Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:31, контрольная работа
Характер (от греч. charaktеr – «печать, чеканка, зарубка») – подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления характера) и самовыражения в общении с другими людьми (экспрессивные проявления характера).
Понятие характера
Характер (от греч. charaktеr – «печать, чеканка, зарубка») – подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления характера) и самовыражения в общении с другими людьми (экспрессивные проявления характера).
Этимологически слово «характер» употребляется в трех значениях:
1) применительно к любым объектам и явлениям (характер процесса, характер ландшафта) как обозначающее их «образное своеобразие», нечто «характерное» для них;
2) применительно к животным и человеку как обозначающее их душевное (психическое) своеобразие;
3) применительно только к человеку как характеризующее его не только с психологической, но и с морально-этической стороны (хороший или плохой, сильный или слабый характер, «с характером» или бесхарактерный).
Наука
о характере в психологическом
Различия человеческих характеров, как наиболее существенных свойств и особенностей человека, определяющих его внешний облик и поведение (индивидуальные различия в широком смысле), с глубокой древности обращали на себя внимание философов и врачей.
Древнейшая
из известных типологий
Основы
представления о характере как
типе социального поведения заложил
Типологическую
традицию Платона продолжил и
развил ученик Аристотеля Теофраст (IV–III
Представления
медицинского естествознания о типах
характеров тесно переплетаются
с учением о темпераменте и
конституции как соматическом типе
строения организма человека. Конкретный
тип темперамента, так же как и характера,
мог объясняться, например, преобладанием
в организме определенного «гумора» (Гиппократ, Гален),
составом крови (Аристотель), влиянием
космогонических факторов (Парацельс),
типом сложения (Кречмер), особенностями
воли (Клагес) и т. д. Типологии характеров,
в основе которых лежит заложенное в античности
учение о темпераментах, соединившее в
своих основах идеи морфологической (
В
Новое время утвердилось
С
XIX в. характерология приобретает черты
систематической научной дисциплины,
призванной изучать сущностные различия
человека, сводя их к некоторой простой
форме (типу) или заостряя внимание на
неповторимости их комбинации у конкретного
индивида. К началу ХХ в. чрезвычайно расширилась
палитра объяснения характерологических
различий и понимания сути характера.
Понимание характера не как типа, а как
уникальности конкретного индивидуума
было сформулировано в немецкой характерологии.
Понимание характера как типа во французской
характерологии строилось в основном
на морфофизиологической основе. С XIX в.
от более умозрительной характерологии
отделяется проблема объективно измеряемых
формальных человеческих различий (как
простых – интеллект, память, внимание
и проч., так и более сложных – творческие
и организаторские способности, профессиональная
пригодность и т. д.). Развитые в работах
англичан Ч. Дарвина, Г.
Менделя, Гальтона, американца Дж.
М. Кеттела, немцев Г.
Эббингауза, В.
Вундта и др., французов А.
Бине, А. Симона методы, получив
теоретическое обоснование в работах В.
Штерна (1911 г.), образовали отдельную
дисциплину – дифференциальную
психологию. Непосредственной предшественницей
дифференциальнойпсихологии был
Физиогномику практиковал
уже Пифагор (VI в. до н. э.). Анаксагор отбирал
себе учеников по форме руки. Основоположником
европейской физиогномики считается Аристотель.
Более специфическим методом определения
характера было обращение к конституциональным
и физиологическим факторам. Уже Гиппократ при
объяснении темпераментов отчасти опирался
на особенности строения тела. Законченное
выражение конституционально-
Общим недостатком всех психогностических методов является произвольное выделение одной из многих групп внешних признаков как единственного средства познания характера.
С развитием в 10—30-е гг. ХХ в. психологии личности встала проблема соотношения понятий личности и характера. Впослевоенной американской академической психологии понятие характера практически вышло из употребления, сохранившись только в клинически ориентированных подходах как обозначающее принадлежность к тому или иному типу. В то же время в европейской психологии (Германия, Франция) понятие характера сохраняется как одно из важных общепсихологических понятий, причем в немецкой традиции оно включает в свое определение элементы духовности, а во французской трактуется как совокупность присущих личности характерных форм аффективного реагирования.
В российской психологии ос
Новый всплеск интереса к проблеме характера возник в 80-е гг. XIX в., когда ряд авторов начал рассматривать его как подструктуру личности, опираясь на идеи Л. С. Выготского, противопоставившего традиционной идее характера, как неизменного типа, представление о нем, как о динамически развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации.
Согласно
современным отечественным
Представления о характере в клинической психологии, в частности в контексте проблемы психопатий, развиваются в основном в традициях типологически ориентированной характерологии (П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко).
В
социальной психологии использу
Понятие социального характера, введенное Э. Фроммом, означает совокупность устойчивых личностных черт, присущих членам некоторой социальной группы и сложившихся в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. Понятие национального характера означает совокупность черт, характеризующих представителей одной нации или этнокультурной общности в отличие от другой. Проблемам национального характера было посвящено в 50—80-е гг. XIX в. большое количество экспериментальных исследований, в которых не удалось обнаружить значимых и устойчивых характерологических различий между нациями; тем самым проблема национального характера перешла в плоскость социально-психологических стереотипов.
Особенности поведения заключаются в том, что человек действует, повинуясь исключительно импульсам, абсолютно не задумываясь над поступками. Это отличает детей от взрослых, которые, в свою очередь, действуют осознанно. Ребенка можно легко отвлечь. Если пару минут назад он горько плакал от боли, то в следующую минуту он может смеяться от радости, взяв в руки любимую игрушку. Именно в этом возрасте у ребенка начинает формироваться любовь к близким людям – к матери, отцу.
В
дошкольном возрасте особую роль играет
общение между мальчиками и девочками.
Ребенок начинает чувствовать свою
принадлежность к женскому или мужскому
полу. Мальчики стараются подражать
мужчинам, а девочки – женщинам.
В семьях им внушают общепринятые
нормы поведения. Они зависят
конкретно от национальной культуры
воспитания. В целом, от девочек ожидают
доброты, душевности, мальчикам же позволяют
проявлять больше агрессии. Это усиливается
еще и приобщением к
Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте, но развивается на протяжении всей жизни.
Сначала ребенок начинает присваивать, копировать модели поведения взрослых мужчин и женщин, их интересы. Экспериментально доказано, что начиная с четырехлетнего возраста дети осознают свою принадлежность к женскому или мужскому полу. И это осознание очень важно для дальнейшего формирования личности и поэтому необходимым является образец для подражания: для девочек – это мама, для мальчиков – папа, с которыми дети могли бы себя идентифицировать.
Мышление детей в этот период находится на уровне конкретных операций, т. е. оно наглядно-образное.