Педагогическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:24, реферат

Описание

Педагогическая мысль, впервые изложенная в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» в 1657 г., положила начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьного обучения. Этот труд можно рассматривать и как первую предпосылку длительного противоречивого становления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце XIX в. она начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами).

Содержание

Этапы становления педагогической психологии
2
Предмет и объект педагогической психологии
4
Задачи педагогической психологии
5
Принципы педагогической психологии
5
Структура педагогической психологии
8
Источники информации как основания методов педагогической психологии
9
Основные методы исследования
10
Категории педагогики
12
Классификация методов обучения

Работа состоит из  1 файл

реферат2.docx

— 391.41 Кб (Скачать документ)

Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям — репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.

Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической психологии. Различают лабораторный (в специальных условиях, с аппаратурой и т.д.) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается. Одной из наиболее эффективных и распространенных в последние десятилетия (особенно в отечественной педагогической психологии) форм естественного эксперимента является формирующий эксперимент. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.

 

 

Категории педагогики

 

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека — это  процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых  социальных и природных факторов.

Воспитание в узком  смысле слова — систематическое  и целенаправленное воздействие  воспитателя на воспитуемых с  целью формирования у них желаемого  отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание в широком  смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию  в трудовой деятельности.

Образование — процесс  и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение  на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и  усвоению знаний. Деятельность преподавателя  при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве.

 

        Классификация методов обучения.     

 

В зависимости  от характера познавательной деятельности учащихся выделяют следующие методы обучения.

 

Метод

Вид деятель-ности

Уровни умствен-ной деятель-ности

Уровни знаний

Сущность

Объясни-тельно-иллюстра-тивный

С помощью  учителя 

(рупродук-

тивный)

Узнавание

Знание-знакомст-во

Традиционное  обучение – процесс передачи готовых  известных знаний

Репродуктивный

Сам ученик (репродук-

тивный)

Воспроиз-ведение

Знание-копия

Проблемное  изложе-ние

С помощью  учителя (продуктив-

ный)

Примене-ние, творчество

Знание-умение, знание транс-формация

Проблемное  обучение – процесс активного  поиска и открытия учащимися новых  знаний

Частич-но-поиско-вый

Под руководст-

вом учителя (продуктив-

ный)

Творчество

Знание  трансфор-мация

Исследо-вательс-кий

Без помощи учителя (продуктив-

ный)

   

 

 

 

 

 

 

   

Объяснительно-иллюстрированный метод осуществляется как лекция, демонстрация опытов, экскурсий. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание. В результате формируется «знание-знакомство».

Репродуктивный метод заключается в том, что преподаватель составляет задания для учащихся на воспроизведение ими знаний. В результате формируется «знание-копия».

        Объяснительно-иллюстрированный и  репродуктивный – методы традиционного  обучения, сущность которых сводится к процессу передачи готовых, известных знаний. Недостатки такого метода обучения:

1. усредненный  общий темп изучения материала

2. единый  усредненный объем знаний, усваиваемых  учащимися

3. большой  удельный вес знаний, получаемых  учениками в готовом виде через  учителя, без опоры на самостоятельную  работу по приобретению этих  знаний. В результате ученики  «разучиваются самостоятельно думать»

4. почти  полное незнание учителем результата  обучения

5. преобладание  словесных методов изложения  материала, создающих объективные  предпосылки рассеивания внимания

6. затруднительность  самостоятельной работы учеников  с учебником аз-за недостаточной структурированности учебного материала.

            При частично-поисковом методе обучения объяснения учителя сочетаются с поисковой деятельностью школьников на всех или на отдельных этапах познавательного процесса. На уроках существуют большие возможности для использования частично-поискового метода. После постановки преподавателем учебных задач учащиеся сами ищут правильное решение и делают выводы, выполняют самостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах.

          Основными приемами преподавания  здесь, как правило, являются  эвристическая беседа, самостоятельная  работа с элементами исследования, игра; приемами учения - самостоятельные  обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач,  составление плана самостоятельной  работы, участие в эвристической  беседе, частичный мыслительный  эксперимент. Используется чаще, чем исследовательский.

         Эвристические методы (не только  в педагогике) можно рассматривать  с двух точек зрения:

- эвристические методы  и приемы являются лишь предварительными  моментами в процессе решения  задач; часто они наводят нас  на правильное решение, но существует  вероятность ошибочных действий;

- эвристический метод  часто рассматривается как то, что сокращает перебор различных  вариантов решения, или возможных  путей в «лабиринте» поиска.

Метод проблемного  изложения

 Если учитель не  излагает готовые научные истины (формулировки теорем, их доказательства  и т. п.), а в какой-то мере  воспроизводит путь открытия этих знаний, то такой метод называют проблемным изложением. По существу учитель раскрывает перед учащимися путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к самостоятельному поиску в дальнейшем.

 Проблемное изложение,  как и исследовательский метод,  предъявляет высокие требования  к научной подготовке учителя.  Он должен не только свободно  владеть учебным материалом, но  и знать, какими путями шла  наука, открывая свои истины. (В  этом плане большую помощь  окажут учителю переведенные  на русский язык книги Д.  Пойа "Математика и правдоподобные  рассуждения", "Математическое  открытие".)

 Как будет видно  далее, проблемное изложение подготавливает  базу для применения эвристического  метода, а эвристический метод  - для применения исследовательского  метода.

 Необходимо отметить  особую значимость методов проблемного  обучения в воспитательном отношении:  они формируют и развивают  творческую познавательную деятельность  учащихся, способствуют правильному  уяснению мировоззренческих проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Педагогическая психология