Память и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы без будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………стр.3
2. Теории и законы памяти…………………………………………………….5
3. Виды памяти и их особенности………………………………………….11
4. Индивидуальные различия памяти у людей……………………………18
5. Формирование и развитие памяти……………………………………….19
6. Заключение………………………………………………………………...21
6. Использованная литература……………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

курсовая по общей психологии.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

Существенный вклад в  понимание филогенетического развития памяти внес П. П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффетивная, образная и логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развитии человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим.

 В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в

определенной  последовательности. Позже других складывается и начинает

работать логическая память, или, как её иногда называл  П. П. Блонский,

“память – рассказ”. Она имеется уже у ребенка 3 – 4 летнего возраста в

сравнительно  элементарных формах, но достигает нормального уровня развития

лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование  и дальнейшееулучшение связаны  с обучением человека основам  наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом  жизни, и считается, что

этот вид  памяти достигает своей высшей точки  только к юношескому возрасту.

Ранее других, около 6  месяцев от роду, начинает проявлять  себя аффективная

память, а самая  первая по времени – это моторная, или двигательная память. В

генетическом  плане она предшествует всем остальным. Так считал П. П. Блонский. Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том,  что, по – видимому раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае, окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. У многих знаменитых людей память была феноменальной.

Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он еще мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, ктостоек, кто пьяница, кто сообразителен. Академик А.Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую»  с 30-40 партнерами одновременно.

Феноменальной памятью обладал брат А. С. Пушкина — Лев Сергеевич. Его память сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы поэмы «Евгений Онегин». А. С. Пушкин потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, где собирался отдать ее в печать, а черновик главы был уничтожен. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся.  Вскоре он получил в ответ полный текст потерянной главы с  точностью до запятой: его брат один раз слышал ее и один раз читал.

Уроженец США Эйра Колбери  в 1814 году давал представление в  Лондоне. В 10 лет он мог мгновенно возводить не очень большие числа в 16-ю степень и извлекать корни. Однако по мере эго как он взрослел и получал образование, эти  его способности снижались и установились на уровне чуть выше нормального. В другом случае Жак Иноди, родившийся в 1877 году  и до 20 лет остававшийся неграмотным, с 7 лет давал публичные представления, извлекая корни 3-й и 5-й степеней из 21-значных чисел. Отличался он тем, что не видел ответы, а слышал их. Он писал: «Я слышу цифры, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Чтение мне не помогает, я не вижу цифр, написание не способствует запоминанию». Необыкновенной памятью обладал Диаманди. Он был эйдетиком и видел цифры написанными, в отличие от Иноди, который их слышал. Диаманди мог повторить около 40 чисел после однократного прочтения вслух и около 300, которые встречались в различных задачах в течение 3-часового сеанса. Из современных счетчиков можно упомянуть сотрудника Европейского центра атомных исследований Уильяма Клайна. Он помнит таблицу умножения до 100000, квадраты чисел до 150 и все простые числа до 10000. Он неоднократно присутствовал при испытании компьютеров британских фирм. Однажды машине дали задание извлечь корень квадратный из числа 555555555555. Пока программист вводил задание, Клайн сказал: «745356». Позднее  машина дала ответ: 745355,9924. Была публикация о сирийце Хане Кузе, который умеет перемножать 20-значные числа. Жительница Индии Шакутани Дэви соревновалась с компьютером в извлечении корней из чисел. Она мгновенно извлекала корни 6-й степени из 9-значных чисел, что, однако, не свидетельствовало о ее общем уровне интеллекта: она дважды провалилась на промежуточном экзамене на степень бакалавра. Несколько лет назад во Франции, в городе Лилле, в присутствии   авторитетного жюри преподаватель математики Морис Дабер   соревновался с компьютером. Он заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7 арифметических задач раньше,   чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а компьютер 7 задач — за 5 минут 18 секунд. Наш современник —   феноменальный счетчик Чикашвили легко вычисляет, например,   сколько слов и букв произнесено за определенный промежуток   времени. Был поставлен контрольный эксперимент, когда диктор     комментировал футбольный матч. Требовалось подсчитать число     слов и букв, произнесенных им. Ответ последовал, как только    диктор закончил: 17427 букв, 1835 слов, а на проверку по магнитофонной записи ушло несколько часов. Ответ был    правильный. Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100. Однако для нас интереснее, как он представлял себе    объекты, с которыми он оперировал. Как рассказывал Биркгофф, Эйлер представлял себе действительное число наглядно, то как бесконечную десятичную дробь, то как точку на прямой с нанесенной на ней шкалой. Не давал он и общего определения   слову «функция». Он просто наглядно представлял себе различные задания функции: формулами, графиками, таблицами приближенных численных значений и последовательностью коэффициентов   степенного ряда, и особыми геометрическими и физическими условиями, которым можно дать лишь бледные парафразы в символической логике. Мы затронули очень любопытную и мало изученную проблему свойств той формы долговременной памяти, к которой, как   правило, нет произвольного доступа. У нас создается   впечатление, что известные случаи феноменальной памяти и уникальных счетных, способностей связаны как раз с осуществлением доступа к этому типу памяти. Гипотеза основана отчасти на сходстве некоторых характеристик указанной памяти и особенностей запоминания а удержания информации у людей с феноменальными способностями. В чем это сходство?

Информация  восстанавливается после продолжительного хранения  (десятилетия) в том же виде и с теми же подробностями, как в тот день, когда она была воспринята. Это свидетельствует об   отсутствии в такой памяти процессов преобразования и обобщения. Неподверженность следов трансформации при хранении, видимо, связана и с неспособностью к забыванию. Ярко выраженная синестезия у лиц с феноменальной памятью позволяет допустить существование у них и морфологических особенностей структуры памяти. Возникает вопрос, как же использует эту особую форму памяти подавляющее большинство людей, не обладающее описанными феноменальными способностями? Пока определенного ответа нет, можно лишь предположить, что долговременная память без произвольного доступа служит базой нашей интуиции.

Список  использованной литературы:

1.     А.Р. Лурия,  Лекции по общей психологии . СПб, Питер, 2006 г.

2.     А.Г. Маклаков, Общая психология. СПб, Питер 2008 г.

3.     Р.С. Немов , Психология. СПб, Питер 2009 г.

4.     С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии: СПб, Питер 2009 г.

6.     Блонский П. П. Память и мышление. 1979 г.

7.     http://www.elitarium.ru/index.php?pid=46&id=1102


Информация о работе Память и ее виды