Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:17, реферат
Наверное, ни одно из понятий общественных наук не является столь многозначным, неопределенным и дискуссионным, как понятия «человек» и «личность». В обыденном сознании они часто отождествляются. Однако в научных целях желательно различать такие понятия, как «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Понятие «человек» целесообразно использовать как родовую характеристику, т. е. как принадлежность к человеческому роду, как биосоциокультурную категорию.
Когда речь идет об одном, конкретном человеке используют понятие «индивид». Понятие «индивидуальность» применяется для выражения неповторимости, уникальности конкретной личности.
Понятие «личность» раскрывает социальную характеристику человека, т. е. те его стороны деятельности и поведения, которые связаны с его участием в жизни общества, социальных групп. «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».
Содержание:
1) Введение…………………………………………………………………………3
2) Понятие личности в разных культурах. История взглядов на личность…….4
3) Современные взгляды на личность в различных науках, сферах……………4
4) Факторы формирования личности в обществе………………………………..7
5) Структура личности в отечественной психологии……………………………8
6) Структура личности у различных зарубежных авторов……………………...11
7) Заключение………………………………………………………………………15
8) Список использованной литературы…………………………………………..16
Зачастую она
не только «держит» личность, подобно
стержню, но и является высшим благом,
верховной ценностью, во имя которой
иногда жертвуют жизнью. Потребность
в духовном развитии личности в полном
смысле слова ненасыщаема, чего нельзя
сказать о физических и социальных потребностях.
Более того, история дает массу примеров
того, как интенсивная духовная жизнь
(мудрецов, ученых, деятелей литературы
и искусства, религиозных подвижников)
была залогом не только физического выживания,
но и активного долголетия. Люди, сохраняющие
свой духовный мир, как правило, выживали
и в условиях каторг и концлагерей, что
еще раз подтвердил горький опыт XX в.
Выделение физической,
социальной и духовной личности (так
же как и соответствующих потребностей)
носит достаточно условный характер. Все
эти стороны личности образуют систему,
каждый из элементов которой может на
разных этапах жизни человека приобретать
доминирующее значение. Известны, скажем,
периоды усиленной заботы о своем теле
и его функциях, этапы расширения и обогащения
социальных связей, пики мощной духовной
активности. Так или иначе, но какая-то
черта принимает системообразующий характер
и во многом определяет сущность личности
на данном этапе ее развития. Вместе с
тем, возраст, тяжелые испытания, болезни
и пр. могут во многом изменить структуру
личности, привести к своеобразному ее
«расщеплению»- или деградации.
Факторы
формирования личности
в обществе:
Личностью не рождаются, а становятся. На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как психобиологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и личный опыт.
- Психобиологическое наследие – это своеобразный сырой материал, который путем социализации превращается в человека, индивида, личность.
Биологический фактор является и ограничителем для личности, и вместе с тем, именно благодаря нему, из личности создается неповторимая, уникальная индивидуальность.
- Физическое окружение (климат, географические особенности, природные ресурсы) оказывает преимущественно влияние на формирование типов личностей, а не отдельной личности.
- Культура (в широком смысле слова) оказывает самое непосредственное и глубокое влияние на формирование и развитие, главным образом, духовного мира личности, а также его различных социальных качеств.
- Групповой
и индивидуальный опыт помогают формированию
у личности своего «Я –образа» на основании
восприятия того, как ее оценивают другие
окружающие люди. Именно на базе группового,
прежде всего, опыта происходит социализация
личности. Если групповой опыт может быть
сходен у различных личностей, то индивидуальный
опыт всегда уникален и неповторим.
Структура
личности в отечественной
психологии:
Попытки
определить структуру личности,
ее составные части предпринимались давно.
Так как данный предмет изучения, являясь
одним из проявлений психики, нематериален
и его нельзя потрогать руками, то у разных
авторов, в разных психологических направлениях
понятие структуры личности разное. Это
зависит от того, что понимать под личностью.
Психология прошла ряд этапов, начиная
с понимания личности как души, заканчивая
пониманием личности как человека.
В отечественной
психологии большое внимание
уделялось теоретическим
Здесь человек рассматривается в двух аспектах:
1) человек как организм;
2) человек как
носитель сознания — личность.
Нас интересует
второй аспект. Как же проводилось
изучение такого нематериального объекта
как личность? Определяя составные части
чего-то, необходимо понять, в рамках какого
целого мы это делаем. В данном случае
в качестве целого выступает личность
человека. Тогда элементами этого целого
будут являться черты личности — ее устойчивые
психические свойства. Известный теоретик
психологии С. Л. Рубинштейн пишет: «Психическое
свойство — это способность индивида
на определенные объективные воздействия
закономерно отвечать определенными психическими
деятельностями».
Для дальнейшего
анализа следует учесть возможно более
полное число этих элементов. Из Словаря
русского языка С. И. Ожегова были выписаны
все слова, которые могут рассматриваться
как названия свойств личности. Эти слова,
введенные в обиход не психологами, а народом,
обозначали чаще всего не конкретные свойства,
а весьма сложные особенности человека,
называемые чертами личности. Многие свойства
личности не могут быть определены одним
словом. Примечательно, что слов, обозначающих
отрицательные свойства, оказалось в 2
раза больше. Вот вам и ответ на древний
вопрос, почему плохого в мире больше,
чем хорошего — потому что плохое заметнее.
Пытаясь
определить необходимое и
1-я
подструктура называется направленностью
личности. Сюда входят: влечения, желания,
интересы, склонности, идеалы, мировоззрения,
убеждения. Элементы (черты) личности,
входящие в эту подструктуру не имеют
врожденных задатков, а полностью социально
обусловлены и формируются путем воспитания.
