Понятие о затрудненном общении и его причинах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание

Несмотря на отсутствие общепринятого понятийного определения общения, в настоящее время число работ, посвященных общению в психологии продолжает увеличиваться. Общению детей в разном возрасте посвящаются не только отдельные статьи, но и целые монографии. В общем потоке литературы по этому вопросу можно выделить три различных направления исследований:
Экспериментальный анализ процесса общения и факторов, влияющих на него.
Специфика общения сверстников и его отличие от общения ребенка со взрослым.
Изучение взаимоотношений детей.
Целью данной контрольной работы является изучение направлений исследований в сфере изучения феномена затрудненного общения.

Содержание

Введение ………………………..………………………………………… 3
Исследования особенностей общения. Затрудненное общение ………. 4
Заключение …………………………………………………………….…. 7
Список использованной литературы ………………………………….… 8

Работа состоит из  1 файл

общение.docx

— 20.38 Кб (Скачать документ)

      Содержание 
 

     Введение  ………………………..………………………………………… 3

      Исследования  особенностей общения. Затрудненное общение  ………. 4

     Заключение  …………………………………………………………….…. 7

     Список  использованной литературы ………………………………….… 8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      Несмотря  на отсутствие общепринятого понятийного  определения общения, в настоящее  время число работ, посвященных общению  в психологии продолжает увеличиваться. Общению детей в разном  возрасте посвящаются не только отдельные статьи, но и целые монографии. В общем потоке литературы по этому вопросу можно выделить три различных направления исследований:

  1. Экспериментальный анализ процесса общения и факторов, влияющих на него.
  2. Специфика общения сверстников и его отличие от общения ребенка со взрослым.
  3. Изучение взаимоотношений детей.

      Целью данной контрольной работы является изучение направлений исследований в сфере изучения феномена затрудненного  общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Исследования  особенностей общения. Затрудненное общение 

    Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

      Вопрос  о качественной специфике и взаимосвязи  общения со взрослым и со сверстником является одним из центральных в контексте рассматриваемой проблемы. Понять своеобразие общения детей, выявить его качественные особенности и механизмы развития можно только в контексте общения со взрослым. Однако в американской психологической литературе этот вопрос остается недостаточно раскрытым: непонятно, как связаны между собой эти две сферы общения, как они влияют друг на друга, какова их качественная специфика.

      Зарубежными исследователями выдвигается тезис  о компенсаторных, взаимодополняющих  отношениях между общением ребенка  со взрослым и со сверстниками. Компенсаторная роль контактов со сверстниками в социальном развитии ребенка, когда материнская забота отсутствует или недостаточна, обычно доказывается ссылкой на известное исследование Г. Харлоу с детенышами обезьян, а также на результаты наблюдений за развитием детей-сирот. Однако эти доказательства нельзя считать убедительными, поскольку эксперименты с обезьянами не могут прямо соотноситься с развитием ребенка, а интенсивность общения между сверстниками-сиротами, описанная в широкоизвестной работе А. Фрейд и С. Данн, вряд ли может объясняться отсутствием общения со взрослым.

      Исследования, проведенные в последние годы в нашей стране, показывают, что  при дефиците общения со взрослыми в первую очередь страдает сфера общения детей со сверстниками.

      В необихевиористской школе социального научения воздействия взрослых и сверстников на поведение ребенка рассматриваются как взаимодополняющие или аддитивные. Они суммируются в своем влиянии на поведение ребенка, при этом взрослый как источник положительного социального подкрепления «сильнее» сверстника, он может изменить общение детей и их отношения.

      Сравнивая особенности общения ребенка  со взрослым и со сверстником, авторы обычно выделают только количественные характеристики этого общения. Так в хорошо методически оснащенном исследовании  тщательно сопоставляются особенности общения детей 4—5 лет со взрослым и со сверстником по 50 переменным. Результаты компьютерной обработки экспериментальных данных показали следующее: на открытом воздухе дети чаще общаются со сверстниками, а в помещении — со взрослыми; девочки чаще общаются со взрослыми, а мальчики — со сверстниками; перворожденные дети чаще общаются со взрослым, чем дети, имеющие старших братьев и сестер, и т.д. Причем корреляции между числом обращений ко взрослому и к сверстнику оказались нулевыми: дети, интенсивно общающиеся со сверстниками, редко обращались ко взрослому, и наоборот.

      Как можно видеть, в этой весьма характерной  работе общение со взрослым и со сверстником рассматривается только с точки зрения интенсивности, т. е. частоты контактов. Вопрос о качественной специфике общения детей со взрослыми и со сверстником не ставится вовсе.

      В то же время в отдельных работах  все же содержатся попытки определить качественное своеобразие общения  со взрослым и со сверстником. Например, К. Зан-Вакслер и другие видят эту специфику в том, что взрослый оказывает одностороннее влияние, подчиняя себе ребенка, в то время как в общении сверстников происходит взаимовлияние. Однако трудно согласиться с тем, что ребенок не оказывает никакого влияния на взрослого и что это различение является существенным.

      Другие  авторы в качестве основного отличия  выделяют тот факт, что дошкольники  реже демонстрируют альтруистическое поведение взрослому, менее агрессивны и менее настойчивы в попытках общаться с ним; требования и антагонистическое поведение дошкольники чаще адресуют сверстникам. Однако что стоит за этими поведенческими проявлениями и в чем заключается более глубокое психологическое отличие общения со взрослым и со сверстником, остается невыясненным.

      Наиболее  явно качественные отличия общения  ребенка со взрослым и со сверстником выступают при исследовании взаимоотношений детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в  обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые  существа, люди. В принципе общение  характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс  общения становится осознанным, связанным  вербальными и невербальными  актами.

     Именно  в процессе общения усваивается  опыт, накапливаются знания, формируются  практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в  процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.

     Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и  общества в целом. В процессе общения  складываются и реализуются как  личные, так и общественные отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

      
  1. Демьянков В.З. Конвенции, правила и стратегия  общения: интерпретирующий подход к  аргументации, М., 1982 г. 
  2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения М. 1999 г.
  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность М., 1987 г.
  4. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и вузов М., 1998 г.
  5. Максимов В.И. Русский язык и культура речиМ., 2000 г.
  6. Трофимова Г. К. Русский язык и культура речи: курс лекций М., 2005 г.
  7. Формановская Н. И., Речевой этикет и культура общения М., 1989 г.

Информация о работе Понятие о затрудненном общении и его причинах