Школьное воспитание, как
указывал К.Д. Ушинский, далеко не составляет
всего воспитания народа, причем только
народное воспитание, по мнению великого
русского педагога, является живым
органом в историческом процессе
народного развития. Классовая борьба,
борьба с рабовладельцами, борьба с
помещиками, с царизмом - это не только
дни поражений и побед, но это
и дни морального и духовного
роста масс, творящих историю, дни
роста каждой отдельной личности.
- В них рассказывается о приучении детей к труду, детских орудиях труда, детских праздниках, песнях и музыкальных инструментах, о моральном кодексе детской среды, эстетических идеалах молодежи и т.п. Изумительны старинные русские игрушки, хранящиеся в Музее игрушек. Они - свидетельства педагогической мудрости народных масс, высокой педагогической культуры народа. Как поразительно глубоко знали педагоги из народа психологические особенности детей! Какое тонкое проникновение в духовный мир детства! Представители господствующих классов, не занимавшиеся воспитанием даже собственных детей, едва ли занимались изобретением игрушек и игр. «Первый воспитатель - народ» (К.Д. Ушинский), следовательно, и подлинным творцом общечеловеческой педагогической культуры являются народные массы.
- Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Возьмем, например, песни бурлаков, ткачих, грузчиков и др. Пряли - пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели... Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика.
- Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах! Взять также деревянную резьбу, которой щедро убирали избы - оконные наличники, ставни, карнизы напоминали искусную вышивку. Этот художественный вкус воспитывался веками. Следовательно, источники педагогической культуры нужно искать не только в самом процессе воспитания, но и во всем образе жизни народа. Красота, создаваемая трудящимися, - это красота их духовного мира, одновременно и свидетельство прекраснейших достижений педагогической культуры.
- Столь же высокая, как эстетика быта, была нравственность у простого народа! Самоотверженная любовь к родине и ненависть к угнетателям - характерная черта морального облика трудящегося человека. Ушинский восторгался высокими моральными качествами трудящихся и с презрением клеймил низкую мораль богатых американцев, так называемых «благовоспитанных» немцев и русских «благородного происхождения». Нравственное воспитание детей народа проходило в труде и борьбе.
- Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых - умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.
Народная педагогика не обходила
также вопроса и о физическое
развитии детей. Известно, что гимнастика
и многие другие виды спорта были недоступны
народу. Но довольно широко были распространены
всевозможные подвижные игры, национальная
борьба, скачки и другие народные виды
спорта. У многих народов ежегодно
проводились национальные праздники
с обязательным включением в их программу
спортивных состязаний. В произведениях
устного педагогического творчества
всех народов отражена забота трудящихся
о здоровье молодого поколения, в
них воспевается физическая сила,
неутомимость, выносливость, настойчивость
и т.д. Результативность педагогического
опыта классиков современной
педагогики Макаренко, Шацкого, Сухомлинского
прежде всего объясняется тем, что они
гениально использовали обобщенный богатейший
коллективный опыт народа и исходили из
«педагогики общества». Заслуги их именно
в том, что они глубоко поняли роль народа
в развитии педагогической мысли, и в их
трудах слились воедино научные и народные
педагогические представления и воззрения.
В. А.Сухомлинский
С. Т. Шацкий
А. С. Макаренко