Педагогическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:01, контрольная работа

Описание

Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей: самая первая из них – деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, он только выполняет извне заданные ему функции. Следующие деятельности являются рефлексивно надстроечными над первой, т.е. обслуживают ее.

Содержание

Содержание
1. Введение: «Педагогическая деятельность»
2. Специфика профессии педагога
3. Психолого-педагогическая культура педагога
4. Педагогические способности, умения
5. Мастерство педагогического общения
6. Заключение
7. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 28.64 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Введение: «Педагогическая деятельность»
  2. Специфика профессии педагога
  3. Психолого-педагогическая культура педагога
  4. Педагогические способности, умения
  5. Мастерство педагогического общения
  6. Заключение
  7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение: «Структура педагогической деятельности»

Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей: самая первая из них – деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции  и смысла целого, он только выполняет  извне заданные ему функции. Следующие  деятельности являются рефлексивно  надстроечными над первой, т.е. обслуживают  ее. Такова деятельность обобщения  опыта обучения, состоящая в сопоставлении  процедур обучения и выделения наиболее эффективных приемов и способов обучения – деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения. Третья деятельность – тоже методическая, но она направлена на построение учебных средств, учебных предметов. Четвертая деятельность состоит в увязывании учебных предметов в одно целое – деятельность программирования, составления учебных программ. Для осуществления такого программирования необходимо иметь более ясное представление о целях обучения.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и  умения на основе его собственной  активности. Самый простой вариант  обучения состоит в общении учителя (носителя профессиональной деятельности) и ученика, устремленного к воспроизведению  деятельности своего учителя, учитель  же квалифицирует деятельность ученика  как правильную или неправильную. В этом случае проявляется непосредственность, нерасчлененность учебного процесса. Развитие системы обучения состоит  в членении сложных видов деятельности на простые и обучении вначале  простым видам деятельности. Но такое  развитие предполагает анализ сложной  деятельности, выделение ее элементов.

С другой, процессуально-технологической  стороны, учебный процесс, система учебной деятельности описывается как последовательность ситуаций обучения. Эти ситуации строятся таким образом, что предыдущие ситуации задают средства, материал и т.п. для последующих. То есть система обучения строится как цепь технологического процесса, через который пропускается человек ( с определенными начальными свойствами) и в конце выходит совершенно преобразованным, усвоив совокупность необходимых обществу социокультурных способностей.

Эффективное управление процессом  обучения возможно при выполнении определенных требований:

  1. Формирование целей обучения
  2. Установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса
  3. Разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения
  4. Получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь)
  5. Переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработки и внесения в учебный процесс корректирующих воздействий.

Задача преподавателя  в процессе управления заключается в изменении состояния управляемого процесса, доведении его до заранее намеченного уровня.

Для реализации эффективности  процесса обучения необходима такая  теория, которая рассматривает процесс  обучения как формирование познавательной деятельности учащихся, располагая системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта  в план опыта индивидуального.

Специфика профессии  педагога

Педагогическая профессия  относится к профессиям типа «Человек -Человек». Согласно Е.А.Климову, этот тип  профессии определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим  самочувствием в ходе работы с  людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого  человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться  во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме  знания о личных качествах многих и разных людей и т.д. « противопоказаниями к выбору профессии данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку – интереса «просто так» ( Е.А.Климов).

Все современные исследователи  отмечают, что именно любовь к людям  следует считать важнейшей личностной профессиональной чертой учителя, без  чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Каждый, кто выбирает профессию  педагога, берет на себя ответственность  за тех, кого он будет обучать и  воспитывать, вместе с тем отвечая  за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Сегодня такой  выбор и достойное выполнение профессионального долга требует  от человека принятия ряда обязательств:

    1. Следует объективно оценивать свои возможности как будущего педагога, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества.
    2. Будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности( мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения в частности.
    3. Для педагога обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности является уважение, знание и понимание своего ученика как «другого».
    4. Педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера.

Многим представляется, что  в новой педагогической системе  учителю отводится ничтожная  роль, что педагогика будущего –  это педагогика без педагога и  школа без учителя. Думать, что  учителю в будущей школе нечего будет делать, равносильно представлению  о ненужности человека в автоматизированном производстве. На самом деле роль учителя  безмерно возрастает, она потребует  от него высочайшего профессионализма – умения превратить воспитание в  творчество жизни.

Психолого-педагогическая культура педагога

Педагогическая культура – часть общей культуры, в которой  в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Педагогическую культуру можно рассматривать как общение  двух индивидов в различные моменты  передачи человеческой культуры:

  1. Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как «Я» в «них» и «ты» в «Я» (взаимопроникновение).
  2. Создание педагогического мира как среды духовного, эстетического и интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия.
  3. Открытие личности для себя в другой личности.

