Понятие и сущность процесса социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:26, реферат

Описание

Идея развития личности – одна из ключевых идей психологии. Признание личности субъектом социальной деятельности на любом возрастном этапе придает особое значение идее её развития, согласно которой ребенок, развиваясь, становится таким субъектом. В результате процесс развития ребенка немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них, т.е. вне социализации.

Работа состоит из  1 файл

социализация.doc

— 68.00 Кб (Скачать документ)

§ 1. Понятие и сущность процесса социализации личности

Идея развития личности – одна из ключевых идей психологии. Признание личности субъектом социальной деятельности на любом возрастном этапе придает особое значение идее её развития, согласно которой ребенок, развиваясь, становится таким субъектом. В результате процесс развития ребенка немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них, т.е. вне социализации.

Понятие «социализация» было введено в научный оборот американским социологом Ф. Гиддинсом и французскими социопсихологами в конце XIX в. Они подразумевали под социализацией «процесс развития социальной природы человека» [4; C. 7].

В конце 80 — начале 90-х гг. ХХ в. коренные социально-экономические и идеологические изменения в нашей стране активизировали работу ученых по переосмыслению теоретических и методологических подходов к процессу социализации. В настоящее время термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования (кон, с. 152). Согласно самому общему определению, социализация — «процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе» [7, с.66]. Основное содержание понятия социализации состоит в том, что это процесс или «совокупность всех социальных процессов» «вхождения индивида в определенную социальную среду (группу, общество и т. д.)», «усвоения индивидом социальных влияний, господствующих норм, ценностей, установок, образцов поведения и т.д., позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе, социальной общности, группе, и дальнейшее развитие им социально-культурного опыта», «приобщения индивида к системе социальных связей», «обретение собственного социального опыта и активного самопостроения личности как полноценного члена общества» и т.д. [6]

В психологическом словаре социализация определяется как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта» [10; C. 45]. Е.В. Змановская определяет социализацию как «процесс постепенного интегрирования индивида в социум посредством познания, присвоения и принятия общественно-значимых отношений, смыслов и норм» [10; C. 45]. Т. Шибутани трактует данное понятие как «процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм». (6) Г.М.Андреева дает следующее определение: «Социализация – двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности; активного включения в социальную среду» (1). В этом определении важным является то, что человек не просто усваивает, но и преобразовывает социальный опыт в собственные ценности, установки, ориентации, т.е. проявляет не пассивность, а активность. В связи с этим замечанием возникла необходимость в конкретизации сущности социализации в зависимости от роли самого человека в этом процессе. При пассивной позиции человека (субъект-объектный подход) социализация рассматривается как адаптация его к обществу, при этом человек является объектом воздействия для общества. При активной позиции (субъект-субъектный подход) человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства. При этом человек не просто усваивает накопленный человечеством социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, которые позволяют исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Согласно концепции А. В. Мудрика, субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет субъектность. Сущность социализации здесь состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

В. Стрельцов среди прочих определений предлагает рассматривать социализацию как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности». Здесь же, «с точки зрения науки», он объясняет социализацию как «процесс формирования черт личности, востребованных обществом и предначертанных его статусом, усвоение личностью определенной системы знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной группе. данная система позволяет личности функционировать в обществе в качестве равноправного члена (В. Стрельцов). Согласно определению Л. Чайльда, социализация — это наука о процессе превращения индивидуума со всеми его врождёнными задатками и потенциальными возможностями в члена современного ему общества, происходящее под влиянием воздействий социальных условий и воспитания (с. 104, Божович).

