Память её виды и способы улучшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:24, контрольная работа

Описание

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания, стремился к развитию, прогрессу, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Иными словами, память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по психологии №1.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО Дальневосточный  институт международного бизнеса.

 

 

 

Дисциплина: «Психология и педагогика»

 

Тема: «Память»

 

 

Выполнила: Махнакова Анастасия  Александровна

№08-ФК-18

Проверил: Воробьева И.А. к.п.н., доцент                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2009

План

1. Введение………………………………………………………………………2

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Наш психический  мир многообразен и разносторонен.  Благодаря высокому уровню развития  нашей психики мы многое можем  и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания, стремился  к  развитию, прогрессу, а память – это абсолютно  необходимое  условие для научения и приобретения знаний. Иными словами, память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.

 Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. И дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Если представить себе, что человек лишается памяти, то это означает, что он теряет и свою личность. Человек не знает, кто он такой, где находится, какое сегодня число. Он не может говорить, читать, писать, пользоваться обычными вещами.

Без  памяти  невозможно накопление  и сохранение опыта  человека,  его  нормальное  функционирование  в  обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно  для  таких  областей  как педагогика, воспитание.

Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал:

 «Без памяти мы  были бы существами на мгновение.  Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом» (Р.С.Немов, Общие основы психологии, книга 1, «Просвещение», Москва, 1994, стр. 184)

Стремиться понять то, как функционирует человек необходимо, и  особенно

для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален,  но  возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с  человеком. Ведь чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее  можно  послужить  и помочь ему.

  Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлым состоянием психики, настоящим и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности.

          Все, что человек видит, слышит, каждое его переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков, память для человека – основа всего сознания.

          В данной работе будет дано определение того, что такое память,   будет

сделан обзор видов и типов памяти, закономерности, психология мнестической деятельности основных свойств, исследование и упражнение памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее понятие об памяти.

 

          Создание адекватного образа окружающего мира представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие познавательные процессы различной сложности. Каждый из этих процессов придает образу свои специфические качества.

Процессы восприятия и ощущения дают нам представление  о мире как о пространстве, заполненном  отдельными предметами, имеющими форму, объем и определенную фактуру. Ощущения придают этим объектам качественные особенности, такие как цвет, вкус, запах, тяжесть и др. Процессы категоризации уже на уровне восприятия дают нам возможность в считанные доли секунды понять, с предметами, какого рода мы сталкиваемся, и отреагировать соответствующим образом. Мышление, обобщая воспринятое, разворачивает панораму нашего жизненного пространства, расширяя его далеко за пределы видимого и переживаемого в данный момент, оно позволяет «видеть» скрытые свойства предметов, понимать суть наблюдаемых событий и таким образом предвидеть их наступление.

Все это было бы невозможно, если бы живые существа не обладали способностью к сохранению: намерений, воспринимаемых впечатлений, результатов  их переработки, а также программ действия. Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память.     Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

 Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память – это фундамент, который соединяет все элементы в единую, полную жизни картину.

Психология, имея свой предмет  и объект, наделенный памятью, изучает  специфические особенности памяти, т.е. те ее механизмы, формы и виды, которыми обладает человек.

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

       Принято  считает,  что  физиологическая  основа  памяти  лежит  так

называемых последовательных  временных  в связях,  которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти,  это:

длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность,

готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память. Краткая характеристика:

1. Объем -  способность  одновременно сохранять значительный  объем

   информации. Средний  объем памяти  - 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания  - отличается у разных людей. Скорость запоминания

   можно увеличить  с помощью специального упражнения памяти.

3. Точность -  точность  проявляется в припоминании фактов  и событий, с

   которыми сталкивался  человек, а также в припоминании  содержания

   информации. Эта черта очень важна в обучении

4. Длительность – способность  в течении долгого времени  сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению  -  способность быстро воспроизводить  в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

        Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Человек использует  для  запоминания  и  хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты  и т.д.), тем самым тренирует свою память.   Человек   неограничен   только   органическими   возможностями    в использовании памяти, и перед памятью  человека  открываются  фантастические возможности. Память охватывает все впечатления об окружающем мире,  которые возникают  у человека.

