Патопсихологический синдром детской шизофрении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:40, реферат

Описание

Это заявление, сделанное молодой девушкой, страдающей шизофренией, свидетельствует о серьезности данного заболевания. Шизофрения - это расстройство мозга, проявляющееся в нарушении психических функций и поведения (D. A. Lewis & Lieberman, 2000). Шизофрения характеризуется тяжелыми психотическими симптомами, такими как разнообразные формы бреда (ложные убеждения), галлюцинации (ложное восприятие), расстройства мышления, чрезвычайно дезорганизованное поведение, кататония (моторные дисфункции: от перевозбуждения до полной неподвижности), крайне неадекватные или бедные эмоциональные реакции (flat affect), а также значительные ухудшения или нарушения социального функционирования.

Содержание

Содержание
Введение 3
Признаки. Симптоматика 5
Психотические симптомы 8
Типы психозов 14
Итог 24
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

патопсихологический синдром шизофрении.docx

— 46.91 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Специальность: Клиническая психология

Курс: 5

На  базе среднего образования

№ зачетной книжки: 104/10-ФП-030

 

Реферат на тему

Патопсихология  детской шизофрении

 

 

Выполнила: Черкасова А.С.

Гр.52

Проверил: _________________.

 

Работа  представлена : _____13г.

Оценка:_______

 

 

 

НОВОСИБИРСК, 2013

 

Содержание

  1. Введение                                                                                                   3
  2. Признаки. Симптоматика                                                                        5
  3. Психотические симптомы                                                                       8
  4. Типы психозов                                                                                        14                                               
  5. Итог                                                                                                          24
  6. Список используемой литературы                                                        25

 

Введение

"В моем носу заключена  власть, и я могу контролировать  то, что показывают по телевизору, и то, что люди говорят и  делают." (М. Nichols, 1995, стр. 73)

Это заявление, сделанное  молодой девушкой, страдающей шизофренией, свидетельствует о серьезности  данного заболевания. Шизофрения - это расстройство мозга, проявляющееся в нарушении психических функций и поведения (D. A. Lewis & Lieberman, 2000). Шизофрения характеризуется тяжелыми психотическими симптомами, такими как разнообразные формы бреда (ложные убеждения), галлюцинации (ложное восприятие), расстройства мышления, чрезвычайно дезорганизованное поведение, кататония (моторные дисфункции: от перевозбуждения до полной неподвижности), крайне неадекватные или бедные эмоциональные реакции (flat affect), а также значительные ухудшения или нарушения социального функционирования.

Раньше термином "детская шизофрения" обозначали разнообразные расстройства, не имевшие  между собой ничего общего, за исключением  тяжелого и хронического проявления симптомов в раннем детстве (Rutter, 1972). Шизофрениками нередко называли также детей, имеющих пограничные (borderline) симптомы, или вовсе не имеющих психотических симптомов, у которых, по современным стандартам, следовало бы диагностировать аутизм или другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития. Ниже перечислены некоторые из факторов, отличающих детскую шизофрению от детского аутизма:

- Появление проблем  в более позднем возрасте.

- Менее серьезное  нарушение интеллектуального развития.

- Менее серьезное  нарушение социального взаимодействия  и развития речи.

- Появление галлюцинаций  и бреда по мере взросления.

- Наличие периодов  ремиссий и рецидивов (relapse).

Ранее предпринимались  попытки диагностировать детскую  шизофрению как отдельное заболевание, отличное от шизофрении у взрослых. Однако в настоящее время показано, что на основе критериев, использующихся для диагностики шизофрении у  взрослых, можно с высокой степенью надежности диагностировать шизофрению у детей (Werry, 1992). Таким образом, шизофрения, наступающая в раннем возрасте или, в соответствии с принятой терминологией, шизофрения, наступающая в детстве (ШНД, COS),по-видимому, является более тяжелой формой шизофрении, а не самостоятельным заболеванием.

В своей работе я постараюсь дать наиболее важную информацию о самом заболевании, ее течение и методиках лечения.

 

 

1. Признаки. Симптоматика.

Начальные стадии шизофрении могут проявляться в  том, что ребенок может испытывать проблемы, связанные с концентрацией  внимания, нарушением сна, учебой, а  также может начать избегать общения. Развитие болезни может характеризоваться  бессвязной речью; кроме того, ребенок  может начать видеть или слышать  то, чего не видят и не слышат окружающие. Вслед за периодами улучшения  могут наступать тяжелейшие рецидивы, характеризующиеся бессвязным мышлением, когда ребенок начинает перескакивать  с одной мысли на другую без  всякой логической связи. При детской  шизофрении возможны также галлюцинации, паранойя и бред. В течение психотических  фаз болезни дети, страдающие шизофренией, могут быть убеждены в том, что  они обладают сверхчеловеческими способностями, или что какие-то люди постоянно  следят за ними. Во время психотического приступа больной может начать вести себя непредсказуемым образом, а также проявлять склонность к агрессии или суициду.

