Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:01, контрольная работа
Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей: самая первая из них – деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, он только выполняет извне заданные ему функции. Следующие деятельности являются рефлексивно надстроечными над первой, т.е. обслуживают ее.
Содержание
1. Введение: «Педагогическая деятельность»
2. Специфика профессии педагога
3. Психолого-педагогическая культура педагога
4. Педагогические способности, умения
5. Мастерство педагогического общения
6. Заключение
7. Список литературы
Содержание
Введение: «Структура педагогической деятельности»
Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей: самая первая из них – деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, он только выполняет извне заданные ему функции. Следующие деятельности являются рефлексивно надстроечными над первой, т.е. обслуживают ее. Такова деятельность обобщения опыта обучения, состоящая в сопоставлении процедур обучения и выделения наиболее эффективных приемов и способов обучения – деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения. Третья деятельность – тоже методическая, но она направлена на построение учебных средств, учебных предметов. Четвертая деятельность состоит в увязывании учебных предметов в одно целое – деятельность программирования, составления учебных программ. Для осуществления такого программирования необходимо иметь более ясное представление о целях обучения.
Обучение можно
С другой, процессуально-технологической стороны, учебный процесс, система учебной деятельности описывается как последовательность ситуаций обучения. Эти ситуации строятся таким образом, что предыдущие ситуации задают средства, материал и т.п. для последующих. То есть система обучения строится как цепь технологического процесса, через который пропускается человек ( с определенными начальными свойствами) и в конце выходит совершенно преобразованным, усвоив совокупность необходимых обществу социокультурных способностей.
Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований:
Задача преподавателя в процессе управления заключается в изменении состояния управляемого процесса, доведении его до заранее намеченного уровня.
Для реализации эффективности процесса обучения необходима такая теория, которая рассматривает процесс обучения как формирование познавательной деятельности учащихся, располагая системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального.
Специфика профессии педагога
Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек -Человек». Согласно Е.А.Климову, этот тип профессии определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей и т.д. « противопоказаниями к выбору профессии данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку – интереса «просто так» ( Е.А.Климов).
Все современные исследователи
отмечают, что именно любовь к людям
следует считать важнейшей
Каждый, кто выбирает профессию
педагога, берет на себя ответственность
за тех, кого он будет обучать и
воспитывать, вместе с тем отвечая
за самого себя, свою профессиональную
подготовку, свое право быть Педагогом,
Учителем, Воспитателем. Сегодня такой
выбор и достойное выполнение
профессионального долга
Многим представляется, что в новой педагогической системе учителю отводится ничтожная роль, что педагогика будущего – это педагогика без педагога и школа без учителя. Думать, что учителю в будущей школе нечего будет делать, равносильно представлению о ненужности человека в автоматизированном производстве. На самом деле роль учителя безмерно возрастает, она потребует от него высочайшего профессионализма – умения превратить воспитание в творчество жизни.
Психолого-педагогическая культура педагога
Педагогическая культура – часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
Педагогическую культуру
можно рассматривать как
Педагогическую культуру
можно рассматривать как
Педагогические способности, умения
Отечественные исследователи выделяют целый набор педагогических способностей. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.
1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызвать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
2. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
3. Академические способности
– способности к
4. Речевые способности
– способности ясно и четко
выражать свои мысли и чувства
с помощью речи, а также мимики
и пантомимики. Речь
5. Организаторские способности
– способности организовать
6. Авторитарные способности
– способность
7. Коммуникативные способности
– способности к общению с
людьми, умение найти правильный
подход к учащимся, установить
с ними целесообразные
8. Педагогическое воображение
– это специальная способность,
9. Способность к распределению
внимания одновременно между
несколькими видами
Как видно из приведенных определений педагогических способностей, они в своем содержании включают многие личностные качества и раскрываются через определенные действия, умения. При этом умения, которые включаются в содержание нескольких способностей, например, входящее в дидактическую способность умение организовывать самостоятельную работу учащихся есть, по сути, умение организовать работу других. Оно входит в организаторскую способность. Умения, раскрывающие перцептивную способность, очень близки к умениям, входящим в способность к распределению внимания, и т.д. Это может свидетельствовать о том, что в основе определенных учительских действий (умений), а тем более их совокупности, с помощью которой реализуется та или иная педагогическая функция, могут лежать несколько способностей.
Мастерство педагогического общения
Трудно себе представить
общение, которое бы совсем не несло
познавательного или
Несмотря на общеизвестную
истину «убедительность педагога не
пропорциональна громкости его
голоса», многие «педагоги» используют
в педагогическом общении самый
вульгарный крик. Педагогическое общение
должно быть не тяжким долгом, а естественным
и даже радостным процессом
Педагогически одаренный человек, овладевший педагогической теорией и сделавший педагогический труд главным содержанием и смыслом своей жизни. Просто не может разминуться с успехом.
Заключение
Каждый человек за свою жизнь много раз побывает в роли ученика и в роли учителя. Поэтому профессия педагога – одна из древнейших в мире. Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования, обучения. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди. Проблема педагога, его роли в обществе – одна из самых важнейших в современном обществе. Какими будут результаты труда педагогов-воспитателей сегодня – таким будет общество завтра.