      Можно выделить несколько уровней средств хранения информации – физический, биологический, физиологический и психологический.

На физическом уровне информация сохраняется за счет структурных  преобразований, осуществляемых с физическими  телами – это «внешняя» память человека (узелки на память, записная книжка и т.д.).

На биологическом уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК и др.

На физиологическом  уровне информация хранится и преобразуется  на основе динамичных физиологических  процессов, которые отличаются от биологических своим функциональным характером, т.е. включенностью в текущие информационные процессы и относительной кратковременностью.

На собственно психологическом  уровне происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости и значения для субъекта тех происходящих на предыдущих уровнях изменений, которые ему доступны.

Соответственно этим уровням рассматриваются и механизмы, принимающие участие в процессах памяти человека, из которых, по сути дела, только два входят в компетенцию психологии – физический и собственно психологический.   В истории психологии уже с давних пор предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные в последствии принципами ассоциации, получили широкое распространение в психологии. Эти принципы таковы:

     Ассоциация по смежности. Образы, восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную окраску.

     Ассоциация  по сходству. Образы восприятия  или определенные представления  вызывают в нашем сознании  представления, сходные с ними  по каким- либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом.

     Ассоциация  по контрасту. Образы восприятия  или определенные представления  вызывают в нашем сознании  представления в каком-нибудь  отношении противоположные им, контрастирующие  с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.

     Существование ассоциаций  связано с тем, что предметы  и явления действительно запечатлеваются  и воспроизводятся не изолированно  друг от друга, а в связи  друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обуславливается объективными связями предметов и явлений.

     Под их воздействием  возникают временные связи в  коре мозга, служащие физиологической  основой запоминания и воспроизведения.    

      Еще  один важный факт:  Память о  чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше , чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень  сложный механизм, память состоит из  целого  ряда  специальных  факторов  памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды и типы памяти.

 

У памяти есть процессы, которые функционируют и выполняют функцию, как запоминание, хранение и забывание и воспроизведение. В этом случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Запоминание. Процесс запоминания – это активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия. Процесс запоминания начинается в кратковременной памяти (КВП) и завершается в долговременной памяти (ДВП). При этом происходит следующая последовательность действий.

В КВП из сенсорной  памяти попадает только тот материал, который опознан путем сличения актуального сенсорного образа с  эталонами, хранящимися в долговременной памяти. После того как зрительный или акустический образ попал в КВП, он переводится на язык звуковой речи и существует в ней дальше в основном именно в такой форме. В процессе этого преобразования происходит классификация материала на основе смысловых признаков для отправки его в соответствующий отдел долговременной памяти. В действительности этот процесс еще более сложный и представляет собой установление смысловых связей между полученным материалом и семантически родственными обобщениями, хранящимися в ДВП. При этом происходит преобразование не только наличного материала, но и структур ДВП. Как только эти связи установлены и закреплены, материал остается в ДВП «для вечного хранения».

Хранение и забывание. Хранение означает наличие информации в ДВП (в данном случае речь будет идти о ней), что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание – неоднородный процесс, он может принимать самые разнообразные формы. Человек, например, не может вспомнить то, что происходило с ним в раннем детстве, потому что до овладения речью он не мог передать на хранение в символической форме то, что воспринял в форме образной. Забывание может означать также то, что человек «забывает» сделать что-то из намеченного ранее, например что-то купить в магазине. Забывание может быть связано также с физической черепно-мозговой травмой, а может быть обязано своим возникновением, так называемому вытеснению – непроизвольному забыванию событий, вызывающих душевную боль. В связи с этим под забыванием в психологии называется все то, что происходит, когда материал, который был когда-то запомнен, и который затем нужно отыскать, не удается извлечь из памяти.

Информация о работе Память её виды и способы улучшения