Наиболее активной и устойчивой формой
направленности являются убеждения. Совокупность
их составляет мировоззрение человека,
которое может быть пассивным — просто
имеется в наличии. Но в подструктуру направленности
входит и воля — она то и может придавать
убеждениям активный характер, способствуя
их воплощению в жизнь.
2-я
подструктура называется опытом.
Она объединяет знания, навыки, умения
и привычки, приобретенные в обществе
путем обучения, но уже с заметным влиянием
биологически, и даже генетически обусловленных
свойств человека. Не все входящие сюда
свойства можно рассматривать как свойства
личности. Только начинающийся формироваться
навык или однократное действие еще не
свойство личности. Но типичные для данного
индивида проявления, так же как и закрепленные
знания, навык и тем более умение и привычка
— уже бесспорно свойство личности. Опыт
также может быть пассивным «мертвым грузом».
Но благодаря отдельным волевым навыкам
он может стать активным, когда знания
и умения не просто «знаемые», но и используемые.
3-я
подструктура объединяет индивидуальные
особенности отдельных психических процессов
(функций): памяти, эмоций, ощущений, мышления,
восприятия, чувств, воли. Ведь у всех нас
разная память, эмоции, восприятие и т.д.
Эти индивидуальные особенности, закрепляясь,
становятся чертами личности. У кого-то
— «тонкое восприятие искусства», у другого
— «дырявая» память, у третьего — «шквал
эмоций из-за пустяка». Все составляющие
этой подструктуры формируются путем
упражнения, то есть частоты и способа
использования данной функции. Так как
эмоции и ощущения свойственны и животным,
то можно говорить, что в личностных чертах
3-й подструктуры биологический компонент
начинает преобладать над социальным.
4-я
подструктура объединяет свойства
темперамента или типологические свойства
личности (как принадлежащей к какому-то
типу). Они почти полностью зависят от
физиологических свойств мозга: скорость
протекания нервных процессов, баланс
процессов возбуждения и торможения и
т.п.. Сюда же относятся половые и возрастные
свойства, а также особенности личности,
вызванные какой-то патологией (болезнью).
Эти биологически обусловленные черты
с трудом поддаются изменениям, но иногда
возможно формирование (а точнее, «переделывание»)
нужной черты путем тренировки. Зато большую,
чем в предыдущих подструктурах, роль
здесь играет компенсация — возможность
заменить недостаточную или «выбывшую
из строя» функцию какой-то другой. Например,
после просмотра перед сном зажигательного
боевика, ваша нервная система перевозбудилась,
и вам никак не удается заснуть. Тогда
вы можете «обмануть» ее разными уловками:
«считать баранов», представлять себя
на жарком пляже, лечь в любимую «засыпательную»
позу, съесть что-нибудь и т.д. Активность
подструктуры темперамента определяется
силой нервных процессов; если у вас слабость
нервных процессов, то у вас будет «слабый»
тип нервной системы и тип темперамента
с более пассивным поведением.
Движущей
силой развития личности являются внутренние
противоречия между постоянно растущими
общественно обусловленными потребностями
и возможностями их удовлетворения. Развитие
личности - это постоянное расширение
ее возможностей и формирование новых
потребностей.
Уровень
развития личности определяется характерными
для нее отношениями. Низкие уровни развития
личности характеризуются тем, что ее
отношения обусловлены в основном утилитарными,
меркантильными интереса- ми. Наиболее
высокий уровень развития личности характеризуется
преобладанием общественно значимых отношений.
Регулируя свою жизнедеятельность в обществе,
каждый индивид решает сложные жизненные
задачи. Личность проявляется в том, как
она решает эти задачи. Одни и те же трудности,
коллизии преодолеваются различными людьми
разными способами (вплоть до преступных).
Понять
личность - это значит понять, какие
жизненные задачи и каким способом она
решает, какими исходными принципами решения
этих задач она вооружена.
Различаются личности:
1) социализированные
- адаптированные к условиям
2) десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и
3) психически
аномальные личности (психопаты,
невротики, лица с задержками
психического развития и с
личностными акцентуациями - "слабыми
местами" в психической
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.
Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.
В построении
своих жизненных планов стабильная личность
исходит из реальных возможностей, избегает
завышенных притязаний. Развитая личность
обладает высокоразвитым чувством справедливости,
совести и чести. Она решительна и настойчива
в достижении объективно значимых целей,
но не ригидна - способна к коррекции своего
поведения. На сложные требования жизни
она способна реагировать тактической
лабильностью без психических надломов.
Источником своих удач и неудач она считает
себя, а не внешние обстоятельства. В сложных
условиях жизни она способна взять ответственность
на себя и пойти на оправданный риск. Наряду
с эмоциональной устойчивостью, она постоянно
сохраняет эмоциональную реактивность,
высокую чувствительность к прекрасному
и возвышенному. Обладая развитым чувством
самоуважения, она способна посмотреть
на себя со стороны, не лишена чувства
юмора и философского скепсиса.
Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.
Автономность
личности - это ее обособленность от недостойных
побуждений, сиюминутной престижности
и псевдосоциальной активности.
Структура
личности у различных
зарубежных авторов:
Структура личности по Гиппократу:
Гиппократ - создатель
учения о темпераментах. Четыре основных
жидкости организма: кровь, флегма, черная
желчь, желтая желчь. От их соотношения
зависит темперамент. Основные характеристики
темпераментов {доработка Павлова}: сила,
уравновешенность и подвижность нервных
процессов.
1)Сангвиник - преобладает кровь. Сильный, подвижный, уравновешенный.
2) Флегматик - преобладает флегма. Сильный, слабо подвижный, уравновешенный.
3) Холерик - желтая желчь. Сильный, подвижный, слабо уравновешенный.