Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:22, контрольная работа
Термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них – это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.
Контрольная работа
по педагогической психологии
студентки IV курса, фПиП
специальность ДПиП
Коротких Елены
Николаевны
Зачетная книжка № 05071
Домашний адрес:
г. Енисейск,
ул. Промышленная.
д. 20/1 – кв.46.
1. Педагогическая психология – это наука…
Термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них – это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.
Под таким же термином – «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.
Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.
Педагогическая психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.
Педагогическая психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в различных условиях образовательного процесса.
2. Предмет педагогической психологии – факты, механизмы и закономерности освоения социо – культурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка. Как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
3. Вспомните пословицы и поговорки, связанные с образованием. Объясните их значение с педагогической точки зрения.
Например: «Век живи – век учись».
«Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется». (Если чего – то не знаешь, лучше спросить. Страшно равнодушие, пассивность.)
«Мудрым никто не родился, а научился». (В течение всей своей жизни человек учится, познает что – то новое.)
«В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой растерять». (Общаясь с умным человеком, можно научиться чему – то хорошему, а общаясь с глупым – ничему хорошему не научишься.)
«Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно». (Через книгу человек узнает (получает знание) об окружающем мире, а книга – это и есть окно в мир знаний.)
«Знание собирается по каплям». (Начиная с раннего детства, ребенок получает знания от старших (детский сад, школа, институт и т.д.), в дальнейшем – самообразование.)
4. Структурными компонентами педагогической психологии являются:
а) психология образовательной деятельности;
б) психология учебной деятельности и ее субъекта;
в) психология педагогической деятельности и ее субъекта;
г) психология учебно – педагогического сотрудничества и общения.
5. Внешняя структура учебной деятельности включает в себя следующие компоненты:
а) мотивация;
б) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;
в) учебные действия;
г) контроль, переходящий в самоконтроль;
д) оценка, переходящая в самооценку.
6. Анализ продуктов деятельности (творчества) – метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности.
7. В чем состоит различие между педагогической психологией и педагогикой? Каковы их отношения?
8. Психологические требования к личности учителя.
Психологический портрет учителя любого учебного предмета включает следующие структурные компоненты: индивидуальные качества человека, т.е. его особенности как индивида – темперамент, задатки и т.д.; его личностные качества, т.е. его особенности как личности – социальной сущности человека; коммуникативные (интерактивные) качества; статусно – позиционные особенности, т.е. особенности его положения, роли, отношений в коллективе; деятельностные (профессионально – предметные), внешнеповеденческие показатели. Специфика набора и сочетания названных компонентов определяет психологический портрет учителя для каждого этапа обучения и, в частности, обучения и воспитания в дошкольном учреждении.
9. Прокомментируйте высказывание С.Л. Рубинштейна: «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, обучаем».
Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино. «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы обучаем», - отмечал С.Л. Рубинштейн. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение. Именно оно преимущественно и рассматривается педагогической психологией.
10. Как вы понимаете высказывание: «…если педагог хочет воспитать человека во всех отношениях, то должен узнать его во всех отношениях». Определите автора и время.
К.Д. Ушинский (1824 – 1870) совершенно правильно утверждал, что педагогу не достаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы. Ему необходимо т.ж. осуществляться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. «…если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то должен узнать его во всех отношениях», заявлял он. Осуществляя это требование Ушинский написал этот капитальный труд «Человек как предмет воспитания» в двух томах и, предполагая дать третий том, собрал и подготовил к нему материалы. Но ранняя смерть прервала его плодотворную работу.
11. Показатели и критерии воспитанности личности.
Под воспитанностью понимается комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств.
12. Основателем системы дошкольного и школьного обучения и воспитания, теории обучения и классно – урочной системы является Ян Амос Коменский.
Список используемой литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
2. Возрастая и педагогическая психология/ под ред. А.В. Петровского. – М.,1981.
3. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. – М., 1996.
5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.З. 1948.
6. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. – М., 1995.
7. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.
8. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.