Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:24, реферат
Педагогическая мысль, впервые изложенная в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» в 1657 г., положила начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьного обучения. Этот труд можно рассматривать и как первую предпосылку длительного противоречивого становления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце XIX в. она начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами).
Этапы становления педагогической психологии
2
Предмет и объект педагогической психологии
4
Задачи педагогической психологии
5
Принципы педагогической психологии
5
Структура педагогической психологии
8
Источники информации как основания методов педагогической психологии
9
Основные методы исследования
10
Категории педагогики
12
Классификация методов обучения
Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям — репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.
Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической психологии. Различают лабораторный (в специальных условиях, с аппаратурой и т.д.) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается. Одной из наиболее эффективных и распространенных в последние десятилетия (особенно в отечественной педагогической психологии) форм естественного эксперимента является формирующий эксперимент. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.
Категории педагогики
Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.
Развитие человека — это
процесс становления его
Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение — это
Классификация методов обучения.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся выделяют следующие методы обучения.
Метод |
Вид деятель-ности |
Уровни умствен-ной деятель-ности |
Уровни знаний |
Сущность |
Объясни-тельно-иллюстра-тивный |
С помощью учителя (рупродук- тивный) |
Узнавание |
Знание-знакомст-во |
Традиционное обучение – процесс передачи готовых известных знаний |
Репродуктивный |
Сам ученик (репродук- тивный) |
Воспроиз-ведение |
Знание-копия | |
Проблемное изложе-ние |
С помощью учителя (продуктив- ный) |
Примене-ние, творчество |
Знание-умение, знание транс-формация |
Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия учащимися новых знаний |
Частич-но-поиско-вый |
Под руководст- вом учителя (продуктив- ный) |
Творчество |
Знание трансфор-мация | |
Исследо-вательс-кий |
Без помощи учителя (продуктив- ный) |
Объяснительно-иллюстрированный метод осуществляется как лекция, демонстрация опытов, экскурсий. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание. В результате формируется «знание-знакомство».
Репродуктивный метод заключается в том, что преподаватель составляет задания для учащихся на воспроизведение ими знаний. В результате формируется «знание-копия».
Объяснительно-
1. усредненный общий темп изучения материала
2. единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися
3. большой
удельный вес знаний, получаемых
учениками в готовом виде
4. почти
полное незнание учителем
5. преобладание
словесных методов изложения
материала, создающих
6. затруднительность
самостоятельной работы
При частично-поисковом методе обучения объяснения учителя сочетаются с поисковой деятельностью школьников на всех или на отдельных этапах познавательного процесса. На уроках существуют большие возможности для использования частично-поискового метода. После постановки преподавателем учебных задач учащиеся сами ищут правильное решение и делают выводы, выполняют самостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах.
Основными приемами
Эвристические методы (не только в педагогике) можно рассматривать с двух точек зрения:
- эвристические методы
и приемы являются лишь
- эвристический метод
часто рассматривается как то,
что сокращает перебор
Метод проблемного изложения
Если учитель не
излагает готовые научные
Проблемное изложение,
как и исследовательский метод,
Как будет видно
далее, проблемное изложение
Необходимо отметить
особую значимость методов