Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 20:44, доклад
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным
его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является
важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае
образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает
то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во
втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании
усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.
Многие
исследователи разделяют
осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с
преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении
наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас и процессе
обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с
друзьями.
Запоминание
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения
воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято
выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и
преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной
цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это
простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след
от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет
жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и
потребностями, с целями и задачами его деятельности.
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или
преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед
собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания.
Растройство
памяти.
Память — одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные
нарушения весьма распространены. Индивидуальные параметры человеческой памяти
отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память»
достаточно расплывчато. Например, ваши воспоминания вдруг становятся живее и
резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся самые мелкие подробности, вы и не подозревали, что все это «помните». В этом случае говорят о
гиперфункции памяти, которая связана обычно с сильным возбуждением,
лихорадочным волнением, приемом некоторых наркотиков или гипнотическим
воздействием.
Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают
тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих
случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем свои
крайне неприятные или позорные поступки.
Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, частичная утрата
способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним
проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной
репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент
материала.
Вывод
Итак, подводя итоги, хочется сказать, что память — это сложный психический процесс, состоящий из
нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима
человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии
использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед
психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением
процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы
физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому
запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить
объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на
которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы,
каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени,
каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом
(латентном)
состоянии и как эти изменения
влияют на протекание
процессов человека.