Понятие конфликта, его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:57, контрольная работа

Описание

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Работа состоит из  1 файл

Сущность конфликта в организации.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

Различия в психологических особенностях - еще одна причина возникновения конфликтов: как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию "слаженных команд".

     Некоторые специалисты-психологи считают, что  существуют конфликтные типы личности. Для того чтобы понять сущность конфликта, а затем и эффективно разрешить  его, необходимо в первую очередь  установить причины конфликта. Сложность здесь заключается в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся конфликт (не являющийся к тому же конструктивным) втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.

Опыт  разрешения конфликтов показывает, что  большую помощь в этом оказывает  владение формулами конфликта.

Итак, формула первая:

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт.

Рассмотрим  суть входящих в формулу составляющих.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы  наглядно видно, что конфликтная  ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт - значит:

  1. Устранить конфликтную ситуацию.
  2. Исчерпать инцидент.

Практика  показывает, что в жизни много  случаев, когда конфликтную ситуацию устранить невозможно по объективным  причинам. Из формулы конфликта следует: чтобы избежать конфликта, следует проявлять максимальную осторожность, не создавать инцидента.

К сожалению, на практике в большинстве случаев  дело ограничивается лишь исчерпанием  инцидента.

Вторая формула конфликта:

Конфликтная ситуация + Конфликтная ситуация + ... = Конфликт .

Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой.

Данная  формула дополняет первую (здесь  каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой. Разрешить конфликт по этой формуле - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти  несколько вариантов ее формулировки.

Именно по этой причине ключевую роль в разрешении конфликта играет умение правильно определить и сформулировать конфликтную ситуацию.

Важно помнить, что конфликтная ситуация - это диагноз болезни, имя которой "конфликт". Только правильный диагноз дает надежду на исцеление. Для того чтобы сделать эту процедуру наиболее эффективной, приведем следующие несложные для запоминания правила:

  1. Помните, что конфликтная ситуация - это то, что необходимо устранить.
  2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.
  3. Формулировка должна подсказывать, что делать.
  4. Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.
  5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
  6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.

Еще Будда  сказал: "Истинная победа та, когда  никто не чувствует себя побежденным" [360, с. 28].

С помощью  предлагаемого теста можно выяснить уровень своей конфликтности.

1. Представьте,  что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Вы:

  • а) избегаете вмешиваться;
  • б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;
  • в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения.

2. На  собрании (совещании и т. д.) критикуете  ли вы руководство за допущенные ошибки?

  • а) Нет;
  • б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
  • в) всегда критикуете за ошибки не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Ваш  непосредственный начальник излагает  план работы, который кажется вам нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?

  • а) Если другие вас поддержат, то да;
  • б) вы обязательно будете поддерживать свой план;
  • в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.

4. Любите  ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

  • а) Только, если они необидчивы и эти споры не портят ваших отношений;
  • б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
  • в) вы спорите со всеми и по любому поводу.

5. Вы  стоите в очереди. Кто-то пытается  пролезть вперед. Ваши действия?

  • а) Возмущаетесь в душе, но молчите;
  • б) открыто высказываете негодование;
  • в) проходите вперед и начинаете наводить порядок.

6. Представьте  себе, что рассматривается рационализаторское  предложение, экспериментальная  работа вашего коллеги, в которой есть смелые предложения, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите?

  • а) Выделите положительные стороны работы и предложите предоставить возможность продолжить ее;
  • б) выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
  • в) вы станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.

7. Представьте:  свекровь (теща) говорит вам о  необходимости бережливости, экономии, а сама то и дело покупает  дорогие вещи. Она хочет знать  ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете?

  • а) Одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;
  • б) говорите, что эта вещь безвкусная;
  • в) постоянно ругаетесь, ссоритесь из-за этого.

8. Вы  встретили подростков, которые курят.  Как вы реагируете?

  • а) Думаете: "Зачем мне портить себе настроение из-за плохо воспитанных чужих озорников?";
  • б) делаете замечание;
  • в) если это происходит в общественном месте, то вы их отчитаете.

9. В  ресторане вы замечаете, что  официант обсчитал вас: 

  • а) в таком случае вы не даете ему чаевых, которые заранее приготовили на случай, если бы он поступил честно;
  • б) просите, чтобы он еще раз посчитал сумму;
  • в) это будет поводом для скандала.

10. Вы  в доме отдыха. Администратор  сам развлекается, вместо того, чтобы  выполнять свои обязанности, не следит за уборкой в комнатах, за разнообразием меню. Возмущает ли вас это?

  • а) Да, но полагаете, что если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, вряд ли это что-то изменит;
  • б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят;
  • в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале - уборщицах, официантах.

11. Вы  спорите с вашим сыном-подростком  и убеждаетесь, что он прав. Вы признаете свою ошибку?

  • а) Нет;
  • б) разумеется, признаете;
  • в) какой же у вас авторитет, если вы признаете, что были неправы?

12. Дома  на обед подали недосоленое  блюдо. Ваши действия:

  • а) не замечаете такой пустяк;
  • б) молча возьмете солонку;
  • в) не удержитесь от замечания и, может быть, демонстративно откажетесь от еды.

13. На  улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:

  • а) с возмущением посмотрите на обидчика;
  • б) сухо сделаете замечание;
  • в) выскажетесь, не стесняясь в выражениях.

14. Кто-то  из близких купил вещь, которая  вам не понравилась. Вы:

  • а) промолчите;
  • б) ограничитесь кратким тактичным комментарием;
  • в) устроите скандал из-за пустой траты денег.

15. Не  повезло в лотерее. Как вы  воспринимаете это? 

  • а) Постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда в ней больше не участвовать;
  • б) не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещаете взять реванш;
  • в) билет без выигрыша надолго испортит настроение.

   Каждый  ответ "а" оценивается в 4 балла; "б" - в 2 балла; "в" -в 0 баллов.

   От 42 до 60 баллов - вы тактичны, не любите конфликтов, даже если можете их сгладить, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?

    От 22 до 40 баллов – о вас говорят, что вы – конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это отразится на вашем положении. И вас за это уважают.

    20 и менее баллов – вы ищете повод для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать "любителем поскандалить"? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности? 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/

    Морозов А. В.

М 71 Деловая  психология. Курс лекций; Учебник для  высших и средних специальных  учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000

Информация о работе Понятие конфликта, его сущность