Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:06, реферат
Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин. Во-первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания. Во-вторых, она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме. В-третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими человековедческими науками.
Оглавление …………………………………………………………………….1
Введение……………………………………………………...…………2
Основная часть…………………………………………………………4
Предмет педагогической психологии…………………………….4
Структура педагогической психологии………………………….7
Заключение………………………………………………………………..11
Список используемой литературы ……………………………………...12
Оглавление …………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы ………………
Образовательный, педагогический процесс является объектом изучения многих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления) и представляет собой сложное, многофункциональное и многокомпонентное явление.
«Педагогическая
психология изучает психологические
вопросы управления, исследует процессы
обучения, формирования познавательных
процессов, отыскивает надежные критерии
умственного развития, определяет условия,
при которых достигается
«Педагогическая
психология изучает механизмы, закономерности
овладения знаниями, умениями, навыками,
исследует индивидуальные различия
в этих процессах, закономерности формирования
творческого активного
Педагогическая
психология заняла определенное место
между психологией и
Таким
образом, «предметом педагогической психологии
являются факты, механизмы и закономерности
освоения социокультурного опыта человеком,
закономерности интеллектуального
и личностного развития ребенка
как субъекта учебной деятельности,
организуемой и управляемой педагогом
в разных условиях образовательного
процесса» (И. А. Зимняя).
2. Основная часть
Объект педагогической психологии - человек.
Предмет - механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе.
2.1 Предмет педагогической психологии
Термином "педагогическая
психология" обозначаются две разные
науки. Одна из них - это базовая
наука, которая является первой ветвью
психологии. Она призвана изучать природу
и закономерности процесса учения и воспитания.
Под таким же термином - "педагогическая
психология" развивается и прикладная
наука, цель которой - использовать достижения
всех ветвей психологии для совершенствования
педагогической практики. За рубежом эту
прикладную часть психологии часто называют
школьной психологией.
Термин "педагогическая
психология" был предложен П.Ф.
Каптеревым
в 1874 г. (Каптерев
П.Ф., 1999; аннотация).
Первоначально он существовал наряду
с другими терминами, принятыми для обозначения
дисциплин, занимающих пограничное положение
между педагогикой и психологией: "педология"
(О. Хрисман, 1892), "экспериментальная
педагогика" (Э. Мейман, 1907).
Экспериментальная педагогика и педагогическая
психология сначала трактовались как
разные названия одной и той же области
знания (Л.С.
Выготский, П.П.
Блонский)
(см.
Медиатеку).
На протяжении первой трети XX в. их значения
были дифференцированы. Экспериментальная
педагогика стала пониматься как область
исследований, направленных на приложение
данных экспериментальной психологии
к педагогической реальности; педагогическая
психология - как область знания и психологическая
основа теоретической и практической
педагогики. Педагогич
При рассмотрении педагогической психологии,
как и любой другой отрасли науки, необходимо,
прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета.
В общенаучной трактовке под объектом
науки понимается
та область действительности,
на изучение которой
направлена данная наука. Часто объект изучения
фиксируется в самом названии науки.
Предмет
науки
- это та сторона или
стороны объекта науки,
которыми он в ней представлен. Если
объект существует независимо от науки,
то предмет формируется вместе с ней и
закрепляется в ее понятийной системе.
Предмет не фиксирует всех сторон объекта,
хотя может при этом включать то, что в
объекте отсутствует. В определенном смысле
развитие науки есть развитие ее предмета.
Каждый объект может изучаться множеством
наук. Так, человек изучается физиологией,
социологией, биологией, антропологией
и т.д. Но каждая наука имеет в основе свой
предмет, т.е. то, что именно она изучает
в объекте.
Как показывает анализ точек зрения
различных авторов, многие ученые по-разному
определяют статус педагогической психологии,
что может свидетельствовать о неоднозначности
решения вопроса о предмете педагогической
психологии.
Например, В.А.
Крутецкий
считает, что педагогическая психология
"изучает закономерности овладения
знаниями, умениями и навыками, исследует
индивидуальные различия в этих процессах…
закономерности формирования у школьников
творческого активного мышления… изменения
в психике, т.е. формирование психических
новообразований" (Крутецкий
В.А., 1972. С. 7).
Совершенно другой точки зрения придерживается В.В.
Давыдов.
Он предлагает считать педагогическую
психологию частью возрастной психологии.
Ученый аргументирует это тем, что специфика
каждого возраста определяет характер
проявления законов усвоения знаний учащимися,
поэтому и преподавание той или иной дисциплины
должно строиться по-разному. Более того,
некоторые дисциплины в определенных
возрастах вообще являются недоступными
учащимся. Такая позиция В.В. Давыдова
обусловлена акцентированием им роли
развития, его влияния на ход обучения.
