Понятие эмпирической проверки научных гипотез

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:41, реферат

Описание

Эмпирическая проверка гипотез в сводится к проверке таких следствий, которые из них вытекают, непосредственно с помощью результатов наблюдений или специально поставленных экспериментов. Такие следствия обычно выражаются в форме условных утверждений, т. е. утверждений, в которых перечисляются те требования, 'выполнение которых необходимо для появления того или иного события. Если предсказания, выведенные из гипотезы, согласуются с данными наблюдения или эксперимента, то говорят, что гипотеза подтверждается этими данными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Гипотезы 4
1.1 Эмпирические гипотезы 4
1.2 Научная гипотеза 6
Глава 2. Понятие эмпирической проверки научных гипотез 7
2.1 Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез 7
2.2 Понятие об эмпирической проверки научных гипотезы 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11

Работа состоит из  1 файл

Понятие эмпирической проверки научных гипотез,40%.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эмпирическая проверка научных гипотез — долгий процесс, связанный со сложными процедурами верификации, обоснования, оценки, корректировки теоретических положений.

Проверка научного положения  — это совокупность действий, позволяющих  оценить его. возможную истинность.

Проблема проверки гипотез. Эмпирическая проверка гипотез в  сводится к проверке таких следствий, которые из них вытекают, непосредственно с помощью результатов наблюдений или специально поставленных экспериментов. Такие следствия обычно выражаются в форме условных утверждений, т. е. утверждений, в которых перечисляются те требования, 'выполнение которых необходимо для появления того или иного события. Если предсказания, выведенные из гипотезы, согласуются с данными наблюдения или эксперимента, то говорят, что гипотеза подтверждается этими данными.

 

Глава 1. Гипотезы

 

1.1 Эмпирические гипотезы

 

Гипотеза – это  научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Эмпирические гипотезы - это предположение, предпринимаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Они не обязательно должны основываться на теории.

Основная особенность  любой экспериментальной гипотезы заключается в том, что она  должна быть операционализирована (т.е. сформулирована в терминах конкретной экспериментальной процедуры).

По содержанию выделяют следующие гипотезы:

  1. О наличии явления (А);
  2. О связи между явлениями (Б);
  3. О предопределенности одного явления другим (В).

Примеры гипотез:

Тип А: В какой степени  ограниченное количество символов, которые  человек способна хранить в кратковременной  памяти?

Тип Б: Можно интровертов считать осторожнее за экстра вертел?

Тип В: обусловлен интеллект  детей интеллектом родителей?

Научная гипотеза должна отвечать критерию верификованости (т.е. способности быть подтвержденной или  опровергнутой экспериментально).

"Добрые" гипотезы должны отвечать определенным критериям, то есть быть:

  1. Логически связанными с существующими знаниями;
  2. Содержательными, то есть содержать формулировку специфического связи между двумя основными понятиями;
  3. Такими, позволяющих операционализации (т.е. трансформацию в совокупности переменных, которые можно измерять.

Обратимся к экспериментам, которые составляют главное содержание данной статьи. Мы рассмотрим три общие  гипотезы, вытекающие из только что  сформулированных принципов.

1. Чем выше социальная ценность объекта, тем в большей степени восприятие его подвержено организующему воздействию поведенческих детерминант. Такой объект будет избирательно восприниматься среди других объектов, фиксироваться в результате условнорефлекторной деятельности восприятия и перцептивно выделяться.

2. Чем сильнее потребность  индивида в некотором социально  ценном объекте, тем значительнее  действие поведенческих детерминант.

3. Неопределенность объектов  восприятия облегчает действие  поведенческих детерминант лишь в той степени, в какой она препятствует действию автохтонных детерминант, не снижая эффективности поведенческих факторов.

В экспериментах, о которых здесь  идет речь, рассматривалась лишь одна сторона поведенческого детерминирования, которую мы называем акцентуацией. Это тенденция, в силу которой искомые, желаемые объекты воспринимаются более отчетливо. Явления перцептивного отбора и фиксации уже были продемонстрированы в других экспериментах, правда, они остаются пока слабо систематизированными. В целях экономии изложения мы не будем рассматривать их здесь, хотя в рамках более широкого исследования они представляют собой важные переменные.

 

1.2 Научная гипотеза

 

Научная гипотеза — непротиворечивое эмпирическое или теоретическое утверждение, решение об истинности которого научным сообществом еще не принято. Самым простым способом удостоверяется истинность эмпирических гипотез, имеющих форму единичных высказываний о наличии или отсутствии определенного свойства у конкретного объекта. Это делается непосредственным сопоставлением содержания таких гипотез с реально наблюдаемым положением дел и установлением тождества (или отсутствия такового) между тем, что утверждается в гипотезе, и тем, что показывают результаты наблюдения и эксперимента. Например, истинность гипотезы «длина данного стола менее двух метров» устанавливается путем непосредственного измерения его длины и сопоставления результатов этого измерения на предмет тождества тому, что утверждалось в гипотезе. Гораздо сложнее осуществляется проверка на истинность общих эмпирических гипотез, а тем более теоретических, особенно тех, которые лежат в основе научных теорий, являясь ее аксиомами. Такая проверка может быть только косвенной, путем выведения из общих гипотез их следствий, установления тождества или различия содержания последних с наблюдаемым положением дел и наконец принятия субъектом научного познания решения о достаточном количестве проверенных следствий из общей гипотезы для вынесения суждения об ее истинности или неистинности (в частном случае, ложности).

