетворение  его биологических  потребностей.  Например,  если  в  сознании  человека  фигура треугольника характеризуется объективно – количеством углов, сторон и т.  д. , то для животного она будет характеризоваться и отражаться  неотделимо  от соответствующего биологического его отношения. Поэтому, если у животного  не существует к данной вещи, предмету  инстинктивного  отношения,  то  она  для животного как бы не существует. Когда человек вступает в отношение  к  вещи, то он отличает объективный предмет своего  отношения,  а  с  другой  –  свое отношение к нему. Такого разделения у животного не существует.  «Животное  – не относится ни к чему и вообще не “относится»…” – говорил К. Маркс.

  Еще  одной чертой отличия психики  животного от психики человека   является показатель отношения животного к себе подобным. Животное  относится  к  себе подобным также как и  к  другим  внешним  предметам  и  объектам,  они  тоже принадлежат к кругу  инстинктивных  биологических  отношений.  Это  стоит  в связи с тем фактом, что у  животных  не  существует  общества.  У  некоторых животных (муравьи, пчелы и  др.)  можно  наблюдать  деятельность  нескольких животных,  но  мы  никогда  не  наблюдаем  у  них  совместной  деятельности.

   Исследователи провели такой эксперимент: сразу перед несколькими  обезьянами поставили задачу – требовалось положить ящик  на  ящик,  для  того,  что  бы влезть на них и этим способом достать  высоко  подвешенный  банан.  Животные действовали, не считаясь с другими. При таком совместном  действии  возникла борьба за ящики, драки между животными,  но  постройка  так  и  осталась  не возведенной. Хотя в отдельности каждая обезьяна может ставить ящик  на  ящик и взбираться по ним вверх. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Сознание человека. 

  Совсем  иную форму психики, характеризующуюся   совершенно другими чертами, представляет собой психика человека – человеческое сознание.

  Психика  как отражение действительности в мозгу  человека  характеризуется разными уровнями. Высший уровень  психики,  свойственный  человеку  образует сознание.

  Сознание  – высшая ступень развития  психики, свойственная только  человеку, которая возникла в процессе общественной  трудовой  деятельности  людей  при постоянном общении их между собой с помощью языка.

  Какова   же   структура   сознания,   его    важнейшие    психологические

характеристики?

  Первая  его характеристика дана уже  в самом  его  наименовании:  сознание.

  Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем  нас мире. К. Маркс писал: “Способ,  каким  существует  сознание  и  каким  нечто существует для него, это - знание”. В структуру сознания,  таким образом, входят  важнейшие  познавательные  процессы,  с  помощью   которых   человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть  отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений  и восприятий   при   непосредственном   отражении   воздействующих   на   мозг раздражителей в сознании складывается чувственная  картина  мира,  каким  он представляется человеку в данный момент.

  Память  позволяет возобновить в сознании  образы  прошлого,  воображение  - строить  образные  модели  того,  что  является объектом  потребностей,  но отсутствует в настоящее время. Мышление  обеспечивает  решение  задач  путем использования обобщенных знаний. Нарушен2ие, расстройство, не  говоря  уже  о полном распаде любого из  указанных  психических  познавательных  процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

       Вторая  характеристика  сознания  -  закрепленное  в  нем   отчетливое

различение  субъекта и объекта, т. е. того, что  принадлежит  “я”  человека  и

его ”не - я”. Человек, впервые в истории  органического мира выделившийся  из него и противопоставивший себя окружающему,  продолжает  сохранять  в  своем сознании это противопоставление и  различие.  Он  единственный  среди  живых существ способен  осуществлять  самопознание,  т.  е.  обратить  психическую деятельность на исследование самого себя.  Человек  производит  сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “я” от ”не -  я” -  путь,  который проходит  каждый  человек в детстве,  осуществляется  в процессе формирования самосознания человека.

  Третья  характеристика сознания - обеспечение  целеполагающей  деятельности человека. В функции сознания входит  формирование  целей  деятельности,  при этом складываются и взвешиваются ее  мотивы,  принимаются  волевые  решения, учитывается  ход  выполнения  действий  и  вносятся   в   него   необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что  “человек  не  только  изменяет форму того, что  дано  природой;   он  осуществляет  вместе  с  тем и свою сознательную цель, которая  как  закон  определяет  способ  и  характер  его действий и которой он должен  подчинять свою  волю”.  Всякое  нарушение в результате болезни или по каким-то иным  причинам  возможности  осуществлять целеполагающую    деятельность,    ее    координацию    и     направленность рассматривается как нарушение сознания.

  Наконец,  четвертая характеристика  сознания  –  включение  в  его   состав определенного отношения. “Мое отношение к моей среде есть мое  сознание”, – писал К. Маркс.  В  сознание  человека  неизбежно  входит  мир  чувств,  где находят  отражение  сложные  объективные   и   прежде   всего   общественные отношения, в которые включен человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Главные черты отличия психики животных от сознания человека. 

   История развития человека – качественно новая ступень, которая коренным образом  отличается  от   предшествующего   пути биологического развития животных.

   В настоящее время  можно  считать  установленным,  что  род  человеческий зародился  в  восточной  Африке.  В  результате  геологического   катаклизма восточная часть этой области, представлявшая собой лесистое  высокое плато, опустилась. Это событие разделило наших предков на две группы.

Информация о работе Отличие психики животного от сознания человека