Педагогическую культуру можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, этот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания. В первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога – это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющейся в соответствующем поведении. Педагогическая позиция – некоторый моральный набор, который делает преподаватель. Для нее характерны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании общественной значимости профессии); поведенческая (выражается в способности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности ребенка). Вторую группу педагогических компонентов составляют педагогические знания и мышление. Педагогическую культуру определяет не столько наличие знаний, сколько отношение к ним. Отношение к знаниям определяется уровнем мышления. Педагогическое мышление включает в себя: критическое мышление (необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемым); творческую созидательную направленность мышления (педагог не должен быть одинаковым); проблемно-вариативное мышление. К третьей группе компонентов относятся профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности. К четвертой группе компонентов относят саморегуляцию личности и культуры профессионального поведения (в первую очередь, педагогический такт). Саморегуляция – это поведение в соответствии  с педагогическими требованиями, активность в направлении удовлетворения потребностей и интересов детей. Уровни педагогической культуры характеризуют степень сформированности ее компонентов. Существует три вида уровней:

  1. Высокий, или профессионально-творческий, уровень. Педагог добивается высоких результатов и проявляет необходимые личностные качества.
  2. Профессионально-адаптивный уровень.
  3. Низкий, или репродуктивно-профессиональный, уровень.

Педагогические  способности, умения

Отечественные исследователи  выделяют целый набор педагогических способностей. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким, который  и дал им соответствующие общие  определения.

1.  Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызвать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

2. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

3. Академические способности  – способности к соответствующей  области наук.

4. Речевые способности  – способности ясно и четко  выражать свои мысли и чувства  с помощью речи, а также мимики  и пантомимики. Речь способного  учителя на уроке всегда обращена  к учащимся.

5. Организаторские способности  – способности организовать ученический  коллектив, сплотить его, воодушевить  на решение важных задач, способности  правильно организовать свою  собственную работу.

6. Авторитарные способности  – способность непосредственного  эмоционально-волевого влияния на  учащихся и умение на этой  основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные способности  – способности к общению с  людьми, умение найти правильный  подход к учащимся, установить  с ними целесообразные взаимоотношения,  наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение  – это специальная способность,  выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанном с предвидением о том, что из ученика получится в будущем. 

9. Способность к распределению  внимания одновременно между  несколькими видами деятельности.

Как видно из приведенных  определений педагогических способностей, они в своем содержании включают многие личностные качества и раскрываются через определенные действия, умения. При этом умения, которые включаются в содержание нескольких способностей, например, входящее в дидактическую  способность умение организовывать самостоятельную работу учащихся есть, по сути, умение организовать работу других. Оно входит в организаторскую  способность. Умения, раскрывающие перцептивную способность, очень близки к умениям, входящим в способность к распределению  внимания, и т.д. Это может свидетельствовать  о том, что в основе определенных учительских действий (умений), а  тем более их совокупности, с помощью  которой реализуется та или иная педагогическая функция, могут лежать несколько способностей.

Мастерство педагогического  общения

Трудно себе представить  общение, которое бы совсем не несло  познавательного или воспитательного  заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно «молодое» словосочетание: педагогическое общение. Профессор  А.А.Леонтьев определяет его так: «педагогическое  общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива». Другими словами, педагогическое общение – общение педагога с воспитанниками в педагогических целях.

Несмотря на общеизвестную  истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его  голоса», многие «педагоги» используют в педагогическом общении самый  вульгарный крик.  Педагогическое общение  должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Вот слагаемые самого благоприятного педагогического общения:

  1. Высокий авторитет педагога. Проявление и критерий авторитетности педагога у учеников – их любовь к нему.
  2. Владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог.
  3. Накопленный опыт – это то, что в обыденности называют «сначала умение, а потом мастерство». Нужно анализировать чужой опыт, а главное накапливать свой.

Педагогически одаренный  человек, овладевший педагогической теорией  и сделавший педагогический труд главным содержанием и смыслом  своей жизни. Просто не может разминуться  с успехом.

 

 

Заключение 

Каждый человек за свою жизнь много раз побывает в  роли ученика и в роли учителя.  Поэтому профессия педагога –  одна из древнейших в мире. Педагогами называют людей, имеющих соответствующую  подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами  воспитания, образования, обучения. Здесь  следует обратить внимание на слово  «профессионально». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью  занимаются почти все люди. Проблема педагога, его роли в обществе –  одна из самых важнейших в современном  обществе. Какими будут результаты труда педагогов-воспитателей сегодня – таким будет общество завтра.

 

 

 

 

Информация о работе Педагогическая деятельность