Понятие о личности и ее структуре в отечественной и зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – рассмотреть основные принципы и положения некоторых психологических теорий личности. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Описать теории личности классиков отечественной психологической науки (А.Ф. Лазурского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева);

Содержание

Введение 3
Глава 1 Отечественные учения о личности 5
1.1 Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности 5
1.2 Личность в трудах А.Н. Леонтьева 8
1.3 Учение о личности А.Ф. Лазурского 10
Глава 2 Зарубежные психологические теории личности 13
1.1 Личность в гуманистической теории 13
1.2 Когнитивная теория личности 15
1.3 Теории черт личности Г. Олпорта и Р. Кеттела 16
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

.Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Удмуртский государственный университет»

Институт  педагогики, психологии и социальных технологий

Кафедра социальной работы 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Понятие о личности и ее структуре в  отечественной и зарубежной психологии 
 
 
 
 

Выполнил: студент 2 курса, гр. 29-21

                                  Поздеева Галина

                                                    Проверил: к.псх.н., доцент,

                                                                проф. кафедры общей психологии

                               Казанцева Г.Н. 
 
 

  

Ижевск 2011

Содержание 

    Введение                                                                                               3

    Глава 1 Отечественные учения о личности                                       5

    1. Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности 5
    2. Личность в трудах А.Н. Леонтьева 8
    3. Учение о личности А.Ф. Лазурского  10

    Глава 2 Зарубежные психологические теории личности 13

    1. Личность в гуманистической теории 13
    2. Когнитивная теория личности 15
    3. Теории черт личности Г. Олпорта и Р. Кеттела 16

    Заключение 20

    Список литературы 22 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

 

     Актуальность  темы данной работы определяется тем, что в психологической науке  категория «личность» относится  к числу базовых понятий.

     В традициях отечественной психологии, личность представляет собой совокупность отношений к миру данного конкретного субъекта (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, В. С. Мерлин, К. К. Платонов и др.). Единственным овеществленным выражением отношения может быть активность личности, реализуемая в ее деятельности.

     Разнообразие  теорий личности, возникших в западной психологической науке в течение  ХХ века, определяет и множество  взглядов на определение концепта «личность», ее функционирование и структуру [15]. Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей известной монографии выделяют, по меньшей мере, девять направлений в теории личности. Это – психодинамическое (3. Фрейд) и пересмотренный А. Адлером и К. Юнгом вариант этого направления, диспозиционное (Г. Олпорт, Р. Кеттел), бихевиористское (Б. Скиннер), когнитивное (Дж. Келли), гуманистическое (А. Маслоу) и феноменологическое (К. Роджерс).

     Как отмечают Л. Хьелл и Д. Зиглер, краеугольные камни теории личности находятся в базисных представлениях ее автора о природе человека.

     Цель  настоящей работы – рассмотреть  основные принципы и положения некоторых  психологических теорий личности. Данная цель достигается посредством решения  следующих задач:

  1. Описать теории личности классиков отечественной психологической науки (А.Ф. Лазурского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева);
  2. Дать характеристику концепта «личность» согласно основным зарубежным теоретическим подходам (психодинамическое направление, гуманистическое направление, когнитивное направление, и структурная теория черт личности).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1

      Отечественные концепции  теории личности

     Опираясь на данные литературы, можно сделать вывод о том, что сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности [6, 12]. Рассмотрим последовательно концепции личности некоторых авторов.

    1. Взгляды С. Л. Рубинштейна на структуру личности

     Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности [1]. По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

     Во-вторых, личностная зависимость психических  процессов выражается в том, что  сам ход развития психических  процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

     В-третьих, зависимость психических процессов  от личности выражается в том, что  сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление - это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности.

     Следующее важное для психологической концепции  личности положение состоит в  том, что любое внешнее воздействие  действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий [13]. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, - от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, - тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются - ею становятся». Психические свойства личности - не изначальная данность, они формируются и развиваются в ходе деятельности.

     Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна  становятся важными следующие положения [1]:

     1. Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

     2. Психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

     3. Процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

  • Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и потребностях, интересах и идеалах;
  • Что может личность? Это вопрос о способностях, о ее одаренности;
  • Что личность есть, что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

     Выделив эти аспекты психического облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они  сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в  однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

     Также тесно связаны между собой  способности и характер. Наличие  способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость  и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера - целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство. 
 
 
 

    1.2 Личность в трудах А.Н. Леонтьева

     К концу 1970-х гг., кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция  системного подхода. В этой связи  особый интерес представляют идеи А. Н. Леонтьева [5].

     По  оценке А.В. Аверина, концепция личности Леонтьева характеризуется высоким уровнем абстрактности. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями» [цит. по 5].

     Охарактеризуем  кратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза) [6].

     К понятию «личность» Леонтьев не относил  генотипические обусловленные особенности  человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, эффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидные и личностные? По его мнению, индивидные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования.

     Развитие  личности предстает как процесс взаимодействия множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности,– отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

     Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл» [6]. Следует отметить, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них. Место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие, вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.

     Итак, существуют мотивы-стимулы, т. е. побуждающие, порой остроэмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляет мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий ... образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

     Все это позволяет А. Н. Леонтьеву  выделить три основных параметра  личности:

  • широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);
  • степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);
  • общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

     Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву  есть процесс «становления связной  системы личностных смыслов». 

     1.3 Учение о личности А.Ф. Лазурского

     Значение  этой концепции в том, что впервые  было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще  и в том, что идея отношений  личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской (петербургской) школы психологов [12].

Информация о работе Понятие о личности и ее структуре в отечественной и зарубежной психологии