Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:28, реферат
Педагог в своей работе имеет дело не только и не столько с каждым учеником в отдельности, сколько с различными группами, в которые входят учащиеся: классный коллектив, семья, а иногда и уличная компания, под влияние которой попал подросток. В связи с этим учителю необходимо знать основные социально-психологические закономерности групп и коллективов.
1. Понятие коллектива в психологии 4
1.1. Группы и их классификация 4
1.2. Коллектив как высшая форма развития группы 5
2. Понятие коллектива в педагогике
Список используемой литературы 12
Реферат
по дисциплине «Педагогика и Психиология»
по теме: «Понятие
коллектива в психологии
и педагогике»
Выполнил:
Студент гр. М-21-10
Очной формы обучения
Специализация: Гостиничный
и туристический бизнес
Родин Алексей
Александровичь
Содержание
1. Понятие коллектива в психологии 4
1.1. Группы и их классификация 4
1.2. Коллектив как высшая форма развития группы 5
2. Понятие коллектива в педагогике
Список используемой литературы 12
Педагог в своей работе имеет дело не только и не столько с каждым учеником в отдельности, сколько с различными группами, в которые входят учащиеся: классный коллектив, семья, а иногда и уличная компания, под влияние которой попал подросток. В связи с этим учителю необходимо знать основные социально-психологические закономерности групп и коллективов.
Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например классовой принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые (коллективы) и недостаточно или низкоразвитые группы (ассоциации, корпорации, диффузные группы).
Большие группы могут быть реальными, образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени (трудовой коллектив предприятия, педагогический коллектив школы и т.п.); и условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков (классовых, половых, возрастных и др.). Люди, которые оказываются включенными в условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики.
Малые группы — это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными,
т. е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. Выделяются также и неофициальные группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, доверия, симпатии и т. д.).
Важнейшей
основой классификации групп
является степень, или уровень, их развития.
Уровень группового
развития — характеристика
сформированности межличностных
отношений, результат
процесса формирования
группы. Психология в качестве основания
для выявления уровня группового развития
принимает деятельность группы, ее ценности
и цели, от которых зависит характер межличностных
отношений. Именно на этой основе строится
психологическая типология групп, различающихся
по уровню развития: коллективы,
просоциальные ассоциации,
диффузные группы, асоциальные
ассоциации, корпорации. Высший уровень
группового развития обнаруживается в
деятельности и межличностных отношениях,
присущих коллективам.
Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка.
Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка.
Во-вторых,
группа — это богатейшее поле эмоционального
напряжения, где переплетается удивительное
многообразие эмоциональных проявлений
индивидуальностей, где субъект
черпает эмоциональный опыт и
сам обогащает
В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни.
В-четвертых,
в группе ребенок обнаруживает свою
несхожесть с другими людьми, а
если это его сверстники — с
другим «Я» и познает самого себя
в таком сопоставлении с
Наконец, группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в группе спектр социальных полей широк, в группе интенсивно формируется индивидуальность ребенка.1
Бесспорно,
многоплановое развитие неминуемо
и максимально в той группе,
которая может быть охарактеризована
как коллектив. Чтобы доказать это, произведем
сопоставление самого низшего уровня
группы — группы случайно собранных людей,
аморфной, часто именуемой диффузной.
Оформим такое сопоставление.
Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия. В любой другой малой группе (ассоциации, кооперации, корпорации) человек не находит такой степени защищенности и свободы проявления своего «Я», как это предоставляет ему коллектив. Лишь обыденное, житейское представление о коллективе предполагает давление на личность и нивелировку личностных особенностей человека, но житейско-обыденный образ коллектива больше напоминает «стадо», «тусовку», «стаю», т. е. диффузную группу. Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.
В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. В диффузной же группе личность подавлена, несвободна, боязлива и поэтому в деятельности не достигает максимального для нее успеха.
Советская педагогика в свое время основательно разработала методику организации детского коллектива. Такие педагоги, как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, а позже В.М. Коротов, И.П. Иванов, осветили путь движения группы к коллективу. Вот его основные вехи:
Коллектив,
как всякий живой организм, рождается,
развивается, проходит кризисные этапы,
распадается, умирает и вновь способен
к возрождению.
Список
используемой литературы
Информация о работе Понятие коллектива в психологии и педагогике