Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:41, реферат
Эмпирическая проверка гипотез в сводится к проверке таких следствий, которые из них вытекают, непосредственно с помощью результатов наблюдений или специально поставленных экспериментов. Такие следствия обычно выражаются в форме условных утверждений, т. е. утверждений, в которых перечисляются те требования, 'выполнение которых необходимо для появления того или иного события. Если предсказания, выведенные из гипотезы, согласуются с данными наблюдения или эксперимента, то говорят, что гипотеза подтверждается этими данными.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Гипотезы 4
1.1 Эмпирические гипотезы 4
1.2 Научная гипотеза 6
Глава 2. Понятие эмпирической проверки научных гипотез 7
2.1 Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез 7
2.2 Понятие об эмпирической проверки научных гипотезы 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Эмпирическая проверка научных гипотез — долгий процесс, связанный со сложными процедурами верификации, обоснования, оценки, корректировки теоретических положений.
Проверка научного положения — это совокупность действий, позволяющих оценить его. возможную истинность.
Проблема проверки гипотез. Эмпирическая проверка гипотез в сводится к проверке таких следствий, которые из них вытекают, непосредственно с помощью результатов наблюдений или специально поставленных экспериментов. Такие следствия обычно выражаются в форме условных утверждений, т. е. утверждений, в которых перечисляются те требования, 'выполнение которых необходимо для появления того или иного события. Если предсказания, выведенные из гипотезы, согласуются с данными наблюдения или эксперимента, то говорят, что гипотеза подтверждается этими данными.
Глава 1. Гипотезы
1.1 Эмпирические гипотезы
Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Эмпирические гипотезы - это предположение, предпринимаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Они не обязательно должны основываться на теории.
Основная особенность
любой экспериментальной
По содержанию выделяют следующие гипотезы:
Примеры гипотез:
Тип А: В какой степени ограниченное количество символов, которые человек способна хранить в кратковременной памяти?
Тип Б: Можно интровертов считать осторожнее за экстра вертел?
Тип В: обусловлен интеллект детей интеллектом родителей?
Научная гипотеза должна
отвечать критерию верификованости (т.е.
способности быть подтвержденной или
опровергнутой
"Добрые" гипотезы должны отвечать определенным критериям, то есть быть:
Обратимся к экспериментам, которые составляют главное содержание данной статьи. Мы рассмотрим три общие гипотезы, вытекающие из только что сформулированных принципов.
1. Чем выше социальная ценность объекта, тем в большей степени восприятие его подвержено организующему воздействию поведенческих детерминант. Такой объект будет избирательно восприниматься среди других объектов, фиксироваться в результате условнорефлекторной деятельности восприятия и перцептивно выделяться.
2. Чем сильнее потребность
индивида в некотором
3. Неопределенность объектов
восприятия облегчает действие
поведенческих детерминант
В экспериментах, о которых здесь идет речь, рассматривалась лишь одна сторона поведенческого детерминирования, которую мы называем акцентуацией. Это тенденция, в силу которой искомые, желаемые объекты воспринимаются более отчетливо. Явления перцептивного отбора и фиксации уже были продемонстрированы в других экспериментах, правда, они остаются пока слабо систематизированными. В целях экономии изложения мы не будем рассматривать их здесь, хотя в рамках более широкого исследования они представляют собой важные переменные.
1.2 Научная гипотеза
Научная гипотеза — непротиворечивое эмпирическое или теоретическое утверждение, решение об истинности которого научным сообществом еще не принято. Самым простым способом удостоверяется истинность эмпирических гипотез, имеющих форму единичных высказываний о наличии или отсутствии определенного свойства у конкретного объекта. Это делается непосредственным сопоставлением содержания таких гипотез с реально наблюдаемым положением дел и установлением тождества (или отсутствия такового) между тем, что утверждается в гипотезе, и тем, что показывают результаты наблюдения и эксперимента. Например, истинность гипотезы «длина данного стола менее двух метров» устанавливается путем непосредственного измерения его длины и сопоставления результатов этого измерения на предмет тождества тому, что утверждалось в гипотезе. Гораздо сложнее осуществляется проверка на истинность общих эмпирических гипотез, а тем более теоретических, особенно тех, которые лежат в основе научных теорий, являясь ее аксиомами. Такая проверка может быть только косвенной, путем выведения из общих гипотез их следствий, установления тождества или различия содержания последних с наблюдаемым положением дел и наконец принятия субъектом научного познания решения о достаточном количестве проверенных следствий из общей гипотезы для вынесения суждения об ее истинности или неистинности (в частном случае, ложности).
