Понятие о познавательных процессах. Ощущение, восприятие, внимание, их свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:54, контрольная работа

Описание

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития в период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее ребенка.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2

Понятие о познавательных процессах.
Ощущение, восприятие, внимание, их свойства……………………………5

Педагогический процесс.
Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения……13

Список используемой литературы…………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

психология и педагогика.docx

— 17.97 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

Введение ………………………………………………………………………2

 

Понятие о познавательных процессах.

Ощущение, восприятие, внимание, их свойства……………………………5

 

Педагогический процесс.

Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения……13

 

Список используемой литературы…………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное  время в памяти то, что узнали о действительности в процессе восприятия и мышления.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к  проблемам обучения и развития в  период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так  как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается  фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях будет  протекать это развитие, во многом зависит будущее ребенка.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие  компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять  свои потребности, общаться, играть, учиться  и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая  при этом внимание на различные моменты  или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов  человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические  процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности.

Актуальность выбранной темы заключается  в том что, проблема познавательных процессов – одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь  индивидуально-психологической характеристикой  человека, отражает очень сложные  взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий  развития. Высокие требования современной  жизни к организации обучения делают проблему развития психических  познавательных процессов школьников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.

Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в  начальных классах школы, в средних  обычно переходит в разряд неуспевающих.

 

 

 

Одним из важных направлений в решении  этой задачи выступает создание в  начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных процессов, и навыков  мыслительной деятельности, качеств  ума, творческой инициативы и самостоятельности  в поисках способов решения задач. Такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу.

В результате такого обучения у детей  недостаточно развиваются качества мышления: глубина, критичность, гибкость, которые определяют его самостоятельность. Развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач  школьного обучения вообще и в  начальных классах в частности.

Как правило, условия, необходимые  для организации систематической  работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным  материалом. Этому может служить  специальная организация регулярных факультативных занятий, занятия в  учреждениях дополнительного образования  на которых дети решают нестандартные  задачи.

В чем же заключается роль психических процессов?

    Это функция сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями.

Психические явления - это  ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма  как физиологической системы) воздействия.

Иными словами психические  явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ  на раздражения, которые действуют  сейчас (ощущение и восприятие) и  были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или  предвидящие результаты, к которым  они приведут (мышление, воображение).

1.Педагогический процесс  – одна из важнейщих основополагающих  категорий педагогической науки.  В педагогической литературе  можно найти множество толкований  его сущности:

 

- И.П. Подласый считает,  что педагогическим процессом  называется развивающее взаимодействие  воспитателей и воспитуемых, направленное  на достяжение заданной цели  и приводящее к заранее намеченному  изменению состояния, преобразованию  свойств и качеств воспитуемых.

- М.А. Данилов считает,  что педагогический процесс –  это внутренне связанная совокупность  процессов, суть которых состоит  в том, что социальный опыт  во всей его многогранности  и сложности превращаться в  черты, идеалы и качества формирующегося  человека, его образованность и  идейность, его культуру и нравственный  облик, его способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное, социальное переходит в субъективное, индивидуально – психическое состояние человека.

   Тактим образом,  под педагогическим процессом понимается целостный процесс осуществления воспитания путём обеспечения единства обучения, воспитания и развития.

   По своей сущности педагогический процесс – это процесс социальный, призванный реализовать положения Конституции РФ о праве на образование, действующего законодательства  образовании и других актов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

 Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса – обеспечении всесторонней подготовки человека, а через них, опосредованно, и колективов, команд, других организационных объединений к успешному решению возложенных на них задач.

 Цель контрольной работы: анализ познавательных психических процессов, их влияние на педагогический процесс.

 Задача  контрольной работы: изучить познавательные психические процессы и их свойства, изучить функции обучения.

Объектом данной работы будет являться всё то, что выступает действительным или потенциальным носителем  психических и педагогических процессов. А предметом – познавательные процессы, педагогические процессы их формирование, функционирование и проявление, умение управлять этими процессами.

 

 

 

Список  используемой  литературы.

 

 

1. Амонашвили  Ш.А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. Минск, 2000

2.  М. Малашкина, Популярная история психологии. – М., 2002

3.  Патопсихология – теория и практика. – М., 2000

4.  Р.С. Немов, Общая психология. – М., 2001

5. А.А. Реан, С.И. Розум,  Психология и педагогика. – Спб., 2000

6. Хрестоматия – психологическая  типология, составитель К.В. Сельченок. 

– М., 2000


Информация о работе Понятие о познавательных процессах. Ощущение, восприятие, внимание, их свойства