Память и возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:23, реферат

Описание

Несомненно в процессе развития и роста человека память проходит сложный путь развития. Особый интерес представляет развитие этой функции в раннем детском возрасте, когда ребенок вынужден запоминать огромное количество событий и впечатление с которыми он сталкивается. В первые годы жизни дети усваивают много необходимых навыков, обучаются ходьбе и другим сложным двигательным актам, а также приобретают большой запас разговорной речи.

Работа состоит из  1 файл

память и возраст.doc

— 32.50 Кб (Скачать документ)
    1. Память  и возраст
 

     Несомненно  в процессе развития и роста человека память проходит сложный путь развития. Особый интерес представляет развитие этой функции в раннем детском  возрасте, когда ребенок вынужден запоминать огромное количество событий  и впечатление с которыми он сталкивается. В первые годы жизни дети усваивают много необходимых навыков, обучаются ходьбе и другим сложным двигательным актам, а также приобретают большой запас разговорной речи.

     Из  разнообразных проявлений памяти, первым бесспорно, развивается узнавание, связанное с повторным восприятием впечатлений, Ребенок узнает неоднократно воспринимаемые вещи, лица, обстановку. Дальнейшее развитие этой особенности идет по двум направлениям. Во-первых узнавание сталкивается возможным через больший интервал после восприятия. Во-вторых постепенно расширяется круг предметов, которые ребенок запоминает.

     Со  второго года у детей наблюдается  не только способность к узнаванию, но и возможность воспроизведения  без повторного предъявления знакомого  предмета либо его названия. Память ребенка быстро развивается и пополняется. Взрослые обучают ребенка выполнять необходимые действия: одеваться и раздеваться, мыть руки и т.д. Это требует запоминания. Дошкольник может играть в довольно сложные игры, запоминая и выполняя все требования игры. У детей к этому времени имеется много воспоминаний и прежде всего образных представлений, которыми они могут оперировать. В этом возрасте ребенок способен наблюдать и удерживать в памяти окружающую обстановку. Заучивание в дошкольном возрасте происходит главным образом механически. Это обусловлено как недостаточной еще способностью осмысления материала, так и малым количеством знаний, а отсюда – меньшей возможностью использования ассоциации, и недостаточным опытом и знакомством с приемами запоминания. В раннем возрасте дети обычно не ставят перед собой цель запомнить, усвоенное носит преимущественно непроизвольный характер.

     Значительные  изменения в развитии памяти ребенка  носит поступление в школу. К  числу таких изменений относится  прежде всего увеличение скорости заучивания и рост объема памяти, т.е. количество предметов, которые нужно запомнить после однократного восприятия. Объем памяти у старших детей увеличивается. Одной из главных перемен является переход от непроизвольного запоминания ко все более произвольному запоминанию и припоминанию. Занятия которые производятся с детьми заставляют запоминать целенаправленно. К концу дошкольного возраста ребенок уже в определенной степени подготовлен к произвольному запоминанию. Школьное обучение требует именно этого вида памяти и в свою очередь в дальнейшем развивает его.

     Обучение  требует сознательного воспоминания. В первую очередь образуются связи  чисто словесные. Постепенно развивается  логическая смысловая память, которая  доминирует в старшем школьном возрасте.

     Однако  еще в возрасте 13-14 лет и даже в более позднем возрасте качество воспроизведения хуже, чем у взрослых. Известно, что при диктовке длинных  фраз дети не в состоянии запомнить  материал без повторения. Эксперименты с заучиванием элементарного материала показывают, что способность к заучиванию у детей всех возрастов меньше, чем у взрослых. Обычно детям требуется больше повторений и следовательно, больше времени для безошибочного воспроизведения. Однако дети дальше удерживают в памяти более медленное заученное, т.е. у них при более слабой способности к запоминанию прочность заученного выше.

     По  имеющимся данным, зрительная память лучше развита у девочек, чем  у мальчиков. Отмечается также разница в темпе развития памяти у тех и у других в различные возрастные периоды: до 10 лет мальчики впереди девочек, между 11 и 14 годами развитие памяти у девочек идет лучше. Начиная с 14 лет мальчики догоняют девочек и часто обгоняют их. Однако нельзя это считать правилом, так как наблюдается много исключений.

     Трудно  решается вопрос о возрасте, когда  функция памяти достигает расцвета. Психологи высказывают по этому  вопросу различные мнения. Одни полагают, что максимум относится к началу половой зрелости, другие констатируют, что прогрессирование способности запоминания затягивается до 25 лет. Как показывают исследования русского психиатра С.С. Корсакова, память с возрастом улучшается до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40-45 лет, после чего постепенно угасает. Господствует мнение о максимальном развитии памяти до 25-летнего возраста. Дальше следует период стабилизации, на продолжительность которого так же нет единого взгляда. Исследователи считают, что максимальное развитие всех умственных способностей наблюдается у человека в возрасте до 50 лет, поэтому и память в этом периоде отличается большей восприимчивостью.

     Наиболее  полное развитие памяти совпадает с  самым активным и творческим периодом в жизни человека, когда имеется  значительный запас знаний, который создает  больше возможности для различного рода ассоциаций, прежде всего логически-смысловых. Имеет значение активное участие человека в жизни, сложившиеся интересы к определенному роду деятельности, области знания, искусству, музыка, к вполне осознанным задачам. Все это поддерживает эмоциональное напряжение, которое несомненно, является благоприятной базой для наиболее полного проявления функций памяти у взрослого человека.

     В преклонном возрасте отмечается ослабление с памятью. Старческая особенность памяти – забывание текущих событий. Чаще всего этим дело и ограничивается. Лишь в отдельных случаях на фоне грубых изменений в сосудах мозга теряются трудовые навыки, не воспринимается новое, затем теряется эмоциональная память и, наконец память привычек.

     В старческом возрасте изменяется структура  памяти: раньше увядает механический компонент слабеет непосредственное воспроизведение, фиксация текущего опыта  и чувственная память. Таким образом, функции, возникшие раньше, первыми  и ухудшаются. Удержанию материала в памяти способствует главным образом смысловые связи, а не механический компонент.

     В старческом возрасте люди обычно отходят  от активной деятельности, что влечет за собой сужение круга интересов  и разрыв многих жизненных связей. Этот возраст характеризуется снижением эмоциональности, уровня бодрствования и внимания, что, несомненно, неблагоприятно сказывается на функции памяти.

     В старческом возрасте отмечается еще  одни неблагоприятный фактор морфологического характера – уменьшение числа нейронов. Подсчитано, что головной мозг человека после 35-40 лет ежедневно теряет сто тысяч нейронов. Уменьшается нейронная база памяти, хотя указанная потеря и не существенна для мозга, содержащего миллиарды клеток.

     Однако  в зависимости памяти от возраста имеется много исключений, особенно в пожилом возрасте. Нередко прекрасная память сохраняется до глубокой старости, и ослабление ее в преклонном возрасте совершенно необязательно.

Информация о работе Память и возраст