И. С. Кон определяет социализацию «в самом общем виде» как «влияние среды в целом, которое приобщает индивида к участию в общественной жизни, пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» с. 150 (при этом под последними подразумевается совокупность действий, производимых субъектом для реализации занимаемой им позиции как системы ожиданий с 108). Он отмечает, что «процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания» с. 150. Развитие личности предполагает активность личности (личность как субъект). Воспитание в широком и узком смысле соответственно рассматривается как воздействие воспитателя и воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, а кроме того как «такая направленность действий, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает ненамеренные, спонтанные воздействия» с. 150. А. В. Мудрик определяет воспитание как один из субпроцессов социализации, «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, в определенной мере последовательно способствующее его адаптации в обществе и создающее условия его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осущствляется» с. 151. Он же предлагает наиболее основательную и концептуально разработанную теорию социализации в отечественной литературе, трактуя социализацию как «развитие и самоизменение, самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества, что происходит во взаимодействии индивида со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». с. 150

В ходе анализа определений, представленных в литературе, было выяснено, что социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — выступает в качестве социальной реакции человека с учетом его возраста и уровня социального развития в системе конкретных общественных отношений. Как результат она является основополагающей характеристикой индивида и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни (выделяют дотрудовую, в которой различается ранний период (от рождения до поступления в школу) и период обучения индивида, трудовую и послетрудовую стадии социализации). По времени осуществления социализация подразделяется на первичную, продолжающуюся от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и вторичную, происходящую уже на стадии социальной зрелости личности.

Социализация включает три взаимосвязанных процесса (см. приложение 1) ссылка:

- социальную адаптацию — активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций;

- индивидуализацию — активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации, которая предполагает удовлетворяющее человека проявление активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и/или взаимоотношений, одобряемых значимыми для индивида лицами;

- социально-психологическую интеграцию — постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности

Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя  основными тенденциями — типизацией и индивидуализацией. Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир) и, с другой — как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения. Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира ссылка. В итоге процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация личности — деятельность, общение, развитие самосознания (1). В процессе усвоения содержания деятельности и ее разнообразных видов, происходит ориентировка индивида и осуществляется выбор главного, приоритетного направления, формируются личностные смыслы деятельности, отношения.  Одновременно происходит расширение контактов человека с другими людьми. Кроме того, в процессе социализации происходит становление в человеке образа «Я», формируется его идентичность.

Выделяют несколько  источников социализации индивида ссылка:

- передача культуры, которая осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания;

- взаимное влияние  людей, которое происходит в процессе общения и совместной деятельности;

- первичный опыт, связываемый с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

- процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Также принято выделять разные механизмы социализации («способы, посредством которых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми» [8 Р.С. Немов]), среди которых наиболее значимыми являются [3; C. 55]:

- традиционный (процесс  усвоения норм, ценностей, эталонов  поведения ближайшего социального окружения)

- стилизованный (стиль  жизни группы, характеризующейся  определенной субкультурой)

- межличностный (процесс непосредственного общения со «значимыми другими»)

- рефлексивный (внутренний  диалог со «значимыми другими», которые как бы представляют  собой факторы социализации; своеобразная  автокоммуникация, в рамках которой анализируются, оцениваются, принимаются или отвергаются «предлагаемые» социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила).

- институциональный (взаимодействие  с социальными институтами, созданными  как специально для цели социализации, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых — производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие [3; C. 59]).

А. В. Мудрик характеризует четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека:

- мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той  или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

- макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые  влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

- мезофакторы — условия  социализации больших групп людей,  выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

- микрофакторы — непосредственно  влияющие на конкретных людей,  которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум [1; C. 99].

На основе рассмотренных  факторов можно выделить 
традиционные (оказывают влияние на нравственные качества, например, семья, круг друзей) и новые каналы социализации (рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик).

Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется через агентов социализации (непосредственно или через группу). Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности ссылка. Институтами социализации являются семья и дошкольные образовательные учреждения; школа, а также учреждения среднего и высшего профессионального образования; трудовой коллектив и т.д. В связи с этим социализацию можно определить также как процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом ссылка.

На разных стадиях  социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой стадии главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии значительную роль играют коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.

В разных парадигмах психологии существует традиция по-разному рассматривать значение тех или иных этапов социализации личности. Психоанализ абсолютизирует роль ранних этапов становления личности. В других теориях важная роль в социализации личности отводится юношескому возрасту. Например, Т. Шибутани отмечает: «Большинство исследований социализации концентрируется на детском возрасте, когда научение, по общему признаку, производит наиболее глубокое впечатление. Это годы, когда устанавливается стиль жизни, когда закладываются основы для всей последующей социализации» ссылка.

Информация о работе Понятие и сущность процесса социализации личности