Педагогическая культура и духовный прогресс народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:16, творческая работа

Описание

1.Определения понятия культура.
2. Педагогическая культура, ее сущность и содержание.
3. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа.
4. Педагогические явления народной жизни.
5. Народное воспитание и преемственность поколений.
6. Народ как творец педагогической культуры.

Работа состоит из  1 файл

Polikulturnoe.pptx

— 8.42 Мб (Скачать документ)

 

Школьное воспитание, как  указывал К.Д. Ушинский, далеко не составляет всего воспитания народа, причем только народное воспитание, по мнению великого русского педагога, является живым  органом в историческом процессе народного развития. Классовая борьба, борьба с рабовладельцами, борьба с  помещиками, с царизмом - это не только дни поражений и побед, но это  и дни морального и духовного  роста масс, творящих историю, дни  роста каждой отдельной личности.

    • В них рассказывается о приучении детей к труду, детских орудиях труда, детских праздниках, песнях и музыкальных инструментах, о моральном кодексе детской среды, эстетических идеалах молодежи и т.п. Изумительны старинные русские игрушки, хранящиеся в Музее игрушек. Они - свидетельства педагогической мудрости народных масс, высокой педагогической культуры народа. Как поразительно глубоко знали педагоги из народа психологические особенности детей! Какое тонкое проникновение в духовный мир детства! Представители господствующих классов, не занимавшиеся воспитанием даже собственных детей, едва ли занимались изобретением игрушек и игр. «Первый воспитатель - народ» (К.Д. Ушинский), следовательно, и подлинным творцом общечеловеческой педагогической культуры являются народные массы.

 

    • Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Возьмем, например, песни бурлаков, ткачих, грузчиков и др. Пряли - пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели... Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика.

 

    • Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах! Взять также деревянную резьбу, которой щедро убирали избы - оконные наличники, ставни, карнизы напоминали искусную вышивку. Этот художественный вкус воспитывался веками. Следовательно, источники педагогической культуры нужно искать не только в самом процессе воспитания, но и во всем образе жизни народа. Красота, создаваемая трудящимися, - это красота их духовного мира, одновременно и свидетельство прекраснейших достижений педагогической культуры.

 

    • Столь же высокая, как эстетика быта, была нравственность у простого народа! Самоотверженная любовь к родине и ненависть к угнетателям - характерная черта морального облика трудящегося человека. Ушинский восторгался высокими моральными качествами трудящихся и с презрением клеймил низкую мораль богатых американцев, так называемых «благовоспитанных» немцев и русских «благородного происхождения». Нравственное воспитание детей народа проходило в труде и борьбе.

 

    • Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых - умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.

 

Народная педагогика не обходила также вопроса и о физическое развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная борьба, скачки и другие народные виды спорта. У многих народов ежегодно проводились национальные праздники  с обязательным включением в их программу  спортивных состязаний. В произведениях  устного педагогического творчества всех народов отражена забота трудящихся о здоровье молодого поколения, в  них воспевается физическая сила, неутомимость, выносливость, настойчивость  и т.д. Результативность педагогического  опыта классиков современной  педагогики Макаренко, Шацкого, Сухомлинского прежде всего объясняется тем, что они гениально использовали обобщенный богатейший коллективный опыт народа и исходили из «педагогики общества». Заслуги их именно в том, что они глубоко поняли роль народа в развитии педагогической мысли, и в их трудах слились воедино научные и народные педагогические представления и воззрения.

В. А.Сухомлинский

 

С. Т. Шацкий

 

А. С. Макаренко


Информация о работе Педагогическая культура и духовный прогресс народа