Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:50, контрольная работа
Несмотря на отсутствие общепринятого понятийного определения общения, в настоящее время число работ, посвященных общению в психологии продолжает увеличиваться. Общению детей в разном возрасте посвящаются не только отдельные статьи, но и целые монографии. В общем потоке литературы по этому вопросу можно выделить три различных направления исследований:
Экспериментальный анализ процесса общения и факторов, влияющих на него.
Специфика общения сверстников и его отличие от общения ребенка со взрослым.
Изучение взаимоотношений детей.
Целью данной контрольной работы является изучение направлений исследований в сфере изучения феномена затрудненного общения.
Введение ………………………..………………………………………… 3
Исследования особенностей общения. Затрудненное общение ………. 4
Заключение …………………………………………………………….…. 7
Список использованной литературы ………………………………….… 8
Содержание
Введение ………………………..………………………………………… 3
Исследования особенностей общения. Затрудненное общение ………. 4
Заключение …………………………………………………………….…. 7
Список
использованной литературы ………………………………….…
8
Введение
Несмотря на отсутствие общепринятого понятийного определения общения, в настоящее время число работ, посвященных общению в психологии продолжает увеличиваться. Общению детей в разном возрасте посвящаются не только отдельные статьи, но и целые монографии. В общем потоке литературы по этому вопросу можно выделить три различных направления исследований:
Целью
данной контрольной работы является
изучение направлений исследований
в сфере изучения феномена затрудненного
общения.
Исследования
особенностей общения.
Затрудненное общение
Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
Вопрос о качественной специфике и взаимосвязи общения со взрослым и со сверстником является одним из центральных в контексте рассматриваемой проблемы. Понять своеобразие общения детей, выявить его качественные особенности и механизмы развития можно только в контексте общения со взрослым. Однако в американской психологической литературе этот вопрос остается недостаточно раскрытым: непонятно, как связаны между собой эти две сферы общения, как они влияют друг на друга, какова их качественная специфика.
Зарубежными
исследователями выдвигается
Исследования, проведенные в последние годы в нашей стране, показывают, что при дефиците общения со взрослыми в первую очередь страдает сфера общения детей со сверстниками.
В необихевиористской школе социального научения воздействия взрослых и сверстников на поведение ребенка рассматриваются как взаимодополняющие или аддитивные. Они суммируются в своем влиянии на поведение ребенка, при этом взрослый как источник положительного социального подкрепления «сильнее» сверстника, он может изменить общение детей и их отношения.
Сравнивая особенности общения ребенка со взрослым и со сверстником, авторы обычно выделают только количественные характеристики этого общения. Так в хорошо методически оснащенном исследовании тщательно сопоставляются особенности общения детей 4—5 лет со взрослым и со сверстником по 50 переменным. Результаты компьютерной обработки экспериментальных данных показали следующее: на открытом воздухе дети чаще общаются со сверстниками, а в помещении — со взрослыми; девочки чаще общаются со взрослыми, а мальчики — со сверстниками; перворожденные дети чаще общаются со взрослым, чем дети, имеющие старших братьев и сестер, и т.д. Причем корреляции между числом обращений ко взрослому и к сверстнику оказались нулевыми: дети, интенсивно общающиеся со сверстниками, редко обращались ко взрослому, и наоборот.
Как можно видеть, в этой весьма характерной работе общение со взрослым и со сверстником рассматривается только с точки зрения интенсивности, т. е. частоты контактов. Вопрос о качественной специфике общения детей со взрослыми и со сверстником не ставится вовсе.
В то же время в отдельных работах все же содержатся попытки определить качественное своеобразие общения со взрослым и со сверстником. Например, К. Зан-Вакслер и другие видят эту специфику в том, что взрослый оказывает одностороннее влияние, подчиняя себе ребенка, в то время как в общении сверстников происходит взаимовлияние. Однако трудно согласиться с тем, что ребенок не оказывает никакого влияния на взрослого и что это различение является существенным.
Другие авторы в качестве основного отличия выделяют тот факт, что дошкольники реже демонстрируют альтруистическое поведение взрослому, менее агрессивны и менее настойчивы в попытках общаться с ним; требования и антагонистическое поведение дошкольники чаще адресуют сверстникам. Однако что стоит за этими поведенческими проявлениями и в чем заключается более глубокое психологическое отличие общения со взрослым и со сверстником, остается невыясненным.
Наиболее
явно качественные отличия общения
ребенка со взрослым и со сверстником
выступают при исследовании взаимоотношений
детей.
Заключение
Общение
– сложный процесс
Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение
имеет огромное значение в развитии
не только отдельной личности, но и
общества в целом. В процессе общения
складываются и реализуются как
личные, так и общественные отношения.
Список
использованной литературы
Информация о работе Понятие о затрудненном общении и его причинах