Глава 2. Понятие эмпирической проверки научных гипотез
2.1 Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез
Самые серьезные трудности возникают
при проверке научных гипотез, содержащих
различные абстрактные понятия и утверждения,
теоретические и эмпирические законы.
Так как все утверждения гипотезы связаны
отношениями логической дедукции, то убедиться
в верности наиболее абстрактных ее посылок
можно только путем проверки следствий,
которые из них вытекают и допускают эмпирическую
интерпретацию. Именно по подтверждению
или опровержению таких следствий косвенно
судят о верности или ошибочности исходных
посылок, а значит, всей теории в целом.
Но эти следствия выводятся не только
из утверждений самой теории, но и из тех
вспомогательных гипотез и допущений,
которые обеспечивают применение теории
к конкретной ситуации. Все это еще больше
затрудняет процесс проверки гипотезы.
2.2 Понятие об эмпирической проверки научных
гипотезы
Необходимо разводить
два представления об эмпирической
подкрепленности или «
Теории разной степени общности. Одним нормативов научного мышленияyиз значимых для экспериментальной является возможность классификации систем научных знаний, теорий или научных гипотез с точки зрения выделения уровней, свидетельствующих о близости или дальности пути к эмпирической их проверке.
Три типа теорий:
Гипотеза - утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.
Один из основных нормативов научной деятельности, который является предпосылкой общих принципов Этирования - предположение о возможности выявления в психологическом Эте закономерностей причинно-следственных связей. Организация реальных форм познавательной деятельности при проверке научных гипотез:
1. ориентировка на сложившиеся парадигмы;
2. возможность выхода в другие, более просторные рамки, если прежние схемы не годятся.
Нет правил, в соответствии с которыми можно выводить новые законы из новых эмпирических результатов. Поэтому надо выдвигать гипотезы на основе теоретических обобщений, которые надо проверить на истинность.
Научные гипотезы могут проверяться.
Этальный метод - средство проверки каузальных гипотез. Эт - только средство ограничить вольное теоретизирование, он не дает ответ о верности теории.
Эмпирическая проверка гипотез, выводимых из дедуктивных конструкций - цель любого Этального исследования. Этальный метод используется для проверки не любых гипотез – не все психологические закономерности допускают с точки зрения понимания их структуры применимость к ним Этальиых нормативов рассуждений.
Наблюдение - как метод сбора данных на предварительном этапе исследования не направлено на проверку гипотез.
Наблюдение эвристическое - вид наблюдения, который направлен на проверку гипотез. Равные возможности для получения данных за и против.
Обобщение вида полученной каузальной зависимости с научными целями, если имел место чистый лабораторный этапы:
1. вывод о виде зависимости;
2. вывод об обоснованности
используемой теоретической
3. реализуется путь от теории к реальности - ее объяснение с пом проверенной в лабораторном Эте научной гипотезы.
Принцип фальсификации гипотез: при неотвержении ЭГ мы еще не можем считать доказанной истинность теории, т. к. всегда можно ожидать новых опровергающих фактов и вновь сформулированных объяснений (исходя из других Теорий) - любая гипотеза всегда открыта для дальнейшей проверки.
Парадокс К. Поппера (один из): система оцениваемых в Эте гипотез и поле возможных других интерпретаций устанавливаемых закономерностей не тождественны.
Норматив Этального метода - проверка теории с пом эмпирического опробования истинности выводимых из нее следствий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента Экспериментальная гипотеза – первична. Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.
Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя – “генератора идей”.
Выводы, которые позволяет
сделать результат
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов
С.М. Словарь-справочник по
3. Коджаспирова Г.М
Коджаспиров А.Ю.
4. Никандров В.В.
5. Ростопшин П. Психология и педагогика. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000..
7. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001.
Информация о работе Понятие эмпирической проверки научных гипотез