Понятие коллектива в психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:28, реферат

Описание

Педагог в своей работе имеет дело не только и не столько с каждым учеником в отдельности, сколько с различными группами, в которые входят учащиеся: классный коллектив, семья, а иногда и уличная компания, под влияние которой попал подросток. В связи с этим учителю необходимо знать основные социально-психологические закономерности групп и коллективов.

Содержание

1. Понятие коллектива в психологии 4
1.1. Группы и их классификация 4
1.2. Коллектив как высшая форма развития группы 5
2. Понятие коллектива в педагогике
Список используемой литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Понятие коллектива в психологии и педагогике.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)
 

Реферат

по дисциплине «Педагогика и Психиология»

по теме: «Понятие коллектива в психологии и педагогике» 
 

Выполнил:

Студент гр. М-21-10

Очной формы  обучения

Специализация: Гостиничный 

и туристический  бизнес

Родин Алексей  Александровичь 
 
 
 
 

 

Содержание 
 
 

1. Понятие  коллектива в психологии 4

1.1. Группы  и их классификация 4

1.2. Коллектив  как высшая форма развития  группы 5

2. Понятие коллектива в педагогике

Список  используемой литературы 12

 

 
 

 

  1. Понятие коллектива в психологии
    1. Группы и их классификация
 

    Педагог в своей работе имеет дело не только и не столько с каждым учеником в отдельности, сколько с различными группами, в которые входят учащиеся: классный коллектив, семья, а иногда и уличная компания, под влияние которой попал подросток. В связи с этим учителю необходимо знать основные социально-психологические закономерности групп и коллективов.

    Группа это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например классовой принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые (коллективы) и недостаточно или низкоразвитые группы (ассоциации, корпорации, диффузные группы).

    Большие группы могут быть реальными, образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени (трудовой коллектив предприятия, педагогический коллектив школы и т.п.); и условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков (классовых, половых, возрастных и др.). Люди, которые оказываются включенными в условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики.

    Малые группы — это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными,

т. е. иметь  юридически фиксированные права  и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное  руководство. Выделяются также и неофициальные группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, доверия, симпатии и т. д.).

    Важнейшей основой классификации групп  является степень, или уровень, их развития. Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Психология в качестве основания для выявления уровня группового развития принимает деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: коллективы, просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации. Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам. 

  1. Понятие коллектива в педагогике
 

    Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие  ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка.

    Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией  группа создает необходимые условия  для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка.

    Во-вторых, группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект  черпает эмоциональный опыт и  сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность.

    В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок  обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни.

    В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а  если это его сверстники — с  другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими.

    Наконец, группа предоставляет возможность  ребенку выразить себя, избрав то, что  интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в группе спектр социальных полей широк, в группе интенсивно формируется индивидуальность ребенка.1

    Бесспорно, многоплановое развитие неминуемо  и максимально в той группе, которая может быть охарактеризована как коллектив. Чтобы доказать это, произведем сопоставление самого низшего уровня группы — группы случайно собранных людей, аморфной, часто именуемой диффузной. Оформим такое сопоставление. 

    Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия. В любой другой малой группе (ассоциации, кооперации, корпорации) человек не находит такой степени защищенности и свободы проявления своего «Я», как это предоставляет ему коллектив. Лишь обыденное, житейское представление о коллективе предполагает давление на личность и нивелировку личностных особенностей человека, но житейско-обыденный образ коллектива больше напоминает «стадо», «тусовку», «стаю», т. е. диффузную группу. Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.

В коллективе личность  свободна, защищена, творчески  раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. В диффузной же группе личность подавлена, несвободна, боязлива и поэтому в деятельности не достигает максимального для нее успеха.

    Советская педагогика в свое время основательно разработала методику организации детского коллектива. Такие педагоги, как                 С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, а позже В.М. Коротов, И.П. Иванов, осветили путь движения группы к коллективу. Вот его основные вехи:

  • утверждение социально ценностных норм жизни группы;
  • коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;
  • демократические основы руководства жизнедеятельностью группы, базирующиеся на возложении полномочий и смене лидеров группы в разноплановой деятельности;
  • перспектива завтрашней радости: близкая, средняя, далекая — придающая энергетическое движение группе;
  • традиции группы, фиксирующие коллективные продвижения и оформляющие автономность и отличность коллектива;
  • участие группы в общественной жизни, реальная включенность в социальное пространство в качестве автономной единицы с ее оформленным представительством;
  • расширение и углубление межличностных отношений в группе, содействие высокому статусу в группе каждого ребенка.

Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. 
 
 
 

Список  используемой литературы 
 
 
 

    
  1. Донцов  А.И. Психология коллектива — М.: Изд-во МГУ, 1984.
  2. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч., т. 3.
  3. Общая психология: Учеб. для вузов. 3-е изд. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Педагогика: учеб. для вузов / Под ред. Пидкасистого П.И. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
  5. Психологическая теория коллектива / Под ред. Петровского А.В. — М.: Педагогика, 1979.

Информация о работе Понятие коллектива в психологии и педагогике