Обучение рассматривается им как форма,
а развитие - как содержание, которое в
ней реализуется.
Существует ряд и других точек зрения.
Мы в дальнейшем будем придерживаться
общепринятой трактовки, согласно которой
предметом педагогической
психологии являются
факты, механизмы и закономерности
освоения социокультурного опыта
человеком, закономерности
интеллектуального
и личностного развития
ребенка как субъекта
учебной деятельности,
организуемой и управляемой
педагогом в разных
условиях образовательного
процесса (Зимняя
И.А., 1997; аннотация).
2.2. Структура педагогической психологии
Структуру педагогической психологии составляют три раздела:
Психология
обучения исследует прежде всего, процесс
усвоения знаний и адекватных им умений
и навыков. Ее задача состоит в выявлении
природы этого процесса, его характеристик
и качественно своеобразных этапов, условий
и критериев успешного протекания. Особую
задачу педагогической психологии составляет
разработка методов, позволяющих диагностировать
уровень и качество усвоения.
Исследования непосредственно самого
процесса учения, выполненные с позиций
принципов отечественной психологии,
показали, что процесс
усвоения - это
выполнение человеком
определенных действий
или деятельности. Знания всегда усваиваются
как элементы этих действий, а умения и
навыки имеют место при доведении усваиваемых
действий до определенных показателей
по некоторым из их характеристик.
Учение
- это система специальных
действий, необходимых
учащимся для прохождения
основных этапов процесса усвоения. Действия, составляющие
деятельность учения, усваиваются по тем
же законам, что и любые другие (Ильясов
И.И., 1986; аннотация).
Большинство исследований по психологии
учения направлено на выявление закономерностей формирования и функционирования
познавательной деятельности в условиях
сложившейся системы обучения. В частности,
накоплен богатый экспериментальный материал,
вскрывающий типичные недостатки в усвоении
различных научных понятий учащимися
средней школы. Изучена также роль жизненного
опыта учащихся, характера предъявляемого
учебного материала в усвоении знаний.
В 70-х гг. XX в. в педагогической психологии
все чаще стали использовать другой путь:
изучение закономерностей становления
знаний и познавательной деятельности
в целом в условиях специально организованного
обучения. Исследования показали, что
управление процессом учения существенно меняет
ход усвоения знаний и умений. Проведенные
исследования имеют важное значение для
нахождения наиболее оптимальных путей обучения и выявления условий
для эффективного умственного развития
учащихся.
Педагогическая психология изучает также
зависимость усвоения знаний, умений, навыков,
формирования различных свойств личности
от индивидуальных особенностей учащихся
(Нурминский
И.И. и др., 1991; аннотация).
В отечественной педагогической психологии
созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная
теория, теория
поэтапного формирования
умственных действий
и др. Среди западных теорий учения наибольшее
распространение получила бихевиористская
теория (1. http://www.pirao.ru/strukt/
2. Предмет психологии
воспитания - развитие
личности в условиях
целенаправленной организации
деятельности ребенка,
детского коллектива.
Психология воспитания
изучает закономерности
процесса усвоения нравственных
норм и принципов, формирования мировоззрения,
убеждений и т.п. в условиях
учебной и воспитательной
деятельности в школе.
Исследования в этой области направлены
на изучение:
3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:
(http://www.pirao.ru/strukt/
Результаты
психолого-педагогических исследований
используются при конструировании
содержания и методов обучения, создании
учебных пособий, разработке средств
диагностики и коррекции
В
современной науке все
Заключение
Педагогическая
психология связана со многими другими
науками в силу целого ряда причин.
Во-первых, она является конкретной
отраслью общепсихологического знания,
которая находится в центре треугольника
научного знания. Во-вторых, она связана
с другими науками в силу того,
что образовательный процесс
по своим целям и содержанию есть
передача социокультурного опыта, в
котором аккумулировано самое разноплановое
цивилизационное знание в знаковой,
языковой форме. В-третьих, предметом
ее изучения является сам познающий
и обучающийся этому познанию
человек, что изучается многими
другими человековедческими науками.
Очевидно, что педагогическая психология
неразрывно связана с такими науками,
как, например, педагогика, физиология,
философия, лингвистика, социология и
др. В то же время утверждение, что педагогическая
психология есть отрасль общепсихологического
знания, означает, что она формируется
на его основе, т.е. знаниях о психическом
развитии, его движущих силах, индивидуальных
и половозрастных особенностях человека,
его личностном становлении и развитии
и т.д. В силу этого педагогическая психология
связана с другими отраслями психологического
знания (социальной, дифференциальной
психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной
психологией.