На основе проведенных исследований выделяют несколько ключевых признаков детской шизофрении:

- хотя в большинстве  случаев начало болезни приходится  на поздний подростковый или  юношеский возраст, шизофрения  встречается и у детей (Nicholson & Rapoport, 1999);

- детская шизофрения  развивается постепенно, а не  наступает внезапно; при этом  у больных детей проявляется  целый ряд различных нарушений,  предшествующих появлению психотических  симптомов (Jones, 1997, Nicholson et al, 2000);

- если болезнь начинается  в детстве, симптомы продолжают  проявляться также в юношеском  и в зрелом возрасте;

- детская шизофрения  влечет за собой самые серьезные  негативные последствия для общего  развития и школьной успеваемости  ребенка.

Диагностические признаки детской шизофрении, согласно руководству (DSM-IV-TR).

Диагностические критерии шизофрении приведены ниже. Признаки нарушений должны непрерывно наблюдаться, как минимум, в течение 6-ти месяцев. Помимо этого, после появления  признаков расстройства у ребенка  должно наблюдаться существенное понижение  уровня функционирования в одной  или нескольких областях, либо неспособность  достичь ожидаемого уровня результатов  в межличностной, учебной или  профессиональной сфере. Должна быть исключена  возможность объяснения наблюдаемых  нарушений эмоциональным расстройством, либо шизоаффективным расстройством, употреблением каких-либо препаратов или химических веществ, а также общим состоянием здоровья. При наличии диагноза аутизма или другого тяжелого расстройства, вызванного нарушениями развития, дополнительный диагноз шизофрении может быть поставлен только при наличии бреда или галлюцинаций, как минимум, в течение месяца.

Основные диагностические  критерии шизофрении, согласно Руководству DSM-IV-TR

Характерные симптомы: как минимум, два из нижеперечисленных  симптомов должны присутствовать на протяжении большей части месячного  периода.

1) Бред

2) Галлюцинации

3) Дезорганизованная  речь (повторяющиеся обрывы речи, бессвязность)

4) Кататония (ступор, неподвижность) и крайне дезорганизованное  поведение

5) Негативные  симптомы: аффективное уплощение  (эмоциональная подавленность), алогия (речевая афазия, немота), безволие

В случае наличия  бреда либо галлюцинаций, в которых  возникают образы людей или слышатся голоса, для постановки диагноза достаточно только одного из перечисленных симптомов.

Использование общих  диагностических критериев шизофрении для детей и взрослых облегчает  сравнение шизофрении, наступающей  в раннем возрасте, и шизофрении, наступающей в зрелом возрасте, и  позволяет определять, в каких  случаях имеет место непрерывное  течение болезни на протяжении всего  периода индивидуального развития. Однако шизофрения может проявляться  по-разному в зависимости от возраста. В частности, бред, галлюцинации и  нарушения логического мышления встречаются крайне редко и с  трудом поддаются диагностике в  возрасте до семи лет; если они все  же наблюдаются, то могут иметь менее  сложную, чем в зрелом возрасте, структуру  и содержать детскую тематику. Непринятие во внимание возрастных различий при использовании диагностических  критериев шизофрении может привести к тому, что болезнь не будет  диагностирована у детей, у которых  проявляются ранние признаки шизофрении, однако полная форма болезни не развивается до более зрелого возраста.

Другие факторы, связанные с индивидуальным развитием, также могут иметь значение при  диагностике шизофрении. В частности, иногда сложно провести границу между  такими патологическими симптомами, как бред и обычные фантазии, вызванные  игрой воображения и характерные  для многих маленьких детей. Необходимо учитывать также тот факт, что  в отличие от взрослых, маленькие  дети могут не испытывать дискомфорта  и не ощущать дезорганизующего характера проявляющихся у них психотических симптомов. Поэтому при появлении таких симптомов на ранних стадиях развития дети могут не отличать их от своих нормальных переживаний.

2. Психотические симптомы.

У детей и подростков, страдающих шизофренией, могут проявляться  такие психотические симптомы, как  бред и галлюцинации. Бред - это расстройство мышления, выражающееся в беспорядочном сочетании мыслей, а также в твердых убеждениях, которые представляют собой искаженные интерпретации реальности. Галлюцинациями называют расстройства восприятия, при которых больной видит, слышит или каким-либо иным образом воспринимает нечто, не существующее в реальности или не присутствующее в данный момент времени. Наиболее распространенным симптомом, наблюдающимся у детей, страдающих шизофренией, являются слуховые галлюцинации, которые появляются приблизительно в 80% случаев при наступлении болезни до того, как ребенку исполняется 11 лет. У 40-60% детей, страдающих шизофренией, возникают также зрительные галлюцинации, бред и расстройства мышления. Примеры психотических симптомов, характерных для детей, страдающих шизофренией, представлены ниже.