 

Глава 2. Понятие эмпирической проверки научных гипотез

 

2.1 Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез

 
Самые серьезные трудности возникают при проверке научных гипотез, содержащих различные абстрактные понятия и утверждения, теоретические и эмпирические законы. Так как все утверждения гипотезы связаны отношениями логической дедукции, то убедиться в верности наиболее абстрактных ее посылок можно только путем проверки следствий, которые из них вытекают и допускают эмпирическую интерпретацию. Именно по подтверждению или опровержению таких следствий косвенно судят о верности или ошибочности исходных посылок, а значит, всей теории в целом. Но эти следствия выводятся не только из утверждений самой теории, но и из тех вспомогательных гипотез и допущений, которые обеспечивают применение теории к конкретной ситуации. Все это еще больше затрудняет процесс проверки гипотезы.

 

2.2 Понятие об эмпирической проверки научных гипотезы 

Необходимо разводить  два представления об эмпирической подкрепленности или «доказанности» гипотез.

  1. установление выдвигаемого причинного объяснения или его отвержения на основе эмпирических данных.
  2. объяснений с точки зрения наложения их на одну и ту же эмпирическую реальность.yсопоставление разных. 
    Эмпирическая загруженность теоретической или научной гипотезы не следует понимать как возможность описания эмпирических данных, кот сами по себе, т.е. без принятия решения об их «данности», не являются эмпирическим фактом. Для экспериментального метода характерно осознать, что факты устанавливаются, а не просто фиксируются исследователем. 
    Возможности отвержения верной гипотезы и принятия неверной на основе эмпирических данных есть те общие промахи, кот могут допустить человек при оценки той или иной эмпирической реальности как «факта». 
    Проверка теории с помощью эмпирического опробования истинности выводимых из нее следствий есть норматив, сложившийся в истории применения экспериментального метода в естествознании. 
    Схема Хольцкампа. Высказывания, имеющие эмпирического содержание, выводятся, как следствия той или иной теории. Теоретическая гипотеза как бы надстраивается над плоскостью эмпирических, или «базисных», высказываний, а переход между этими двумя этапами регулируется на основе принципа фальсификации гипотез (отвержения).

            Теории разной степени общности. Одним  нормативов научного мышленияyиз значимых для экспериментальной  является возможность классификации систем научных знаний, теорий или научных гипотез с точки зрения выделения уровней, свидетельствующих о близости или дальности пути к эмпирической их проверке.

Три типа теорий:

  • верхний
  • средний
  • нижний
  1. нижний уровень предполагает использование объяснительных схем, в которых понятия максимально нагружены эмпирически.
  1. теория среднего уровня непрямо соотносится с эмпирией, а позволяет выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверки. (теория Левина).
  2. теории самого верхнего уровня отличаются с точки зрения отношения к их эмпирическому подкреплению. Они не имплицируют эмпирически нарушенных гипотез. Используемые в этих теоретических моделях понятия имеют статус категорий, т.е. имеют максимальную степень общности, т.е. приближены к философским категориям. (теория деятельности Леонтьева).

Гипотеза - утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

Один из основных нормативов научной деятельности, который является предпосылкой общих принципов Этирования - предположение о возможности  выявления в психологическом Эте закономерностей причинно-следственных связей. Организация реальных форм познавательной деятельности при проверке научных гипотез:

1. ориентировка на сложившиеся парадигмы;

2. возможность выхода  в другие, более просторные рамки, если прежние схемы не годятся.

Нет правил, в соответствии с которыми можно выводить новые законы из новых эмпирических результатов. Поэтому надо выдвигать гипотезы на основе теоретических обобщений, которые надо проверить на истинность.

Научные гипотезы могут проверяться.

Этальный метод - средство проверки каузальных гипотез. Эт - только средство ограничить вольное теоретизирование, он не дает ответ о верности теории.

Эмпирическая проверка гипотез, выводимых из дедуктивных  конструкций - цель любого Этального исследования. Этальный метод используется для проверки не любых гипотез – не все психологические закономерности допускают с точки зрения понимания их структуры применимость к ним Этальиых нормативов рассуждений.

Наблюдение - как метод  сбора данных на предварительном этапе исследования не направлено на проверку гипотез.

Наблюдение эвристическое - вид наблюдения, который направлен  на проверку гипотез. Равные возможности  для получения данных за и против.

Обобщение вида полученной каузальной зависимости с научными целями, если имел место чистый лабораторный этапы:

1. вывод о виде зависимости;

2. вывод об обоснованности  используемой теоретической гипотезы;

3. реализуется путь  от теории к реальности - ее  объяснение с пом проверенной  в лабораторном Эте научной гипотезы.

Принцип фальсификации  гипотез: при неотвержении ЭГ мы еще не можем считать доказанной истинность теории, т. к. всегда можно ожидать новых опровергающих фактов и вновь сформулированных объяснений (исходя из других Теорий) - любая гипотеза всегда открыта для дальнейшей проверки.

Парадокс К. Поппера (один из): система оцениваемых в Эте гипотез и поле возможных других интерпретаций устанавливаемых закономерностей не тождественны.

Норматив Этального  метода - проверка теории с пом эмпирического  опробования истинности выводимых из нее следствий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента Экспериментальная гипотеза – первична. Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

Процесс выдвижения и  опровержения гипотез можно считать  основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез  определяется креативностью (общей  творческой способностью) исследователя – “генератора идей”.

Выводы, которые позволяет  сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта  для последующей проверки.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов  С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. 2. 2. Дружинин В.Н. Экспериментальная  психология. СПб., 2000.

3. Коджаспирова Г.М  Коджаспиров А.Ю. Педагогический  словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

4. Никандров В.В. Экпериментальная  психология. СПб., 2003.

5. Ростопшин П. Психология  и педагогика. – М.: «Издательство  ПРИОР», 2000.

6. Селиванов В.С. Основы  общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000..

7. Современный словарь  по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С.  – Мн.: «Современное слово», 2001.

Информация о работе Понятие эмпирической проверки научных гипотез