Психотические симптомы у детей, страдающих шизофренией

Галлюцинации

Слуховые: Не связанные  с аффективными состояниями. Заявление семилетнего мальчика: "Все говорит - стены, мебель; я просто знаю, что они говорят".

Слуховые: Командные. Заявление восьмилетнего мальчика: "Однажды я слышал голоса, идущие с юга и с востока; один из них велел мне прыгнуть с крыши, а другой - ударить свою мать".

Слуховые: Диалоговые. Заявление восьмилетнего мальчика: "Я могу слышать, как говорит дьявол - Бог перебивает его, а дьявол говорит: "Заткнись, Бог". Бог и дьявол всегда враждуют".

Слуховые: Религиозные. Одиннадцатилетний мальчик слышал голос Бога, говорящего: "Прости, Д., но сейчас я не могу тебе помочь, я помогаю другому". Он также говорил о том, что слышал голоса Иисуса и дьявола.

Слуховые: Преследующие. Девятилетний мальчик сообщил, что слышал, как голоса обзывают его и угрожают ему, что если он не сделает того, что ему говорят, с ним случится что-то плохое.

Слуховые: Комментирующие. Восьмилетняя девочка сообщила, что слышала голос ангела, произносящего фразы типа: "Ты сегодня не плакала" и "Сегодня ты была хорошей девочкой".

Зрительные. Двенадцатилетний мальчик видел призрака (мужчину) с красным, обожженным, изрезанным шрамами и ранами лицом в различных ситуациях и в разных местах. Он видел его, начиная с пятилетнего возраста.

Тактильные. Восьмилетний мальчик ощущал, как дьявол трогал его и передвигал его тело: "так что он может заставить меня прийти к нему и жить с ним".

Соматические. Восьмилетняя девочка сообщила, что ощущала ангела, младенцев и дьявола в своей руке, и что она чувствует, как они дерутся.

Бред

Превращения в  животное. Девятилетний мальчик был убежден в том, что он является собакой (его родители были немецкими овчарками), и что у него растет шерсть; однажды он отказался покинуть ветеринарную клинику, пока ему не сделают укол.

Преследования. Девочка считала, что "злой" человек пытается отравить ее апельсиновый сок.

Соматический. Одиннадцатилетний мальчик описал "отбросы", которые производят добрые и злые голоса, когда они соперничают друг с другом; "отбросы" выходили из его ног, когда он плавал в бассейне с хлорированной водой.

Отношения. Восьмилетняя девочка считала, что люди, проходящие мимо ее дома, смотрят и показывают на нее, пытаясь передать ей послание, чтобы она вышла из дома. Она также считала, что люди, которых показывают по телевизору, разговаривают с ней, потому что они используют слово "ты".

Величия. Одиннадцатилетний мальчик твердо верил, что он "другой" и может убивать людей. Он чувствовал, что когда Боги "фокусируются" на нем, он становится очень сильным, и у него появляются большие мускулы.

Расстройство  мышления. "Раньше мне снился мексиканский сон. Я смотрел телевизор в общей комнате. Я исчез из этого мира, а затем оказался в кладовке. Похоже на вакуумный сон. Но это был мексиканский сон. Когда я приближался к этой снящейся земле, я переворачивался вверх ногами. Мне не нравится переворачиваться вверх ногами. Иногда у меня бывают мексиканские сны и вакуумные сны. Очень трудно кричать во сне".

У детей раннего, дошкольного и  младшего школьного возраста шизофрения может протекать с кататонической, гебефренической симптоматикой или в простой форме. Параноидная форма заболевания в этих возрастных группах встречается как казуистика. В целом же проявления заболевания у детей имеют ряд особенностей.

Часто шизофрения начинается у детей, несколько  опережающих сверстников в своем психическом развитии. Обычно это особенно заметно на состоянии их вербального развития. Уже в 1,5 года у них хорошо развита фразовая речь. В 2-2,5 года малыши знают много сказок, стихотворений, проявляют осведомленность в области истории, географии, биологии, нередко уже умеют читать, писать и считать. Они поражают окружающих тем, что в четырехлетнем возрасте обладают энциклопедическими познаниями в какой-либо интересующей их области, причем, как правило, родители специально не прикладывают к этому никаких усилий - дети самостоятельно достают соответствующую литературу, направленно слушают радио, смотрят телепрограммы. Многие неплохо пишут стихи, рисуют, сочиняют работы по изучаемому вопросу.

Информация о работе Патопсихологический синдром детской шизофрении